Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Вохомская школа – интернат Костромской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«Наум, наведи меня на ум»
Провела:
Герасимова
Ольга
Владимировна
Вохма – 2014г.
ТЕМА: викторина «Наум, наведи меня на ум!»
КТО ПРОВОДИТ: учитель.
С КЕМ ПРОВОДЯТ: учащиеся 3 – 5 классов
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 14 декабря.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: классная комната.
НАГЛЯДНОСТЬ, ОБОРУДОВАНИЕ: жетоны двух цветов, квадрат 6*6 с заданиями, дипломы, карандаши простые, листы бумаги, карточки с заданиями.
ЦЕЛЬ: расширение кругозора детей с опорой на ранее изученные ими знания через их игровую деятельность.
ЗАДАЧИ: - выявить и обобщить знания детей, полученные ранее;
- развивать умение обобщать, выделять главное, сопоставлять;
- развивать умение работать в группе;
- воспитывать взаимовыручку, чувство коллективизма;
- корригировать умения формулировать ответы на задания во время коллективных работ;
- корригировать слуховое восприятие, память, мышление;
- корригировать произносимые слова, расширять словарный запас.
1
2 3 4
sos5 6
7
8 9
10 11 12
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24
25
26
27 28 29 30
sos31 32 33
sos34 35 36
ЗЕЛЕНЫЙ – природа ЖЕЛТЫЙ – спорт
ГОЛУБОЙ – школа КРАСНЫЙ - сказки
ФИОЛЕТОВЫЙ – русский язык БЕЛЫЙ - животные
ОРАНЖЕВЫЙ - математикаЧЕРНЫЙ – лишают жетона
ВЕДУЩИЙ: 14 декабря – день Наума – грамотника, который был покровителем ребят – учеников. Этот день отмечался как праздник грамоты, как обряд посвящения в ученики.
Обучение на Руси начиналось осенью, поэтому ко дню Наума – грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты) в свой дом. Он приносил с собой букварь и плетку. Вначале ученик получал три символических удара плеткой, а затем показывал свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда, по древнему обряду, это был горшок, густо усыпанный монетами.
А сегодня, вы ребята, покажете свои умения и успехи.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Перед вами поле из 36 квадратов. Вам нужно выбрать любой из этих квадратов, перевернув его, мы узнаем, из какой области знаний будет вопрос. Правильно ответив на вопрос, вы получите жетон, который мы прицепим на место открытого квадрата. Но на квадратах есть значки, которые обозначают следующее:
- счастливый случай, при правильном ответе, вы получаете 3 жетона;
- блиц, вам задаётся 3 вопроса, на которые нужно ответить быстро
sos - можно использовать помощь болельщиков
Но есть ЧЕРНЫЙ квадрат, если вы его выбираете, то у вашей команды забирают жетон. Все квадраты перевернуты обратной стороной. Команда, победившая в конкурсе, получает звание «Наума – грамотника»
Итак, начинаем играть, команды поочереди выбирают № квадрата и отвечают на вопросы.
ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР (природа)
S 4. Первый лесной цветок (ландыш)
8. Дерево с сережками (береза, ольха)
24. Блиц: -цветик – семицветик после дождя (радуга), зимняя птичка наших лесов (снегирь), летом рад я свежей ягодке медвежьей, а сушеная в запас от простуды лечит нас (малина)
27. Цветок - гадалка (ромашка)
35. Что такое опенок (гриб)
ГОЛУБОЙ СЕКТОР (школа)
2. Школьный футляр для ручек и карандашей (пенал)
15. Что должен сдать выпускник школы, чтобы получить аттестат (экзамен)
18. Бумажка, помогающая быстро найти нужное место в книге (закладка)
*26. Электронно – вычислительная машина (компьютер)
36. Какая книга помогает делать домашнее задание (учебник)
ФИОЛЕТОВЫЙ СЕКТОР (русский язык)
*9.Замени букву по смыслу (карточки) – закричал охотник: «Ой! (з)двери гонятся за мной!»; - мы собирали васильки, на голове у нас (в)щенки.
13. Доскажи словечко: - наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся…(мыши); - рыболову вот так штука, на крючок попалась…(щука); -удивляется наш Сашка: блюдце есть, а где же…(чашка); - принесла нам дождь плакучий эта грозовая …(туча).
16. Выписать кого встретил Петя в деревне (отгадать загадки): Маленькому Пете давно хотелось поехать в деревню к бабушке. И вот однажды мама взяла мальчика с собой. Утром он проснулся и вдруг видит: отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь, сел у печки, хмурясь сладко, и умылся серой лапкой (кот). Петя сразу узнал, кто это, а вы узнали? Вышел мальчик во двор, а навстречу ему: борода да ножки бегут по дорожке (коза). Не знал Петя, кто это, а вы знаете? Заглянул Петя в маленький домик и обрадовался: сидит там на жердочке птица. «Ой!», - закричал Петя - «Я знаю, кто ты. Тебя зовут как и меня!» Вы догадались, кто это был? Пошел Петя дальше и испугался: стоит перед ним копна, спереди вилы, а сзади метла (корова). Ну – кА кого испугался Петя? Побежал Петя обратно в дом, а его не пускают: заворчал живой замок, лег у двери поперек (собака). Петя знал кто это, а подойти боится. Вышла бабушка и впустила мальчика в дом.
28. Какую букву написать? (заглавную или строчную)? (карточки: слова для справок: Поля, поля; Скворцов, скворцов).
– тетя …… вернулась с ……. – Витя….. мастерил домик для……
32.Выпиши предлоги: шмель ромашку повстречал, он к ромашке подлетал,
Над ромашкою кружил, хоровод вокруг водил,
От дождя под лепесток, он укрыться даже смог.
На ромашке посидел, отдохнул и полетел.
ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР (спорт)
*7. На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков, ни патронов, ни штыков. (шахматы)
11. Зеленый луг сто скамеек вокруг, от ворот до ворот бойко бегает народ. На воротах этих - рыбацкие сети. (стадион)
20. Загадка эта нелегка, пишусь всегда через два «к», и мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я….(хоккей).
29. Город огромный, а в городе чудо: налили воду в огромное блюдо. В каменном блюде с водою зеленой плавают люди зимою студеной. (бассейн)
31.Мчусь, как пуля я вперед, лишь поскрипывает лёд, и мелькают огоньки, что несет меня? (коньки)
КРАСНЫЙ СЕКТОР (сказки)
1.Блиц: - как звали девочку с голубыми волосами?(Мальвина) - что погубило кошкин дом? (пожар) -кого поймал старик неводом в одной известной сказке? (золотую рыбку).
6. Что было в голове Винни – Пуха (опилки)
19. На чем передвигалась Баба – Яга (ступа, метла)
22. Какое дерево росло у Лукоморья (дуб)
S 33. Кто такая Шушара в сказке про Буратино (крыса)
БЕЛЫЙ СЕКТОР (животные)
5. Самая певчая птица России (соловей)
10.Когда медведь ложится спать (осенью)
14. Кто это: сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова)
25.Блиц: -дом для собаки (конура, будка); -летающий кровопийца (комар); -полосатая лошадка (зебра)
34. Домашнее насекомое, от которого все стараются быстро избавиться (таракан)
ОРАНЖЕВЫЙ СЕКТОР (математика)
3. Прямая линия, у которой ограничены концы (отрезок)
12. На деревьях грибы сохли, ну, а в дождь, конечно, мокли.
40 желтеньких маслят, 8 тоненьких опят
Да 3 рыжие лисички – очень милые сестрички.
Вы, ребята, не молчите, сколько всех грибов? Скажите. (51)
17. Фигура с тремя углами (треугольник)
21. Однажды колдунья себе на обед наколдовала 10 котлет
Но, видно от голода очень спешила и в результате всех рассмешила:
Превратились 3 котлетки в 3 затертые монетки
Две котлетки – в двух жуков, две в мохнатых пауков,
И, помедлив, две котлеты в очень старые штиблеты.
Сколько у колдуньи осталось на обед вкусных, настоящих, жареных котлет.(1)
S 30.Результат вычитания (разность)
А теперь подведем итоги нашей игры. Команде победительнице присваивается звание «Наум – грамотник». (вручение дипломов)