Урок литературного чтения по теме: К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей


Тема урока: К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей
Технология достижения цели: деятельностный метод обучения, развитие критического мышления через чтение и размышление над прочитанным.
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского; формировать умение определять жанр произведения; учить выделять в тексте реальное и нереальное; развивать правильную выразительную речь; развивать навыки самоконтроля и самооценки, развивать дружелюбие в общении; формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям; воспитывать способность сопереживать, желание помогать
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты (УУД):
Коммуникативные универсальные действия:
- научатся слушать и понимать речь учителя, одноклассников;
- научатся осознанно строить речевое высказывание;
- использовать речь для регуляции своих действий.
Познавательные:
научатся отвечать на вопросы учителя и учащихся; осуществлять поиск существенной информации в тексте учебника и примеров из личного опыта.
Личностные:
- научатся производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла.
- научатся видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Регулятивные:
- научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - - научатся проговаривать последовательность действий на уроке. - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - соотносить изучаемый материал с собственным опытом Предметные задачи: - способствовать формированию навыков правильного чтения, приобретать опыт работы с текстом.
Оборудование:   мультимедиа проектор, презентация, учебник, портрет К.И.Чуковского,     изображения слона, мартышек и медведей для инсценировки;      карточки с заданиями для работы в группах,     карандаши,     магниты.         Ход урока.

I. (Слайд1 – Доброе утро!) А начать свой урок я хочу с детской песенки о солнышке. А вы подумайте, почему я так решила ( СЛАЙД 2. СОЛНЫШКО С ЛУЧиками - Как вы думаете, каким я хотела бы, чтобы получился наш урок? (Солнечным, теплым, светлым, радостным, веселым, интересным) - А познавательным должен быть, как вы это понимаете? - Вы молодцы, прочитали все мои мысли. А чтобы урок получился таким, как мы задумали, нам решили помочь литературные герои. Они вам знакомы? (СЛАЙД 3 – герои Чуковского) - Если вы внимательно посмотрите на этих героев и сможете вспомнить из каких они произведений, то вы узнаете, произведение какого автора мы будем изучать на уроке. ( выдвигают версии) (На 4 СЛАЙДЕ - портрет
Хором прочитаем: Корней Иванович Чуковский (31 марта 1882 - 28 октября 1969) ( в прошлом году отмечали 130 лет со дня рождения)
- А можно ли по портрету писателя, сказать, какой он человек?
- Давайте поговорим: Посмотрите на одежду ( строгий костюм, деловой, опрятный, аккуратный) , - а если посмотреть на лицо, (добрым, веселым, жизнерадостным прическу; прическа аккуратная) - А откуда мы еще можем узнать о писателе, о его жизни и его произведениях? (изучая произведения, прочитав книгу) - А я вот что прочитала: (СЛАЙД 5 (Высокий рост)
III. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Что же мы сегодня будем «открывать»? ( узнаем о творчестве, какие произведения написал, каким человеком был) \
-А вы знаете, что Чуковский стал писать для детей случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, .(СЛАЙД 6 -4 щелчка) отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать.
Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Так родилась первая сказка под названием «Крокодил». После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки А вот еще случай. “Однажды, работая в своём кабинете, К.И. услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал: Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам! Вам знакомо это произведение, как оно называется? (Мойдодыр)
4 - А вы какие сказки этого автора знаете? ( Бармалей, Муха-цокотуха, Крокодил, Айболит, Федорино горе, Мойдодыр, Путаница, Телефон, Тараканище, Краденое солнце, (стихи К. И. Чуковского «Головастик», «Бутерброд», «Радость», «Поросенок» и др.) Я предлагаю вам рассмотреть, какое чудо-дерево вырастил писатель. (СЛАЙД 7- )
- Какие сказки вы мне не назвали, а здесь они есть? (эти сказки и на выставке, можно будет познакомиться)
- А какое произведение мы будем изучать, вы узнаете, если посмотрите фрагмент мультфильма, но! я хочу обратить ваше внимание на то, что в мультфильме вы увидите самого Чуковского и его героев.
Внимание: я задаю два вопроса:
- Что еще можно добавить о самом авторе, о его личностных качествах?
-Какое мы будем изучать произведение? (СЛАЙД 8)- мультик Вопросы после просмотра -Какое мы будем изучать произведение? А почему «Телефон»?
- Какой автор? Каким вы его увидели? В чем это выражается? А как крокодилы его называют? Почему?
V.Открываем свои учебники на стр.96. и читаем статью о Чуковском. ( хорошо читающий ученик- Павел Шибаев) -Постарайтесь отметить то, о чем мы с вами еще не сказали о Чуковском ? Что вы еще интересного узнали? (писал стихотворения, сказки. ) Мы переходим к чтению фрагмента «Телефона»
- В этом произведении вам встретится слово пуд. Как вы понимаете значение этого слова?(говорят) (В тексте будет так звучать: Пудов этак 5 или 6)
Вот что говорит об этом толковый словарь (слово ПУД – СЛАЙД 9.- )
- а 16 кг это много или мало? У вас чуть больше 16кг.
VI. ( СЛАЙД 10)- (картинка и текст, но дети читают по учебнику). (а) – Прочитаем тихим голосом, почти шепотом и подумаем:
- Какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? (веселое, жизнерадостное) - Какое настроение испытали вы, читая это стихотворение и почему? (веселое, солнечное) - Кто главные герои (?.(автор и слон)
- А что они делают?( разговаривают по телефону)
- А как называется беседа двух лиц?(диалог )
б) -Теперь я читаю за автора, а вы - за слона все вместе: (хоровое чтение вместе с учителем) - Вы заметили, как я читала слова автора? Как их нужно читать?( с вопросом, удивленно)
-Что должны передать вы , читая слова Слона? (Просьбу)
- А только ли интонацией мы можем передать чувства и речь героев, или есть еще другие способы передачи?(жесты и мимика)ч
в) - Чтение в парах друг другу вполголоса на месте (автор – правая сторона, Слон – левая сторона) - У кого хорошо получилось?
- есть желающие выступить в роли актеров?(чтение у доски)
- г) Давайте попробуем у доски почитать ( в масках читают по листочкам 1-2 пары) - Удалось ли чтецам передать настроение героев? (да)
VII. Вы хорошо запомнили содержание сказки, сейчас проверю!
-Откуда звонил слон? ( от верблюда) - С какой просьбой обратился слон к писателю? ( прислать шоколада) -Для кого слон просил шоколад? (для сына его) - Какой слонёнок? (маленький) -А зачем слон просил шоколад? (все маленькие любят шоколад, слон заботится о своем сыне, хочет сделать ему приятное) - Как вы думаете, поможет автор слону? Почему вы так решили, ведь здесь не написано об этом, вспомните мультик! ( Беседа о жанре произведения) - Ребята, мы сегодня называли произведение «Телефон» то стихотворением, то
сказкой. - Как вы считаете, это стихотворение? (Да.) Почему?
- Можем сказать, что это сказка? (Да.) .) Почему?
- А почему вы утверждаете, что это сказка? ( Животные разговаривают.)
Значит, это какая сказка? .(стихотворная сказка).
А вы хотите узнать продолжение сказки «Телефон» ? (раздать маски, слова по группам- рядам) СЛАЙД 11
За автора читаю Я! А вы только те слова, которые принадлежат вашим героям. Ваша задача в группе: найти слова ваших героев
1группа: Диалог с зайчатками.
группа: Диалог с мартышками
3группа: Диалог с цаплями
Общее задание всем группам:
Постарайтесь передать чувства и настроение героев не только выразительностью речи, но и мимикой и жестами! (Диалог передаем без остановок, сначала 1гр, затем 2,и сразу 3, т.к. эти сцены идут по порядку)
(После выступления всех эпизодов, спросить у детей.)
- Вам понравилось выступление друг друга? (да)
-Какая группа более убедительно выразила свою просьбу?
- А вам не показалось, что среди всех героев Чуковского, мы ощущаем присутствие самого автора: “У меня зазвонил телефон”. - Вот какой наш дедушка Корней!
- А какие качества характера вы хотели бы видеть у себя? - У друзей своих?
- Как вы думаете, будут ваши дети читать К.И.Чуковского? (СЛАЙД 11. )
Наш урок мы задумали с вами провести солнечным, веселым.
Я дарю вам СОЛНЦЕ! СЛАЙД 12.) Вы мне каждый подарите свой лучик! И я узнаю,, насколько вам комфортно, весело, интересно и познавательно было работать!
- Тот, кто считает, что лучик солнца его обогрел, приласкал и радость подарил с замечательным поэтом -сказочником прикрепит на солнышко красный лучик;
- Тот, кто в чем-то сомневался, испытывал затруднения , чувствовал себя некомфортно, прикрепит оранжевый лучик
-Тот, кому неинтересно было, скучно, прикрепит желтый лучик.
( дети прикрепляют)
А я держу в ладошках солнце. (СЛАЙД 13) Я дарю его друзьям! Улыбнитесь! Уходя- просто улыбнитесь! Лучик солнца – это Вам! Спасибо за урок! С ДНЕМ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА!