Мастер-класс на тему «Рефлексия учебной деятельности, как основа системно-деятельностного подхода в обучении биологии»
Орг. момент. Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 1. С переходом на новые образовательные стандарты актуальным стал вопрос проведения рефлексии на уроке. Тема нашего мастер-класса « Рефлексия учебной деятельности, как основа системно-деятельностного подхода в обучении биологии».
Слайд 2. Прежде чем идти дальше, давайте разберем само понятие «рефлексия».
От лат. reflexio – обращение назад. В русских словарях трактует « рефлексию» как самоанализ и самооценку своей деятельности. Размышление о своем внутреннем состоянии. Если говорить о рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности.
Слайд 3. Организация рефлексивной деятельности на уроке, подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств:
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Слайд 4. Виды рефлексии
Физическая сфера предполагает ответ на вопрос: успел выполнить работу или не успел.
Сенсорная подразумевает самочувствие ребенка на уроке, каково ему было, комфортно или нет.
Интеллектуальная сфера показывает, что учащийся понял на уроке, какие трудности у него появились в процессе работы над новым материалом.
Духовная. Можно отметить, что ребенок, анализируя урок с этой позиции, может сказать, что повлияло на него положительно или отрицательно, он созидал себя или разрушал и как воздействовал на своих товарищей.
Можно еще выделить следующие виды рефлексии:
Индивидуальная, которая проводится с каждым ребенком для выявления реальной самооценки.
Групповая рефлексия акцентирует внимание на работу каждого члена группы для достижения общих целей. Здесь будут уместны следующие вопросы: "Какую помощь вам оказал (имя)? Получилось бы у вас лучше, если бы с вами работал или не работал ...(имя)?"
Слайд 5. Классификация рефлексии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Рефлексия деятельности.
Рефлексия содержания учебного материала.
Слайд 6. Эмоциональная рефлексия
Смайлик.
Солнышко – мне все удалось, тучка – у меня ничего не получилось, солнышко-тучка – мне не все удалось
Дети оценивают свое состояние и свободно говорят.
Слайд 7. Эта разновидность рефлексии помогает оптимизировать учебный процесс. Учащиеся с помощью методов данной рефлексии могут осмысленно относиться к методам, которые они выбирают для достижения поставленных целей. В результате значительно повышается эффективность получения знаний.
Рефлексия деятельности позволяет оценить активность учащихся во время всего урока. Незаменимой такая рефлексия является на заключительном этапе урока. Она учит детей адекватно оценивать свою работу на уроке, методы и способы, которые они выбирают, чтобы достичь запланированного результата. С ее помощью учащиеся могут увидеть свои слабые места и выяснить, где имеются пробелы в знаниях.
Лесенка успеха. Ребенок выбирает ту ступеньку, которая соответствует ему. Красный восклиц.знак - ничего не получилось. Средняя ступенька с человечком, у которого руки разведены в сторону, что говорит о наличии некоторых проблем в ходе занятия. Это говорит о том, что все, что было запланировано, удалось сделать.
«Поезд». На доске висит изображение поезда с вагончиками, которые представляют этапы урока. Ребятам предлагается оценить каждый из них, опустив «веселое личико» или «грустное» в зависимости от того, понравилось ли им выполнять те задания, которые предлагал учитель.
«Цветочная поляна». На доске изображена поляна с разноцветными цветами, которые имеют названия видов деятельности. Учащиеся должны посадить бабочку на тот цветок, который им больше всего понравился.
На уроках чистописания в начальной школе можно проводить рефлексию под названием «Знаки». Ученики должны у себя в тетрадях - а можно и обменяться тетрадями со своими товарищами - выделить или подчеркнуть ту букву, которая написана красивее всего.