Формирование учебной мотивации с использованием макетов на индивидуальных занятиях по формированию произношения(ФП) и развитию слухового восприятия(РСВ) у обучающихся с нарушением слуха в начальных классах.


Формирование учебной мотивации с использованием макетов на индивидуальных занятиях по формированию произношения(ФП) и развитию слухового восприятия(РСВ) у обучающихся с нарушением слуха в начальных классах. Составитель: Ковальская Нина Геннадьевна.Учитель I категории.Г.Нижний Тагил. Подчини глухоту себе ,но не подчиняйся ей сам! (Федор Федорович Рау.) Сущность работы по развитию речи в младших классах, где учатся дети с нарушениями слуха, заключается в развитии способа общения, в формировании речевой деятельности. Создавая у них потребность в общении, учитель сообщает нужные в данный момент речевые формы. Многократность повторения их детьми в сходных ситуациях, в разных видах деятельности способствует усвоению речевого материала. Обучение языку глухих детей осуществляется в соответствии с принципами действующей в специальных учреждениях I и II видов коммуникативной системой обучения. Формирование мотивации обучения в школах для детей с нарушением слуха ,без преувеличения, можно назвать одной из центральных проблем школы, делом общественной важности. Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. В поле внимания учителя оказывается не только обучение, но и развитие личности ребенка. Проблема повышения качества знаний учащихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Чтобы повысить качество знании, необходима учебная мотивация, которая направлена на: -обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений; -сознательное отношение к их усвоению; -формирование интереса к предмету. Рассмотрим основные пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности на примере уроков занятий по ФП(формированию произношения) и РСВ(развитию слухового восприятия). Замечено, что использование компьютера дает возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и поделиться своими знаниями с товарищами, повышает их самостоятельность в процессе обучения, уровень общения и культуры, развивает речь. Использование информационных технологий дает возможность учащимся активнее приобщаться к учебному предмету, в том числе за счет участия в различных конкурсах, викторинах и олимпиадах. В начальных классах, с моей точки зрения, работу с компьютером нужно ограничивать . Работа с макетами На своих занятиях, я уделяю внимание больше работе с макетами. Где ребенок может подвигать, изменить ситуацию, выполнить поручение и отчитаться. На всех занятиях мы обращаемся к темам «Погода», «Времена года».Начиная с макета «Осень», затем «Зима», «Весна» дети выполняют разные поручения и отчитываются о проделанном.Учитель: Дай птичкам зерно, а белочкам орешки . Что ты сделал?Ученик: Я дал…. Я покормил. И т.д. Макет «Город» Этот макет тоже используется в течении всего года:-Экскурсия по родному городу, дом где я живу, игра в футбол. И т.д. У школьника при благоприятных условиях возникают и развиваются такие важнейшие для всей будущей жизни качества:- потребность в умственной деятельности, - потребность в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений и др. - социальные мотивы состоят в стремлении получать знания, чтобы быть полезным, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Макет «Семья» К теме «Семья» возвращаемся в течение всех лет обучения , постепенно её усложняя. Здесь и работа над диалогом , и составление рассказа по макету и о своей семье. Если вначале перечисляются главные члены семьи с их именами, то в старших классах идет речь о «Родословной семьи». Макет «Дикие животные» Иногда у нас в городе бывает выездной зоопарк. Безусловно , мы стремимся посетить его. Затем составляем рассказ: «Зоопарк» , «Любимое животное».Аналогично проводится работа с макетом «Домашние животные», «Мой домашний питомец», «Кого бы из животных я хотел иметь дома?». Дети воспринимают и называют какой голос домашнего животного они слышат. Макет «Домашние животные» По звуку колокольчика ,дети отгадывают ,кто из животных заблудился: лошадь , баран ,корова , коза. Правильная организация учебной деятельности - один из путей формирования мотивации. Содержание учебного материала усваивается глухими школьниками в процессе учебной деятельности. От того, какая это деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся- зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.Межличностные отношения школьников также оказывают существенное влияние на результаты обучения детей. Довольно часто неуспевающий ребенок подвергается насмешкам. Часто имеет место и обратная ситуация — ребенок, отличающийся от других своим умом и прочими достоинствами, тоже может быть не принят группой, просто потому, что он не такой, как все. Внутренняя мотивация является важным условием успешного обучения. Но как быть, если она отсутствует, а единственным привлекательным моментом школьной жизни является долгожданная переменка или веселая прогулка? Многие учителя считают, что, сформировав у ребенка «необходимый» мотив, можно добиться высоких результатов и таким образом решить многие учебные проблемы. Важная роль и влияние учителя в начальной школе бесспорны. Узкие социальные состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение. Этим мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.Социальные мотивы - мотивы сотрудничества состоят в том, что глухой ребенок не только хочет общаться с другими людьми, но и стремится взаимодействовать с педагогами и одноклассниками. Немаловажную роль в мотивации обучения играет семья. Нередко семьи глухих равнодушны к тому как говорят их дети. Зачастую они не нуждаются в речи детей и это мешает глухому ребенку быть успешным. Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть, это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Педагогическое общение учителя со школьниками создает условия для развития у учащихся мотивации учения, для придания учебной деятельности творческого характера, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения. Спасибо за внимание!