Презентация по биологии на тему:Роль бактерии в природе и жизни человека


ТЕМА УРОКА Бактерии РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ДИКТАНТ 1.Бактерии состоят из одной клетки2. Бактерии имеют ядро 3. Бактерии размножаются спорами4. Бактерии имеют разнообразную форму5. Бактерии имеют оболочку 6. Бактерии, для которых кислород является смертельно опасным, называются аэробами7. Бактерии не имеют хлорофилла8. Округлые бактерии называются стрептококками9. Бактерии имеют цитоплазму10. Бактерии относятся к Царству Растений СТАВИМ ОТМЕТКУ ВЕРНЫХ ОТВЕТОВ10 – 9 «5»8 - 7 «4»6 - 5 «3» ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ЗАМЕТИМ ЛИ МЫ ВООБЩЕ, ЕСЛИ ОНИ ИСЧЕЗНУТ С ЛИЦА ЗЕМЛИ? Как вы считаете, вредны бактерии или полезны?А что вы скажете по поводу их размеров? Они же состоят всего из одной малюсенькой клетки, заметим ли мы, если бактерии исчезнут?Скажите, какую цель нам нужно поставить перед собой, чтобы преодолеть наше затруднение? Цель: Узнать о бактериях и их роли в природе и для человека ОБЯЗАННОСТИ: Посыльный – понять инструкцию, запомнить ее и объяснить другим;Организатор – поддерживать порядок, организовать работу в группе, следить за временем, собирать идеи;Докладчик – презентовать результат работы группы, ответить на дополнительные вопросы аудитории;Оформитель – выполнить эскиз;Референт – выбрать в тексте информацию;Наблюдатель – изучить критерии оценки, работу других команд. Название групп Бактерии гниенияПочвенные бактерииБолезнетворные бактерии Молочнокислые бактерии ПОЧВЕННЫЕ БАКТЕРИИ Бактерии принимают участие в выветривании горных пород и минералов. Так, железобактерии сформировали крупные отложения железных руд. БАКТЕРИИ РАЗРУШАЮТ МЁРТВУЮ ОРГАНИКУ И ОБРАЗУЮТ ПОЧВУ (РАЗРУШИТЕЛИ-РЕДУЦЕНТЫ) Колонии почвенных бактерий . АЗОТФИКСИРУЮЩИЕ (ПОЧВЕННЫЕ) БАКТЕРИИ МОЛОЧНОКИСЛЫЕ БАКТЕРИИ УЧАСТВУЮТ В СОЗДАНИИ КИСЛОМОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ. ПРОСТОКВАША, СЫР, СМЕТАНА, МАСЛО, КЕФИР, КВАШЕНАЯ КАПУСТА, МАРИНОВАННЫЕ ОВОЩИ — ВСЕХ ЭТИХ ПРОДУКТОВ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО БЫ, НЕ БУДЬ МОЛОЧНОКИСЛЫХ БАКТЕРИЙ.  Участвуют в заквашивании капусты и солении огурцов и помидоров. Сапрофитные бактерии гниения Портят продукты питания,книги, рыболовные сети и т. д. · ПАТОГЕННОСТЬ - ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ БАКТЕРИЙ ОПРЕДЕЛЕННОГО ВИДА ПРИЖИВАТЬСЯ В другом ОРГАНИЗМЕ, РАЗМНОЖАТЬСЯ В НЕМ И ВЫЗЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ. Вызывают такие болезни, как тиф, дизентерия, холера, бруцеллёз, туберкулёз, ангину, сап, сибирскую язву, столбняк, чуму. Стафилококк золотистый СТРЕПТОКОКК И СТРЕПТОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ ХОЛЕРНЫЙ ВИБРИОН кишечная палочка Именно такая может вызвать диарею. ТИПИЧНАЯ РЕСНИТЧАТАЯ ПАЛОЧКООБРАЗНАЯ БАКТЕРИЯ. ТИПИЧНЫЕ ПАЛОЧКОВИДНЫЕ БАКТЕРИИ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ И БАКТЕРИИ САЛЬМОНЕЛЛЫ. ЭТИ БАКТЕРИИ ИМЕЮТ ЖГУТИКИ (ВОЛОСОПОДОБНЫЕ СТРУКТУРЫ) НА ОДНОМ КОНЦЕ, КОТОРЫЕПОЗВОЛЯЮТ ИМ ДВИГАТЬСЯ.  БАКТЕРИИ HELICOBACTER PYLORI В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЖЕЛУДКЕ. ОНИ ВЫЗЫВАЮТ ГАСТРИТЫ И ЯВЛЯЮТСЯ САМОЙ ЧАСТОЙ ПРИЧИНОЙ ЯЗВЫ ЖЕЛУДКА. ТАКЖЕ МОГУТ СТАНОВИТЬСЯ ПРИЧИНОЙ РАКА ЖЕЛУДКА И ВЫЗЫВАТЬ ЖЕЛУДОЧНЫЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ . Это грамположительные бактерии овальной формы, которые являются одной из причин пневмонии. Также они могут вызвать опасные инфекционные заболевания легких.. Хотя в нашем организме они живут довольно гармонично, иногда они могут вызывать опасные инфекции в легких На корнях бобовых растений, в почве  Переводят атмосферный азот в доступную для растений форму, повышают плодородие почвы.  Азотофиксирующие (клубеньковые, азотобактерии; нитрифицирующие)  В кишечнике  Способствует перевариванию пищи.  Кишечная палочка  В организмах  Вызывают инфекционные заболевания у живых организмов, в т.ч. у человека.  Болезнетворные  В различныхорганических веществах  Способствуют скисанию молока (участвуют в разрушении органических веществ).  Бактерии-кулинары. Используются в производстве продуктов питания, кормов.  Молочнокислые  Почва Разлагают перегной до неорганических веществ (минеральные вещества), необходимых растениям для жизни, повышают плодородие почвы.  Почвенные  Повсеместно  Портят продукты питания.  Перерабатывают органические вещества (листья, трупы животных) в перегной, повышают плодородие почвы.  Гниения  Отрицательное  Положительное  Среда обитания  Значение  Бактерии  БАКТЕРИИ ПОМОГАЮТ ПЕРЕВАРИВАТЬ ЦЕЛЛЮЛОЗУ ТЕРМИТЫ ПИТАЮТСЯ ДРЕВЕСИНОЙ. БЕЗ БАКТЕРИЙ, ЖИВУЩИХ В ИХ КИШЕЧНИКЕ, ПОГИБАЮТ. БАКТЕРИИ, ОБИТАЮЩИЕ В СЛОЖНОМ ЖЕЛУДКЕ ЖВАЧНЫХ, ПОМОГАЮТ РАСЩЕПЛЯТЬ КЛЕТЧАТКУ. 1) Можем ли использовать знания о бактериях в повседневной жизни? 2) А в освоении других наук? ОБЖ – средства индивидуальной защитыКраеведение – анаэробные бактерии в жизни экосистемы р. ДонГеография – роль атмосферы и бактерий в жизни планетыИстория - болезнетворные бактерии в истории средних веков УглубленноеРазработать меры профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными бактериями. Метпредметное:Решить задачу: Сколько дней болезнетворные бактерии могут сохраняться в виде спор, если известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия в течение 2 дней, чумы – в 4 раза дольше, тифа – в 30 раз дольше, туберкулеза – в 150 раз дольше, а сибирской язвы – в 1826 раз дольше ? Домашнее задание БазовоеОтветить на вопрос : «В чем заключается планетарное значение бактерий?» Рефлексия. Вырази свое мнение Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Меня воодушевило... Рефлексия.  На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее? Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?  На каком этапе урока испытали затруднение?  Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?  Вам понравился урок?