Доклад Качество образования и современные требования к нему
Республика Казахстан
Костанайская область
Тарановский район
КГУ «Новоильиновская средняя школа»
ДОКЛАД
«КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ»
Учитель технологии
Вукерт С.В.
Областная конференция
13 мая 2015 год
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ
Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно.
Киплинг
Базовое звено модернизации образования - общеобразовательная школа. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач - нормативно – правовых экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижение нового современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования – это - его соотвествие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество образования.
Образование всегда было и есть фундамент создания человеческого капитала главная его задача сегодня воспитание функционально-грамотного гражданина нашей страны, способного самостоятельно действовать брать на себя ответственность, уметь работать в коллективе, осознающего необходимость самосовершенствоваться, саморазвиваться в течение всей жизни.
Сегодня казахстанской школой в условиях перехода на 12-летнее образование востребованный учитель, который по определению Ыбырая Алтынсарина, является сердцем школы – творчески думающий, владеющий современными методами и технологиями обучения педагог, способный к глубокой профессиональной рефлексии и прогнозированию.
Факторы влияющие на повышение качества образования:
- повышение уровня подготовки учителей;
- стратегическое планирование качества;
- нормативно-правовое обеспечение образования;
- владение учителем научно-обоснованной методикой обучения;
-личностно-ориентированное обучение;
- обеспечение доступности;
- отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья обучающихся;
- эффективное управление качеством образования.
Эффективность преподавания предмета обеспечивается научно-обоснованной методикой обучения, от того, насколько учитель владеет новыми технологиями. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, креативного развития учащихся. Важное значение, приобретает инновационная деятельность учителя, который применяет методы, обеспечивающие ученику возможность свободно проявлять речемыслительные операции и действия, мотивацию в общении на иностранном языке, формирование социокультурной компетенции.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом. Существуют большой класс современных технологий, которых целесообразно использовать при обучении в школе:
- технология программного обучения;
- технология саморазвития (М.Монтессори);
-личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская);
- игровые технологии;
- проблемное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные технологии.
Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть современные информационные технологии.
Педагогическими целями использования информационных технологий являются:
1) Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях информационного общества.
- развитие мышления;
- эстетическое воспитание;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (компьютерные игры);
- экспериментально-исследовательская деятельность;
- формирование информационной культуры.
2) Реализация социального заказа.
3) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:
- повышение эффективности и качества обучения;
- обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активацию познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей.
В последнее время все чаще обсуждается проблема использования современных информационных технологий в обучении.
Однако для применения информационных технологий необходимо наличие квалифицированных преподавателей, прошедших специальную подготовку, достаточное количество компьютеров соответствующего уровня, наличие методически обоснованных учебных компьютерных программ и систем, наличие дидактического комплекса (учебники, система контроля и др.)
В последнее время многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.
Главной целью педагогической (образовательной) технологии является достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании и развитии, а наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды.
В 2014 году мне Вукерт С.В. учителю технологии выпала замечательная возможность обучаться на курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан третьего базового уровня по Кембриджской программе. Она даёт педагогам уникальную возможность изменить прежде всего, себя, своё мировоззрение, мышление, отношение к своей профессии. А главное – отношение к ученику.
Изучив Программу, рассмотрев идеи, приведённые в контексте семи модулей, считаю, что их применение даёт возможность внести существенные изменения в педагогической деятельности: повысить уровень организации урока и его эффективность; формировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться, развивая в них независимую, самомотивированную, уверенную, ответственную личность.
Считаю, что обучение тому, как обучаться - значимый аспект новых подходов в преподавании и обучении. Происходящие перемены в сознании учащихся ориентируют их на самостоятельный поиск и получение знаний. Большое значение имеет коллаборативное (совместное) обучение, при котором ученики получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов. Таким образом, внедрение новых подходов способствует выявлению и активизации внутреннего потенциала учеников.
Мы современные учителя. От нас во многом зависит, какими наши ученики войдут в самостоятельную жизнь.
Перед нами учителями стоит задача вовлекать учащихся в работу и позволять, им принимать, активное участие во всём, что происходит в классе. Создавать условия для развития у обучающихся внутренней мотивации и саморегуляции. Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должно помочь не только учащимся в их адаптации к быстро меняющимся условиям современной жизни, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только критически мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную личность.