Урок русского языка в 5 классе по теме: «Морфемная модель слова. Корень слова. Чередование гласных в корне» (по программе С.И. Львова, В.В. Львов)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме:
"Морфемная модель слова. Корень слова.
Чередование гласных в корне"
Цели урока: 1) формировать представления о морфемной модели слова; 2) вырабатывать умение записывать слова приемом поморфемного письма; 3) организовать наблюдение за использованием выразительных возможностей однокоренных слов; 4) тренировать в умении различать корни-омонимы; 5) дать представление об этимологии как разделе лингвистики и познакомить учащихся с этимологическим словарем.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Опрос и проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам:
- Что такое морфема?
- Что такое морфемный разбор слова?
- Для чего нам нужен этот разбор?
- Объясните, почему морфемный разбор слова связан со смысловым анализом сова?
- Что такое морфемная модель слова? Приведите примеры.
Упражнение 69.
Упражнение 74.
Перед проверкой упражнения, откройте словарик значения морфем в приложении и посмотрите, какие оттенки лексического значения передают суффиксы в данных морфемных моделях, потом определите грамматическое значение, которое передается при помощи окончаний.
- что такое морфемная модель слова?
- по материалам упражнение 74 можно сделать вывод, что морфемная модель слова включает в себя большое количество слов и все они имеют сходство в значении и общие грамматические признаки.
Морфемный разбор слов:
бескорыстный__________________________________________________
недослышать___________________________________________________
миленький_____________________________________________________
честность______________________________________________________
Подведем итог:
- что такое морфема?
- что общего в словах подходящих для одной и той же морфемной модели? (сходство в значении и общие грамматические признаки). Какими морфемами передаются оттенки лексического значения слова? (словообразующими). какими морфемами передается грамматическое значение слова? (формообразующими - окончанием).
Сдать тетради.
3. Закрепление знаний по теме "Морфемная модель слова".
Еще раз обратимся к словарику значения морфем. Откройте его. Посмотрите, какие виды морфем представлены в словариках?
Чтобы потренироваться в определении значения морфем при помощи словарика, выполним следующее задание.
Запишите в тетрадях число, классная работа и слова:
выскочить, надломить, пропеть, прибрежный, футболист, тоненький, библиотекарь, сыроватый, котенок.
Выделите в этих словах приставки и суффиксы. При помощи словарика, определите значения выделенных морфем (устно).
Проверка.
Сделаем вывод: приставки и суффиксы (словообразующие морфемы) передают оттенки лексического значения слова, и слова с одной морфемной моделью имеют схожие лексические значения.
4. Тренировочные упражнения по теме "Поморфемное письмо"
Откройте с. 35. На плашке написано…Прочитаем: поморфемное письмо - деление слова на морфемы при его написании.
Выполним упражнение 75 (устно). Перед словами нам дана их морфемная модель. Прочитайте "зашифрованные" слова. Что их объединяет? Посмотрите по словарику значение морфем - суффикса -чик- и нулевого окончания.
Запишем с помощью поморфемного письмо слова: вагон-чик, карман-чик, графин-чик, кувшин-чик.
Шутка-минутка.
Послушайте небольшое стихотворение найдите в нем странное слово, которое автор придумал намеренно. Выпишите его, а рядом составьте морфемную модель этого слова, которую использовал автор.
СЛОНЕНОК
Семейство слонов
Перепугано насмерть -
Слоненок простужен:
И кашель и насморк.
Лекарства достали,
Компрессы готовы,
Но где продается
Платок хоботовый?
(Р. Муха)
5. Вспомнив прием поморфемного письма, мы переходим к изучению главной морфемы слова - корню.
- что такое корень слова? Что заключено в корне? (лексическое значение слова). Например слова: стол - столовый - настольный.
Чтобы закрепить знания и умения выделять корни в словах, выполним упражнение 77 (устно)(5б - письменно по вариантам, предложение 5 - все вместе на доске устно (выписать)).
- Выделите корни. Какое лексическое значение передают эти корни?
- Сделаем вывод: однокоренные слова имеют общий корень и схожи по своему лексическому значению.
Далее рассмотрим новый вид корней - корни - омонимы.
с. 37. Прочитаем теорию.
- что такое корни-омонимы? (одинаковые по написанию, но разные по значению).
Чтобы научиться находить и определять корни-омонимы выполним упражнение 83 (выписываем по строчкам).
1. Вода, провода, подвода, завода, вод, водоотвод, небосвод, водоворот, хоровод.
Резерв - упр. 80 (5б) - объяснить значения слов с помощью словаря значения морфем. Выписать однокоренные слова.
6. Итог урока
- что такое морфема?
- какие морфемы называются словообразующими?
- какие морфемы называются формообразующими?
- что такое морфемная модель слова?
- какие корни называются корнями-омонимами?
7. Домашнее задание: с. 37, упр. 78, 81, в тетрадь записать - морфемный разбор слов: предназначение, приморский (объяснить).
Программа по русскому языку 5 класс. ФГОС, С.И. Лювова, В.В. Львов