ВЫСТУПЛЕНИЕ На тему: «Использование возможностей учебных программ в охране здоровья школьников».

МОУ СОШ №6 с. Дербетовка
Апанасенковский район
Ставропольский край















ВЫСТУПЛЕНИЕ

На тему: «Использование возможностей
учебных программ в охране
здоровья школьников».












Подготовил
Учитель физической культуры
Пономаренко А.А.






2012 год.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто (древнегреческий философ Сократ)
Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья учащихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.
Большая роль в данном вопросе отводится использованию возможностей учебных программ в охране и здоровье школьников.
Здоровьесберегающие технологии и их способы реализации раскрываются в учебных программах. Они позволяют раскрыть взаимодействие педагога с учениками через разнообразные формы, методы и средства обучения, позволяют наиболее эффективно достигать учащимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.
Принципиальной особенностью использования учебных программ является ориентация на человека, удовлетворение его познавательных потребностей и интересов, развитие в нем таких личностных (социально-значимых) качеств, которые позволяют ему быть здоровым, успешным и счастливым.
Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и учащиеся и педагоги были здоровы.
Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека.
Учебные программы, как было сказано выше, играют большую роль в охране здоровья школьников.

Разработанная мною учебная программа, включает следующие направления деятельности:
- здоровьесберегающее обучение (построение занятий на здоровье сберегающей основе);
- активизация физической деятельности;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
- пропаганда здорового образа жизни

Для предупреждения утомляемости во время учебного процесса необходим отдых (1,5-2 минуты), поэтому рекомендую как учитель физвоспитания, на каждом занятии проводить физкультминутки, упражнения, которые благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статистические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки.
Так, с учащимися первого класса, провожу упражнения и игры, которые формируют осанку:

1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.

2. «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, потянуться. Затем, такими же маленькими шажками вернуться в исходное положение и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.

3 Игра – состязание «С мешком на спине». Наклониться вперед, положить на спину мешочек с песком или горохом и развести руки в стороны. По сигналу идти вперед до обозначенной черты и возвратиться назад. Победит тот, кто не даст мешочку упасть со спины.

Большое внимание надо уделять рассаживанию учащихся. Рассаживая учащихся, надо принимать во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Один раз в семестр (после каникул) менять местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения. По новым санитарным нормам расстояние от доски до парты должно быть не менее 2м.40см.
Особое внимание надо уделять работе со зрением, так как зрительная информация играет большую роль в развитии познавательной сферы и личности ребёнка в целом. Здесь советую применять различные элементы зрительной гимнастики.
Для учащихся младших классов особое внимание я уделяю упражнениям для кистей и пальцев рук. В 1-4 классах использую тренажёры для пальцев рук (мешочки, заполненные горохом, гречкой, пшеном, рисом). При их использовании происходит стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы)
«Ребёнок должен как можно больше двигаться. Обязанность взрослых - не ограничивать естественную свободу детей». На основе данного совета мною разработан комплекс общеразвивающих упражнений, которые мы проводим на уроках. Коллективное выполнение физических упражнений дисциплинирует, организует, сплачивает обучающихся, повышает их работоспособность.
Во время уроков на свежем воздухе дети очень любят подвижные игры. Использую следующие игры: «Вызов номеров», «Гуси», «Пустое место», «Латки-присядки», «Третий лишний», «Весёлые старты» и другие.
Использование разработанных учебных программ в охране здоровья школьников, позволяют охватить безопасность жизнедеятельности учащихся. В практику вошли беседы «Вредные привычки», «Спички – не игрушка!», «Правила поведения во время сезонных игр», « Осторожно, злая собака!», «Две беды» (как уберечься от преступника и как не встать на преступную дорожку), обсуждаем режим дня, правильное питание, хорошее настроение.
Перед любым педагогом неизбежно встает задача качественного обучения и воспитания, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.
Считаю, что в решении означенных задач, помогают учебные программы, которые всесторонне охватывают здоровьесберегающие технологии.

В конце своего выступления еще раз хочется сказать, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
15