Сравнительная характеристика четырех периодов представление этиологии умственной отсталости_таблица


Задание 2. Дайте сравнительную характеристику четырех периодов развития представлений об умственной отсталости. Результат занесите в таблицу:
Характеристика 1 период 2 период 3 период 4 период
Хронологические рамки 14 век – конец19 в.  С начала 20в.  С 50-60 года 20 века  С 60-70 годы 20 века по настоящее время
Основные взгляды на природу умственной отсталости Слабоумие и душевные расстройства, как признание роли мозга в их происхождении.
Делаются попытки их дифференцировать, раскрыть причины, наметить пути профилактики. Количественное отставание развития ненормального ребенка от нормального.
Выяснилась возможность возникновение умственной отсталости под влиянием внешних причин.  Слабоумие – это не только отставание от нормального развития, а своеобразное патологическое развитие.
Изучение олигофрении, ее этиологии, патогенеза, и классификация.
Изучение познавательных процессов в исследованиях.
Стали привлекаться показатели успеваемости и социальная адаптация.  Выявлены и описаны наследственные синдромы, сочетающиеся с умственной отсталостью.
Выделение в отдельное направление психологии детей с задержкой психического развития.
Стабильные психические нарушения постоянно изменяются, однако не исчезают.
Разработка и реализация методов специальной психологической поддержки на всех этапах развития умственно отсталого человека, поддержка семьи и ближайшего социального окружения.
Открытия периода (с указанием ученых) Платон, Гиппократ, Аристотель, Пифагор (слабоумие, душевные расстройства);
Платтер – первую классификацию душевно –больных (критерии – характеристики нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния). Впервые заявил о детском слабоумии.
Я.А.Коменский – воспитание и образование слабо –умных.
Дюфуа – две степени психического недораз -вития: идиотии и имбецильности.
Ф.Пинель – дал первое определение идиотии,
Рассматривал идиотию, как психическое заболевание, изучал сущность псих. болезней, как болезней мозга. Выделил две формы (врожденную и приобретенную), отмечал внешние характерные признаки.
Ж.Эскироль,Ж.Итар, Ж.Вуазен, Э.Сеген – организация лечения с умелой организацией специа -льного обучения и воспитания умственно отсталых.
Ж.Эккироль – автор многоплановых класси- фикаций слабоумных
Идиотия не болезнь, а состояние характе-ризующее тем, что умственные способности никогда не развивались. Ввел понятие «имбецилизм».
Й.Песталоцци – убеждал в необходимости обучения и воспитания в специальных учреждениях.
Э.Сеген – дал описание идиотии и умеренной умственной отсталости.
Создал систему педаго -гической коррекции. Основа метода- первоначальное развитие способностей к восприятию, а затем понятийных функции.  С.С.Корсаков, Д.Н.Зернов – причины «идиотизма» являются ранние поражения мозга.
М.С.Морозов – первая собирательная психологическая характеристика умств.отсталости.
Обращает внимание на проявление различных сторон психической деятельности (внимание, память, эмоц-волев.сфера, речь), которые характеризуются рядом особенностей.
А.Бине, Т.Симон - психолого-педагогические и клинические направления на исследование умственно отсталых, которые направлены на разработку критериев дифференциации слабоумных по состоянию и перспективам их развития. Разработали психологическую методику, определяющую способность к крити -ческой оценке, абстракции и рассуждениям.
В.Штерн – разделив умственный возраст ребенка на его хронологический возраст получил коэффициент интеллекта – IQ, который постоянен в течении всей жизни.
Л.Тернер – шкала Бине – Симона и ее разновид –ности, построена в основном на словесных заданиях.
Д.Векслер – шкала оценки для взрослых и детей с вербальными и невербальными заданиями.  Э.Крепелин – термин «олигофрения» для обозначения сборной этиологии , клинической картины и анатомических изменений в группе.
Л.С.Выготский –
Основная особенность умств.отсталого ребенка заключается в недоразвитии абстрактного мышления.
Создал базу теории развития психики:
- системность строения психики человека;
- актуальной и ближайшей зон развития ребенка;
- идентичность факторов, обуславливающих развитие нормальных и ненормальных детей;
- первичные и вторичные отклонения в развитии аномального ребенка и и основные направления коррекции;
- изменение соотношения интеллекта и аффекта при умств.отсталости;
- важности раннего коррекционно - педагогического развития.
Л.В.Занков,Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,Д.Б.Эльконин – психологическое исследование детей в целом. Это позволило получать характеристики, отражающие своеобразие и закономерности развития психической деятельности умств.отсталого ребенка.  Социальные, психологические, дефектологические исследования (С.Д.Забрамная, В.В.лебединский, В.И.Лубович, А.Р.Миллер, Л.М.ШипицинаПоложительная динамика психических нарушений интенсифицируется коррекционно-педагогическими методами и медикаментозным лечением. И чем раньше, тем эффективней.
Формирование гуманистической парадигмы в области специального образования и защиты детства:
-разработка типов, форм взаимодействия в семье, социальном окружении, психологическое сопровождение;
- разработка основ обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта;
- интегрированное обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.
Итоги периода  Преобладающее убеждение об отличии врожденного слабоумия от сумашествия, о неблагоприятной наследственности как о его причине.
Описание несколько форм степеней врожденного слабоумия, различающиеся по степени выраженности интеллектуального дефекта. Внедрение тестовых методик.
Выяснилась возможность возникновение умственной отсталости под влиянием внешних причин.  Получение психологических характеристик личности в целом, отражающих своеобразие и закономерности развития психической деятельности умственно отсталого ребенка.  Гармонизация отношений между обучением и развитием, поддержка семьи и ближайшего социального окружения, психологическое сопровождение умственно отсталых детей.