Организация деятельности учащихся на уроке с использованием учебно — лабораторного оборудования. Особенности анализа урока


Выступление на конференции в Самаре
«Организация деятельности учащихся на уроке с использованием учебно - лабораторного оборудования. Особенности анализа урока»
18.09.14г.
Зам.директора по УВР ГБОУ СОШ №2 г. Сызрани Семакова Т.Е.
В основной образовательной программе начального общего образования нашей школы в планируемых результатах указываются требования ФГОС к метапредметным результатам: «Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач - т.е. ученик должен уметь презентовать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ. Ученик владеет диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения».
При реализации программы ООП НОО особое внимание педагогов уделяется использованию ИКТ - технологий на уроках. Требования к учителю возрастают: педагог должен знать и уметь работать на различной технике (интерактивное оборудование, цифровые микроскопы, ProLog и Proсlass). Возможность применять ИКТ - технологии в урочное и внеурочное время предоставляет нам учебно-лабораторное оборудование, полученное для реализации основных задач ФГОС НОО.
Особые требования выдвигаются к уроку. Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
урок с использованием мультимедийной техники, учебно-лабораторного оборудования;
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
урок, содержащий разные виды деятельности.
урок, на котором ученику должно быть комфортно.
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
современный урок развивает у детей креативное мышление.
современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Урок с применением УЛО требует от учителя немалой подготовки методических материалов, зато составленные таблицы, схемы, наглядные пособия могут многократно работать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Учебно-лабораторное оборудование открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизирует познавательную деятельность учеников и позволяет организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком уровне.
В 2011 году мы получили учебно -лабораторное оборудование на 5 кабинетов, 2 мобильных класса по 13 нетбуков в каждом, 2 автоматизированных рабочих места учителя с комплектами Proklassa и Prologa. Оборудование было закреплено за определенными учителями, и этим педагогам пришлось осваивать новую технику по методическим пособиям и инструкциям. Особенно возникали технические трудности использования Proclassa для всей начальной школы. Конечно, в первый учебный год использовали УЛО только 5 педагогов из 13. Учителя боялись работать на новом оборудовании, проявляли явное нежелание брать на себя ответственность за технику во время урока. Сегодня 100% учителей начальной школы обучены работе на всем учебно-лабораторном оборудовании, составлены графики посещений кабинетов, у каждого педагога есть возможность спланировать использование того или иного оборудования на своих уроках.
И как отмечают наши педагоги, применение компьютерного и учебно-лабораторного оборудования  на уроках дает возможность
Учащимся: Учителю:
облегчить формирование у школьников основных понятий по изучаемой теме повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся
повысить наглядность обучения
вовлечь в урок весь класс
усилить эмоциональность восприятия учебного материала повысить мотивацию учащихся
овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности
выявлять и развивать способности младших школьников
получить коммуникативный опыт, при совместной работе с группой учащихся интеллектуально развивать учащихся
развивать исследовательский интерес учащихся Особое внимание хочу обратить на тот факт, что использование ТСО и ИКТ на уроках не должно превращаться в самоцель. Это средство повысить мотивацию у обучающихся, оживить и разнообразить, сделать более интересным учебный процесс.
Интересна и результативна система контроля и мониторинга качества  знаний PROClass . Данное оборудование педагогами используется на обобщающих уроках с целью контроля изученности учащимися отдельных тем, разделов по таким предметам как: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение. В основном, в работе педагоги используют полученный диагностический материал (перечень тестов). Однако есть учителя, которые сами разрабатывают тесты конкретно под свои цели и задачи урока.
Наличие в системе контроля и мониторинга качества  знаний PROClass всего 13 пультов требует от педагога умение спланировать урок, чтобы каждый ученик класса принял участие в мониторинге. Пока одна группа учащихся работает с пультами, вторая в это время выполняет другое задание учителя. Следует отметить, что сегодня дети во время контроля работают спокойно, внимательно вчитываются в задания, не торопятся нажимать на кнопки пульта. Сформированные таблицы с результатами демонстрируются школьникам. Учитель может отследить степень освоения проверяемых знаний как по классу в целом, так по каждому ученику отдельно. Это помогает учителю спланировать индивидуально - коррекционную работу по ликвидации пробелов с отдельными учащимися и с целым классом. В зависимости от целевых установок по результатам мониторинга выставляются оценки учащимся. Тем учащимся, которым не удалось справиться с заданиями, дается вторая попытка. Педагоги отмечают как результат – повышение у учащихся к мотивации к такому виду контроля, наличие положительной динамики качества обучения.
Как я уже отмечала, сложность в использовании PROClassа – это наличие 13 пультов в одном комплекте. Учитель продумывает, как провести опрос всех детей. В предложенном вам видеофрагменте педагог демонстрирует, что в опросе участвуют все дети: одни работают с пультами, другие - с тестом.
В апреле 2014 года на семинаре в г. Тольятти разработчики системы мониторинга рассказали о том, что если в школе не один комплект, то можно перепрограммировать чипы второго комплекта и использовать сразу 26 пультов. При этом, второму комплекту можно вернуть исходные настройки всегда. Пока в своем образовательном учреждении мы применяем каждый комплект PROClass отдельно. В новом учебном году на заседании МО учителей начальных классов принято решение объединить комплекты и выйти на другой уровень использования данного оборудования.
Учебно - лабораторное оборудование нашими педагогами используется на различных этапах урока: при объяснении нового материала, на этапе закрепления,  рефлексии. Электронные приложения к учебникам, различные учебные диски позволяют проводить учебные занятия   для учащихся начальной школы с использованием нетбуков. В мобильном классе – 13 нетбуков. Как правило, выставляется 1 ПК на стол для работы в паре.
Однако если нужно спланировать индивидуальную работу с учащимися наши педагоги задействуют ресурсы второй мобильного класса. Но такая организация урока требует серьезной подготовки к техническим и организационным вопросам: заряд батареи нетбука, наличие нужного программного материала. Так как мобильными классами пользуются все учителя начальной школы, то особое внимание уделяется на формирование у учеников этики пользователя ПК: сохранять все свои работы в своей папке, бережного отношения к технике.
Умение школьника работать на нетбуке необходимо и когда к ПК подключаются другие технические устройства: цифровые микроскопы, модули РroLoga. В образовательном стандарте начального общего образования подчеркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащихся, в том числе направленной на освоение естественно-научных понятий, необходимых для успешного освоения естественных наук в средней и старшей школе.
Уже в конце этого учебного года ученики 4-ого класса должны продемонстрировать сформированные ИКТ-компетентности ученика начальной школы, которые включают: знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером; технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных; обработка и поиск информации; создание, представление и передача сообщений; планирование деятельности, управление и организацияВ нашем образовательном учреждении программа формирования ИКТ- компетенций реализуется через предметы учебного плана, внеурочную деятельность. На уроках младшие школьники работают с электронными учебниками УМК «Планета знаний», УМК «Академия младшего школьника», УМК «Мир природы», онлайн - тестами. Как правило, нетбуки используются педагогами в урочное время на этапе закрепления нового материала, по итогам изучения темы, раздела; во внеурочное время – работа над проектами.
Какие же сформированные ИКТ- компетентности мы отметили у учащихся 3-х классов на конец 2013-2014 учебного года?
Это:
- умение организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (цифровой микроскоп, документ - камера, фотоаппарат), сохранять полученную информацию;
- владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст;
- собирать числовые данные в естественно - научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики ProLoga;
- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, системе поиска внутри компьютера, в сети Интернет.
Умение выступать перед аудиторией с презентацией продемонстрировали ученики 3-х классов в мае 2014 года на традиционном окружном конкурсе исследовательских проектов младших школьников «Гулливер». 4 проекта учащихся 3-х классов стали призерами в секиях «Русский язык», «Литература», «История».
В нашем образовательном учреждении в рамках внеурочной деятельности начиная со второго класса работает кружок «Инфознайка». Посещают данный кружок учащиеся 2-4-х классов. На изучение программы отводится 2 часа в неделю, класс делится на подгруппы. В видеофрагменте можно увидеть как индивидуальную работу учащихся, так и групповую.
За два года работы кружка мы отмечает следующие сформированные навыки у младших школьников:
- создавать текстовые сообщения: редактировать, оформлять и сохранять их;
- быстрый набор текста на клавиатуре;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль;
- создавать и редактировать таблицы;
- работать с графикой, форматировать автофигуры, добавлять в них текст;
- создавать презентаций, проводить презентацию перед небольшой аудиторией
Воспитанники кружка «Инфознайка» приняли активное участие в окружных творческих конкурсах, представляя свои работы, имеются призовые места. Так, в мае 2014 года в окружном конкурсе электронных открыток «Наша Победа!», посвященный Дню Победы среди учащихся 1-4-х классов ученицами 3 класса завоевано 1 место в номинации «Рисунок», 2 место в номинации «Фотоколлаж».
Поступление в школы УЛО поставило новые задачи не только перед учителем, но и перед заместителем директора по УВР. В функциональных обязанностях завуча появились новые направления деятельности: распределение оборудования, обеспечение доступа, контроль за соблюдением техники безопасности, обеспечение сохранности и работоспособности оборудования, и конечно же контроль за эффективностью использования учебно-лабораторного оборудования.
На что нам, заместителям директора по УВР, следует обращать при посещении урока с применением учебно-лабораторного и компьютерного оборудования?
При анализе урока необходимо определить:
как использование компьютерной техники, образовательных электронных изданий и ресурсов отражаются на активности обучающихся, их работоспособности на различных этапах урока,
как реализуется самостоятельная деятельность обучающихся,
возникает ли возможность реализации системно-деятельностного и личностно - ориентированного подходов в обучении.
Также необходимо отмечать эффективность использования технических средств обучения и ИКТ на уроке:
целесообразность применения ТСО и ИКТ на данном уроке;
Позволяют ли ТСО и ИКТ рационально расходовать время на уроке?
Рациональность и обоснованность заданий для обучающихся, связанных с ТСО и ИКТ (умение извлечь максимальную пользу в ходе применения ТСО и ИКТ);Умение учителя работать с техникой;
Конечно, особое внимание нужно уделять здоровьесберегающим технологиям (соблюдению технических, санитарно-гигиенических, эргономических требований к уроку, проведению физкультминуток, зарядки для глаз.).
При анализе урока я использую технологическую карту, разработанную АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» (демонстрация слайдов).
В заключении хотелось бы отметить, что при правильном и регулярном использовании УЛО, можно заметить результативность обучения.
Мы в своей школе отмечаем, что
- повысилось учебная мотивация обучающихся; профессиональная компетентность педагогов;
- появилась возможность у педагогов оперативно провести контроль знаний учащихся, своевременно ликвидировать пробелы, и как следствие повысить качество обучения;
- улучшилась методика проведения урока, способствующая достижению всех целей урока, эффективному закреплению изученного материала