Итоговая работа по самообразованию Коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников в условиях ДОУ
Герасименко Светлана Викторовна, учитель – логопед, МКДОУ «Детский сад № 12 «Солнышко», г. Шелехов, Иркутской области Коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников в условиях ДОУ Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, и др. доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Характер ошибок в письменных работах неуспевающих по русскому языку учащихся начальных классов обусловлен прежде всего двумя причинами: недостаточным уровнем сформированности фонематического слуха; проблемами в развитии лексического и грамматического компонентов языка. Р.Е. Левиной был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Она писала о том, что при выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Таким узловым образованием является фонематическое восприятие и звуковой анализ. Формирование узловых образований позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта. Это положение подтверждает Т.А.Ткаченко, которая говорит о том, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Поэтому коррекционную работу со старшими дошкольниками я начинаю с определения уровня развития у детей фонематических представлений. Первый вид заданий нацелен на выявление трудностей слуховой дифференциации звуков и представляет собой проверку возможности правильного показа детьми предъявляемых им картинок, названия которых отличаются друг от друга лишь одним звуком. При повторении слоговых цепочек из трех слогов, содержащих свистящие и шипящие, звонкие и глухие звуки, дети испытывали определенные трудности. Например, при повторении слогов, содержащих звонкие и глухие согласные, называли чаще всего слоги из звонких согласных. При повторении слогов типа са-ца-са, повторялось «са-са-са», т.е. аффрикаты не выделялись вообще. Наибольшую трудность вызвало выполнение задания по выявлению у детей навыков элементарного звукового анализа. Были дети, которые воспринимали слова как нерасчленимое целое. Таким образом, низкий уровень развития фонематического восприятия показали 33% обследуемых детей, средний – 67%. Располагая данными обследования фонематических представлений детей, составила перспективный план коллективной и индивидуальной работы, определила следующие направления работы: 1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (слухового восприятия, слуховых дифференцировок, пространственных представлений). 2. Развитие координации взаимодействия анализаторов и сукцессивных функций (слуходвигательных и слухозрительных связей, способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность действий или символов). 3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти). 4. Развитие способностей ребенка выполнять мыслительные операции – сравнение, сериацию, сопоставление, классификацию, символизацию, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение; формирование навыков планирования, контроля и коррекции собственных действий; воспитание у детей вкуса к приобретению знаний. 5. Развитие речи и формирование навыков целенаправленного анализа и синтеза языковых единиц. Вместе с логопедом в коррекционном процессе участвуют родители и воспитатели. После первичного индивидуального обследования навыков фонематического восприятия я беседую с родителями, объясняю им его значимость и степень его влияния на дальнейшее обучение ребенка, рассказываю о путях преодоления этих трудностей. Разнообразный речевой и дидактический материал размещаю в тетради связи учителя – логопеда и воспитателей группы. Специфической трудностью в работе с данной категорией детей является отсутствие или недостаточность мотивации у них к коррекционно-логопедическим занятиям (т.к. вследствие особенностей фонематического развития дети недостаточно осознают свои речевые трудности и необходимость их преодоления). Развитие слухового внимания на неречевых звуках на подготовительном этапе включает: различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые)– неприятные (злые, грубые), упражнения и игры на развитие слухового внимания: “Какие звуки нарушают тишину?”, “Кто услышит больше звуков?”, “Назови звуки групповой комнаты”, “Назови звуки улицы”, “Вспомни звуки леса, луга, болота”, “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”, “Жмурки с колокольчиком”, “Морзянка”, “Чей голос?”, “Солнце или дождик”, “Угадай по звуку, что делать?”, Звучание музыкальных инструментов, песенки насекомых, голоса животных, птиц, звуки транспорта, звуки рабочих инструментов. Основная образовательная задача на протяжении всех этапов коррекционной работы - сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем. В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Предлагаемые игры и игровые упражнения построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (“Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”). Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (“Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л (“Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”). С помощью занимательных игр-головоломок типа “Построй пирамиду” дошкольники упражняются в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в “цветочном магазине” можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии. Определение твердости или мягкости первого согласного звука можно закрепить в игре “Два домика”. По серии картинок дети определяют “третий лишний” звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре “Четвертый лишний”. Деление слов на слоги закрепляется в игре “Украсим елку”. Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Поле чудес”, “Живые звуки”, “За грибами”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, “Слова-перевёртыши”, “Добавлялки”. Особенно нравятся дошкольникам игры с различными манипуляциями: “Поймай рыбку”, “Звенит-жужжит”, “Телеграф”. В целом основными задачами логопеда с детьми, имеющими фонетические нарушения, должны стать следующие: 1. Максимальная направленность и более продолжительная по количеству времени работа по формированию у ребёнка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала на правильно произносимых, позже - на уточнённых и исправленных звуках). 2. Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчётливо, смазано. 3. Постановка отсутствующих и искажённо произносимых звуков и введение их в речь. 4. Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков. 5. Закрепление уровня звукового анализа, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания. Таким образом, успешная коррекция фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями в условиях логопункта осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников. Литература: 1. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. – (сост. Шматко Н.Д.) – М., 1997, с.88–89.2. Игры в логопедической работе с детьми. (Под ред. Селиверстова В./I.) – М., 1974 , с. 15–32.3. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988, с.42–63.