Методическая разработка урока по теме «Роль грибов в природе и жизни человека» 7 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 66 г. Томска
Методическая разработка урока по теме «Роль грибов в природе и жизни человека» 7 класс
Учитель биологии: Ольшанская Татьяна Анатольевна Электронный адрес и телефон: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , 8952-882-60-55
Тема урока «Роль грибов в природе и жизни человека» На уроке использовала ПК и проектор. Используя мультимедиа проектор учитель и учащиеся показывали подготовленные презентации, которые позволила учащимся получить новую информацию по изучаемой теме. В качестве закрепления учащиеся выполняют практическую работу «Определение съедобных и несъедобных грибов». Продолжительность: 45 мин (1 урок)
Аннотация: Данный урок планируется провести в 7 классе в IV четверти, поэтому подготовленные презентации учащихся не предоставлены. В 7 классе количество учащихся 6 человек и учащиеся разделены на 2 группы. Для достижения поставленных целей и задач использовала индивидуальный и групповые ответы учащихся у доски с применением наглядных пособий; фронтальную беседу с классом; рассказ с элементами беседы; демонстрацию натуральных объектов: гриб мукор на хлебе, гриб трутовик, дрожжи сухие, сырые, распущенные в воде с добавлением сахара. Цель урока: изучение роли грибов в природе и жизни человека
Задачи: Образовательная: Расширить знания о разнообразии шляпочных грибов; Развивающая: Раскрыть значение грибов в экосистемах, повседневной жизни человека; Воспитательная: Научить распознавать съедобные, условно – съедобные и ядовитые грибы. Воспитать любознательность, бережное отношение к природе и своему здоровью.
Планируемые результаты: называть съедобные, ядовитые и паразитические грибы; определять понятия по теме урока; распознавать грибы на иллюстрациях, в природе; описывать экологические группы грибов, вред, наносимый грибами – паразитами, отличать ядовитые грибы от съедобных. Ресурсы: Основные: Учебник: Л.Н.Сухорокова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова «Биология. Разнообразие живых организмов» с. 134-135 Электронное приложение: «Роль грибов в природе и жизни человека» (51); Тетрадь практикум: практическая работа 4 «Определение съедобных и несъедобных грибов» Тетрадь – тренажер: Дополнительные: таблицы «Царство Грибы», «Съедобные и несъедобные грибы», муляжи «Грибы» Книги и журналы: Коллючникова Н.М., Пятунина С.К. Опасные растения и грыбы/ Коллючникова Н.М., Пятунина С.К.//Биология в школе – 1998. - № 2. – С.72; - № 4 – с.76; - № 5. – с.83 Интернет – ресурсы: htth://www.gribnikam.ru/ - информация о грибах.
Ход урока. Актуализация знаний. А начнем мы с разминки. Вы должны в рифму закончить стихотворение:Вдоль лесных дорожекМного белых ножекВ шляпках разноцветных,Издали заметных,Собирай, не мешкай:Это... (сыроежки.)Растут на опушкеРыжие подружки,А зовут их... (волнушки.)Из-под травки прошлогоднейВылезают на свободуНеразлучные сестрички –Рыжеватые... (лисички.)Царь грибов на толстой ножкеСамый лучший для лукошка.Он головку держит смело,Потому что гриб он... (белый.) Молодцы, загадки отгадали а теперь давайте вспомним основные признаки царства Грибы. Почему грибы принято выделять в отдельное царство? Какой тип питания характерен для грибов? Какие способы добывания пищи встречаются у грибов? Что такое микориза? Какие способы размножения встречаются у представителей царства грибов? Какие грибы называют шляпочными? Расскажите о строении шляпочного гриба. Что такое мицелий? Какова функция плодового тела грибов? Изучение нового материала. Грибы богаты белками, витаминами, минералами солями. Человек использует грибы в пищу: их варят, жарят, сушат, солят, консервируют. Цель, нашего урока изучить какова роль грибов в природе и жизни человека. Выступление 1 группы – Тема «Съедобные и ядовитые шляпочные грибы» План выступления: Классификация шляпочных грибов. Общая характеристика съедобных грибов, их представители. Общая характеристика ядовитых грибов, их представители. Давайте составим памятку для сбора грибов в лесу. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву и мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца может высохнуть и погибнуть. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный яд для человека. НЕЛЬЗЯ собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия. Не порть ядовитые грибы, не срывай и не топчи их, потому что есть среди них лекарство для зверей. - Теперь рассмотрим экологические группы грибов.
Выступление 2 группы – «Экологические группы грибов». План выступления: Характеристика, представители и места обитания грибов – сапротрофов. Характеристика, представители и места обитания паразитических грибов.
Сапротрофы организмы, использующие для питания органические соединения мертвых тел или выделения (экскременты) животных. К сапротрофам относятся бактерии, грибы, жуки, мертвоеды, кожееды, навозники, дождевые черви, личинки мух. А так же «падальщики»: шакалы, гиены, грифы, вороны. Сапротрофы являются редуцентами в биоценозах. Принимают участие в минерализации органических соединений. Водные Сапротрофы участвуют в биологической очистке воды.
Вывод: учащиеся вместе с учителем делают схему в тетради.
Роль грибов в природе и жизни человека.
В природе: 1. Участвуют в круговороте веществ. 2. Участвуют в процессах почвообразования. 3. Являются санитарами планеты, уничтожая и минерализуя остатки всяких отмерших растений и разных животных.
В жизни человека: 1. Их едят. 2. Дрожжи применяют в хлебопекарной, молочной, пивоваренной, винодельной и спиртовой промышленностях. 3. Используют для откорма животных. 4. Используют для получения антибиотиков. 5. Применяют для биологических метода борьба с вредителями. 6. Из них делают препараты для уничтожения вредных насекомых.
Но они тоже всякий вред приносят: 1. Разрушает деревянные постройки, шпалы, фанеру. 2. Портят смазочные масла, лакокрасочные покрытия, вызывают коррозию металлов. 3.Портят книги, ткани, бумагу. 4. Вызывают всякие разные болезни у человека и у животных: кожные, поражают легкие, гайморит, поражают глаза. 5. Развиваясь на соломе, сене, дерне, грибы выделяют ядовитые вещества и делают корма непригодными;
Закрепление знаний и умений. Практическая работа 4 ««Определение съедобных и несъедобных грибов» Итоги урока. Оценки учащиеся получают за выполнение задания в группах и за практическую работу. 5. Рефлексия. На заключительном этапе урока предлагаю дать оценку уроку, используя «Спайдер» (дети должны прикрепить стикер к соответствующей картинке). Мне урок понравился. Урок не понравился совсем. Тема урока меня очень заинтересовала, и я постараюсь найти дополнительный материал. Урок был содержательным. На уроке я ничего не понял. Понравилось делать презентации. Урок был обычным