Конспект урока Урока по теме: «Бактерии. Строение, жизнедеятельность, роль в природе и для жизни человека»
Урок на тему: «Бактерии. Строение, жизнедеятельность, роль в природе и для жизни человека».
Рабочее название: «Анимакули».
Тема урока: «Бактерии – живые организмы»
Цель урока (для учителя): сформировать представление о бактериях как об особом царстве, их строении, жизнедеятельности, разнообразии и роли в природе и жизни человека.
Планируемый результат (для учащихся): различать группы бактерий, выявлять пользу и вред в природе и жизни человека, находить информацию в тексте учебника.
Предметные результаты:
знать строение бактерий;
объяснять, понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса уро
уметь самостоятельно вырабатывать критерии оценивания.
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД
находить и использовать нужную информацию
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД.
слушать и понимать речь других людей
взаимодействовать в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний
Способ организации деятельности: индивидуально-групповой;
Ведущий метод обучения: проблемно-поисковый.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Цели и задачи урока:
-познакомить обучающихся с самой древней группой живых существ – бактериями;
- показать особенности строения, питания, размножения, распространения;
- познакомить с разнообразием форм бактерий;
- выявить отличительные черты бактерий от растений;
- раскрыть значение бактерий в природе и жизни человека;
- познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве;
- сформировать знания о бактериях – возбудителях болезней, о мерах профилактики инфекционных заболеваний и необходимости соблюдения гигиенических норм и правил в быту;
- вырабатывать умения работать с микроскопом;
- выполнять микроскопирование бактерий.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование:
-электронное приложение Дрофа к уроку;
- микроскопы (6 штук);
- предметные и покровные стекла (6 штук);
- салфетки;
- монеты разного достоинства;
- колбы (4 шт.);
- таблица «Строение бактерий»;
- карта самооценки для каждого ученика.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Распределение по группам. 1 мин.
Индукция.
- У вас на столах стоят микроскопы, лабораторное оборудование. Как вы думаете, какую тему сегодня мы будем с вами изучать? Что является предметом нашего изучения?
Ответы: мельчайшие организмы.
- Какие же это организмы?
- Перед вами – листы с разнообразными рисунками, которые, на первый взгляд, ничем не связаны. Но это только на первый взгляд. Найдите общее, то, что их связывает (Результат деятельности бактерий). 2 мин.
Итак, предмет нашего изучения – бактерии.
III. Самоконструкция
- Да, действительно, это – бактерии.
- А что вы знаете о бактериях?
- Запишите, пожалуйста, все, что знаете о бактериях в колонке «знаю до» в карте самооценки.
- На этом занятии нам надо рассмотреть, что это за такое царство?
-В чем его особенности?
-Как бактерии устроены?
В результате изучения темы «Бактерии – живые организмы»
вы должны знать:
- размеры;
- происхождение;
- где обитают;
- приспособленность;
- формы бактерий;
- распространение бактерий на планете;
- способы питания бактерий;
- способы дыхания бактерий;
- способы существования бактерий в неблагоприятных условиях;
- значение бактерий в природе и жизни человека.
Вы должны уметь:
- работать с микроскопом;
- выполнять микроскопирование бактерий;
- преобразовывать аудиальную информацию в графическую.
-Начнем. Я предлагаю вам приступить по моей команде к выполнению лабораторной работы.
IV. Социоконструкция (работа в парах).
Выполнение лабораторной работы по группам.
1 группа – «Изучение микрофлоры монет».
2 группа «Исторический препарат».
В конце XVII века Антони ван Левенгук открыл бактерии. Он увидел крохотные существа, которые быстро двигались в капле воды, но было совершенно не ясно, как им это удается. Левенгук предположил, что у бактерий есть маленькие лапки, хотя в микроскоп он так и не смог их разглядеть. Впервые эти «лапки» удалось увидеть в электронный микроскоп три века спустя. Оказалось, что от бактериальной клетки отходят тонкие (диаметром около 200 А) и довольно длинные спиральные жгутики, которые и позволяют бактерии двигаться.
3 группа – «Изучение готового микропрепарата бактерий». 5 мин.
V. Социализация (работа в группах по обсуждению результатов, выполнению зарисовки увиденного и подготовка к афишированию).
VI. Афиширование.
Каждая группа укрепляет на доске рисунок с изображением бактерий в поле зрения микроскопа, представляет результаты увиденного.
- Так какие бактерии? Что можем мы сказать об этом после выполненной лабораторной работы?
Вывод: бактерии – существа очень мелкие.
Пьедестал почета
1. – Да, бактерии – существа совершенно удивительные. Если была бы такая книга рекордов в мире живых организмов, бактерии были бы чемпионами сразу по нескольким направлениям.. Поэтому мы сделали небольшой пьедестал почета, на который вот такую нашу бактерию мы сейчас поместим на первое место и будем разбираться, в чем бактерии – такие великие чемпионы, такие рекордсмены.. Начнем с того, что мы узнали в ходе выполнения лабораторной работы. Мы узнали, что бактерии – мельчайшие организмы. Клетки живых организмов приблизительно одинаковы по размерам, клетки бактерий – в 10 раз меньше, чем в нашем организме.
- Посмотрите, в этом комочке почвы бактерий больше, чем людей в Европе.
Поэтому мы можем вручить нашему чемпиону
1 Медаль «За самые мелкие размеры».
2. Бактерии – не только самые мелкие организмы на Земле, но и самые древние. Здесь нужна какая-то цифра, какое-то число. Бактерии появились 3,5 млрд. лет назад. Земля возникла 5 млрд. лет назад. Нашему чемпиону полагается еще одна медаль
2 Медаль «За древность»
3. Бактерии – самые выносливые существа на Земле. Они встречаются там, где никто не может выжить. Это кипящие гейзеры – такие маленькие вулканчики, которые извергают не лаву, а кипяток, ужасные кислотные озера, если бы рыба туда попала, от нее осталось бы вот это (учитель показывает скелет рыбы), нефтяные подземные озера.
В настоящее время их можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105 С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км. , на высоте 41 км в атмосфере, в недрах земной коры на глубине нескольких километров.
Бактерии прекрасно чувствуют себя в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме, не погибали в открытом космосе, помещенные на 18 часов, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Бактерии освоили все сферы жизни (водную, наземно-воздушную, почву, организмы других животных) и живут в организмах растений и животных.
ЕОР 53 «Распространение бактерий» - 01:18
4. Ученые полагают, что могут выжить даже в космосе. Почему?
- Правильно, научились защищаться.
Споры.
Споры, конечно, ни с кем не спорят. Это приспособление к перенесению неблагоприятных условий. Получается, мы можем вручить бактерии еще одну медаль
ЕОР 48 «Образование спор бактерий» - 01:21
Получается, мы можем вручить бактерии еще одну медаль
Медаль «За выносливость»
4.Еще один бактериальный рекорд – за всеядность. Самые всеядные. Стекло, пластмассу, резину, нет, они не едят.
Сапротрофы
Симбионты
Паразиты
ЕОР 52 «Многообразие бактерий» - 03:13
ЕОР 55 «Отношение бактерий к кислороду» - 00:53
Вручим нашему чемпиону заслуженную награду
4 Медаль «За всеядность»
5. Пожалуй, бактерии принадлежит еще один рекорд – плодовитость. В благоприятных условиях бактерия размножается каждые 20 мин.
За 5 суток может заполонить весь мир.
ЕОР 49 «Размножение бактерий» - 00:17
ЕОР 50 «Почему бактерии еще не заполонили весь мир» - 00:28
5 Медаль «За плодовитость».
Чемпионы! Рекордсмены! Все правильно! Все по справедливости! А чемпионам полагается слава, почет, портреты, скульптуры. Так принято. Одна загвоздка: как слепить бактерию? (Иван Иванович). Ученые выяснили, что бактерии имеют несколько способов выглядеть, иметь внешний вид.
- Давайте попробуем изваять разные формы бактерий.
Самая простая форма – шар.
Кокки
Диплококки
Стрептококки
Стафилококки
Бациллы
Спириллы
Вибрионы
Значение.
Но какой бы ты ни был чемпион, ты должен показать, насколько ты полезен людям, среде, в которой живешь.
ЕОР 54 «Польза и вред бактерий» работа по заполнению таблицы.
- Просмотрите фрагмент и выполните задание и ответ запишите в карту самооценки.
Проверка: 8 6 5 1 4 2 7 3
Закрепление знаний:
«Своя игра».
Перед вами чудо-стол – выберите продукты, которые имеют отношение к нашему уроку. И объясните почему.
(На столе: квашеная капуста (молочная кислота, которая образовалась в результате деятельности молочнокислых бактерий, предохраняет капусту от разложения, гниения)
Кефир, йогурт ( результат деятельности молочнокислых бактерий)
Горох, бобы (клубеньковые бактерии, поселяясь на корнях бобовых растений, усваивают азот из воздуха, после отмирания корней обогащают почву азотом)
VI. Подведение итогов урока.
А теперь давайте с вами вспомним вопросы, на которые мы попытались с вами дать сегодня ответы.
Задание 2 .Закончить схему, подготовить рассказ
165481015176500 Питание
8166104635500
175641016319500277241016319500588010163195001651016319500Гетеротрофное Автотрофное
Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.