Технологическая карта урока биологии 5 класс на тему Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.
Дьяконова В.Н.- учитель МАОУ СОШ45 г.ТюмениТехнологическая карта урока
Биология 5 класс
Тема урока: Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.
Дата проведения:
Место проведения:
Класс:5
УМК: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов
Цель: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
ТДЗ:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии бактерий; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении бактерий, их роли в природе и жизни человека; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.
Развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и показом презентаций; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).
Воспитательные: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; стимулировать развитие познавательного интереса; прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку; продолжить воспитание правельного отношения к царству бактерий.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: словесный, практический, частично-поисковый, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, ассоциативный, иллюстративный, рефлексивной деятельности, решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников.Формы: создание проблемной ситуации, коллективная рефлексия, работа в малых группах по заданиям (у каждой группы свое задание), учебное исследование,учебный диалог, организация взаимопроверки, дискуссионное обсуждение поставленных учащимися вопросов и проблем, учебное сотрудничество
Оборудование: Таблица «Строение бактерий».Компьютер, мультимедийный проектор
Планируемые образовательные результаты:
Формирование универсальных учебных знаний
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность, инициативу, ответственность.
Познавательные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения, наблюдения, презентовать информацию; сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: планировать работу в группе, проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, составлять небольшие устные монологические высказывания.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, уметь анализировать собственную работу.
Технологическая карта урока
Этапы Учебные
задачи Деятельность учителя
(Осуществляемые действия) Деятельность учащихся
Урока
(Формируемые способы деятельности)
1. Организация начала занятия. Создать условия для подготовки учащихся к продуктивной работе, сформировать положительный эмоциональный настрой Приветствует учащихся, (мотивационный настрой на работу)
Отвечают на приветствие учителя.
Осуществляют самопроверку готовности к уроку.
2. Проверка выполнения домашнего задания - - -
3. Подготовка к основному этапу занятия (мотивирующий этап) Создать условия для организации деятельности обучающихся для самостоятельного формулирования цели урока; мотивировать учащихся к определению темы урока.
Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.
На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов.
Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.
Кто озвучит тему урока?
Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы? Определяют тему урока;
Участвуют в постановке познавательной цели урока.
4. Усвоение новых знаний и способов действий создать условия для организации учебной деятельности обучающихся на восприятие, осознание, знаний.
Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий.
Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?
Какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему?
Делают вывод о малом размере бактерий.
Делают вывод об одноклеточности бактерий.
Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.
Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос.
5. Первичная проверка понимания.
создать условия для организации деятельности обучающихся по формулированию самостоятельных выводов На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах.
Учебник § 11, с. 60.
Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос
6. Закрепление знаний и способов действий.
Формирование ответственного отношения к учебной деятельности, содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условия для нравственного развития учащихся, осознание ответственности за произнесенное слово.
Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
Организует закрепление материала
Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание 64, с. 34 рабочей тетради.
Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 65, с. 34).
Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?
Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист.
Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.
Почему этого не происходит?
Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение.
Выполните задание № 66 рабочей тетради, осуществите взаимопроверку, проставьте отметку в оценочный лист (учебник с. 60).
Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос.
Можно ли на Землеобойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительного значения бактерий в природе; 2 группа – пользы бактерий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций.
Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.
Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку в оценочный лист. Подсчитайте сумму баллов.
Во время выступления групп демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры Выполняют задания в рабочей тетради.
Осуществляют проверку и оценивание друг друга.
Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку.
7. Обобщение и систематизация знаний
создание условий для осознания обучающимися своей учебной деятельности, взаомо и самооценки, результативности своей деятельности и деятельности класса.
Организует закрепление материала и рефлексию.
Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь воспользуемся тестами и решим несколько вопросов о бактериях.
Работают с тестами и практическими заданиями
8. Контроль и самопровер-ка знаний
выявить «проблемные» места при изучении нового материала, способствовать развитию умения аргументировать своё мнение Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты
Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?
Осуществляют проверку работы
9. Подведение итогов занятий
10. Рефлексия. создание ситуации успеха. Стадия рефлексии:
Знал-
Узнал-
Хочу узнать-
Осуществляют рефлексию
11. Информация о домашнем задании. Домашнее задание: § 11, вопросы на с. 63 (у), задания р. т. № 63, 68 – 72, не менее 3-х по выбору. По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей. Записывают домашнее задание