Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование уроков русского языка к рабочей программе по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова (базовый уровень). 10 класс.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа реализует основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и разработана с учётом содержания базовых документов ФГОС.
Данная программа учитывает также опыт разработки содержания Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (Львова С.И., Александрова О.М. Русский язык. Примерные программы среднего (полного) общего образования: русский язык и литература. 10-11 классы. – М.: Вентан - Граф, 2012.) и отражает авторскую программу (Львов С.И. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы. – 2-е изд., перераб.- М.: Мнемозина, 2008; Львов С.И. Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Мнемозина, 2014.), в которой реализованы современные подходы к изучению школьного курса: коммуникативный, системно-деятельностный, компетентностный.При составлении данной рабочей программы была учтена необходимость реализации в образовательном процессе метапредметной функции, которую выполняет родной язык на всех этапах обучения ребёнка в школе. Содержание рабочей программы обеспечивает совершенствование важнейших универсальных учебных действий, интеллектуально-коммуникативных умений, которые проявляются активно в разных видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо) и формируются в процессе изучения всех тем курса.
Реализация метапредметного статуса курса становится возможной при условии последовательного внедрения в образовательный процесс коммуникативно-деятельностного подхода, который в данной программе представлен в содержании её компонентов: в характеристике целей обучения русскому языку, в описании основных особенностей разработанного курса, в предъявлении содержания курса, а также в перечне основных результатов обучения русскому языку в 10-11 классах.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Курс русского языка является составной частью недавно введённого в старшей школе предмета «Русский язык и литература» и, следовательно, связан с курсом литературы.
Каждый из двух предметных компонентов – и русский язык, и литература – направлен на достижение общих целей обучения предмету «Русский язык и литература» на базовом (и углублённом) уровне.
Цели обучения предмету «Русский язык и литература»
Базовый уровень:
приобщить учащихся в процессе изучения и литературы к ценностям национальной и моровой культуры, к нравственному и эстетическому опыту человечества; сформировать интерес к чтению произведений художественной литературы как уникального вида искусства, материалом которого является слово; сформировать представление об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
добиться осознания значимости чтения, изучения русского языка и литературы как необходимых условий успешного обучения другим предметам, как основы самопознания, саморазвития, самообразования, социализации личности, её нравственного и интеллектуального развития;
сформировать культуру современного читателя, который владеет основными стратегиями чтения, навыками понимания явной и скрытой, основной и второстепенной информации текста, обладает эстетическим вкусом, способностью выражать отношение к прочитанному тексту в виде развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываний; совершенствовать навыки владения различными приёмами редактирования текста;
сформировать общеучебные умения и универсальные учебные действия, которые связаны со способностью сформулировать цели учебной деятельности, планировать её и осуществлять, анализировать и оценивать результаты; проводить информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию в соответствии с поставленной целью, используя при этом различные источники, включая СМИ и Интернет.
Цели обучения русскому языку в 10-11 классах
Базовый уровень:
углубить представление о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; о роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых современному человеку для успешной самореализации, для овладения профессией, для развития навыков самообразования и социализации в обществе;
сформировать навыки самоанализа и самооценки собственной речи, развить способность прогнозировать коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения; развить умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
совершенствовать умения, связанные со всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; помочь учащимся овладеть механизмами адекватного восприятия чужой речи при чтении и аудировании, а также механизма создания коммуникативно успешного речевого высказывания в процессе говорения и письма;сформировать навыки информационно-смысловой переработки прочитанных или прослушанных текстов иумение передавать их содержание в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сообщений, докладов и т.п., что является основой функциональной грамотности современного человека, условием успешного формирования навыков самообразования и подготовкой к формам учебно-познавательной деятельности при обучении в вузах; усовершенствовать навыки поиска, анализа, обработки и предъявления научной информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных носителях;
углубить знания в области функциональной стилистики, расширить представление о функциональных разновидностях русского языка и на этой основе сформировать умения лингвистического анализа текста разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, а также усовершенствовать навыки комплексного анализа, который затрагивает композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой аспекты текста, что содействует развитию способности ориентироваться в речевом пространстве и совершенствованию важнейших коммуникативных умений;сформировать представление о культуре речи как компоненте национальной культуры, об основных аспектах культуры речи, о языковой норме, её функциях и вариантах, и на этой основе активизировать внимание к проблемам речевой культуры и совершенствовать умения применять в коммуникативной практике основные нормы современного русского литературного языка;
повторить и обобщить ранее изученный на уроках русского языка материал и целенаправленно совершенствовать на этой основе орфографическую и пунктуационную грамотность, а также ключевые умения, связанные с проведением разных видов языкового анализа, что является основой совершенствования важнейших умений, востребованных в коммуникативной практике;
расширить активный словарный запас и объём используемых языковых и речевых средств, что обеспечивает достижение точности, стилистической уместности и выразительности речевого высказывания и его соответствие условиям и сфере речевого общения;
сформировать умения проводить лингвистический эксперимент, описывать его результаты и предъявлять их в виде сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, рефератов, исследовательских проектов; использовать навыки информационно-смысловой переработки текстов при подготовке сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, рефератов, исследовательских проектов по другим школьным предметам.
Таким образом, содержание программы определяется перечисленными выше общими целями изучения предмета «Русский язык и литература», а также специфическими целями предметной линии «Русский язык». В обобщённом виде эти цели могут быть сформулированы как дидактические ориентиры прагматического характера, которые должны осознавать старшеклассники, приступая к изучению русского языка на заключительном этапе его освоения в школе:
овладеть эффективными способами речевого общения, усовершенствовать умения и навыки, связанные с речевой деятельностью; добиться существенного продвижения в усвоении функциональной грамотности, то есть способности человека быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, использовать полученные знания и умения для решения самых разных жизненных задач; овладеть навыками элементарной исследовательской работы, навыками самообразования, тем самым подготовить себя к взрослой жизни, в которой речевая деятельность во многом определяет успешность и благополучие человека;
углубить представление об эстетической функции родного языка как языка великой русской литературы; понять истоки выразительности словесного искусства; научиться всматриваться в в художественное слово, в детали текста, определяя его эстетические достоинства, использованные выразительные языковые средства; и, наконец, осмыслить тесную взаимосвязь русского языка и литературы, которые в 10-11 классах представляют собой общий предмет «Русский язык и литература»;
подготовиться к предстоящему экзамену, в связи с чем повторить, обобщить, систематизировать основной материал по русскому языку, изученный в 5-9 классах, и добиться существенного развития ключевых практических умений и навыков, связанных с разнообразными видами анализа языковых единиц и грамотны, правильным, уместным, выразительным использованием их в устной и письменной речи.
Многоаспектная характеристика целей обучения русскому языку в 10-11 классах показывает, что в них нашла отражение общая установка на реализацию единства знаниевой и деятельностной составляющих.Деятельностный подход в преподавании родного языка обеспечивает формирование всех предметных компетенций в их единстве и взаимосвязи и овладение системой важных умений и навыков предметного и метапредметного уровней. Это единство отражается не только в целях, содержании программы, но и проявляется в перечне планируемых результатов обучения , которые определяют личностные, метапредметные, предметные результаты; коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения, а также универсальные учебные действия, становящиеся не только объектом пристального внимания в учебном процессе, но и содержанием проверки и оценивания.
В соответствии с концепцией ФГОС данный курс, ориентированный на 10 и 11 классы (базовый и углублённый уровни), характеризует направленность на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в их единстве и взаимосвязи, на развитие творческих способностей учащихся, активизацию и реализацию их потенциальных речемыслительных возможностей и коммуникативную подготовку к жизни в современных условиях.
Особое значение приобретает метапредметная функция, которую выполняет русский язык в системе школьного образования в целом. Уроки родного языка становятся естественной основой формирования метапредметных умений, универсальных учебных действий. Прежде всего развивается способность извлекать из предлагаемого текста необходимую информацию и активно применить её в учебных ситуациях, развиваются навыки использования различных способов освоения содержания текста, то есть приёмов информационной переработки текста. В старших классах вопросам информационной переработки текста придаётся первостепенное значение и отводится на развитие соответствующих умений довольно большое количество времени. На заключительной ступени обучения по-прежнему большое внимание уделяется отработке навыков осознанного чтения научно-учебного текста, овладению основными видамичтения (просмотровым, поисковым, ознакомительным, изучающим) и видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), что имеет исключительно важное практическое значение метапредметного характера. Однако в старших классах предусмотрено не просто развитие и совершенствование соответствующих умений, а включение учащихся в более сложную коммуникативную среду, которая максимально приближена к условиям обучения именно на старшей ступени школы, где ученику необходимо быстро ориентироваться в учебно-речевой ситуации, стратегически правильно выбирать коммуникативную линию проведения и эффективные приёмы работы с речевым материалом, который может быть представлен в разнообразных видах: текстучебника или тексты двух или более учебников по разным школьным дисциплинам; серия справочных материалов; гипертекстовая информация сайтов Интернета; лекция учителя; видео- или аудиоинформация, подлежащая анализу; цикл устных или письменных высказываний на одну и ту же тему; информация, предъявляемая в виде доклада на защите проекта и высказываний при обсуждении этого доклада, и т.п.Особое внимание к метапредметной образовательной функции родного языка на этапе его заключительного изучения в школе определяет особый статус предметной линии «Русский язык» в старшей школе. Что связано с универсальным. Обобщающим характером воздействия языка на развитие личности в целом, на самореализацию подростка и формирование способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, что очень важно в дальнейшей «взрослой» жизни выпускника. Высокий уровень владения русским языком определяет способность аналитически мыслить и успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умение убедительно и точно выражать свои мысли и понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Рабочая программа 10-11 классов реализует компетентностный подход – направленность обучения не только на усвоение учащимися целостной системы знаний, овладение соответствующими умениями и навыками, в том числе и коммуникативными, но и на развитие способности применять полученные знания, умения и навыки в быту, в своей учебной и общественной деятельности. Компетентностный подход обеспечивает совершенствование на этапе старшей школы коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Формирование коммуникативной компетенции предполагает совершенствование навыков владения всеми видами речевой деятельности в разнообразных условиях коммуникации, расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих интересам, психологическим особенностям, опыту учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.Совершенствование коммуникативной компетенции связано и с целенаправленным формированием культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определённой функциональной разновидности языка, а также учитывать в процессе коммуникации языковой (нормативный), коммуникативный, этический и эстетический аспекты культуры речи. Особое внимание в старших классах уделяется воспитанию готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию с людьми, способности предупреждать и преодолевать в процессе общения речевые неудачи. Важнейшей особенностью совершенствования коммуникативных умений и навыков в 10-11 классах является опора на систему знаний из области современной теории речевого общения, с основами которой знакомятся старшеклассники на уроках русского языка, а также осознанное и целенаправленное использование коммуникативных знаний, умений и навыков «за рамками предмета», то есть в процессе учебной деятельности при изучении других школьных дисциплин.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются в старших классах в процессе овладения системой знаний о функциональных разновидностях языка, об основных аспектах культуры речи и литературной норме; в ходе активного формирования навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности, а также навыков правильного, уместного и выразительного использования языковых единиц в речевой практике. Совершенствование данного вида предметной компетенции предполагает дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников; формирование способности анализировать и оценивать языковые явления и факты, в том числе и сложные, допускающие неоднозначную интерпретацию. Важнейшим направлением в работе является совершенствование умения пользоваться различными лингвистическими словарями, в том числе и электронными, а также онлайн-словарями.
Культуроведческая компетенция на этапе старшей школы заключается в более глубоком осознании языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка; в осмысленном владении этическими и эстетическими нормами культуры речи в разных сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в рабочей программе. В которой чётко прослеживаются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций.Первая содержательная линия, направленная на совершенствование коммуникативной компетенции, представлена в рабочей программе разделами «Язык как средство общения», «Виды речевой деятельности и информационная переработка текста», изучение которых направлено на сознательное и целенаправленное совершенствование умений во всех видах речевой деятельности, навыков речевого общения. Вторая содержательная линия, предполагающая совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций, включает разделы «Функциональная стилистика» и «Культура речи», углубляющие изученные ранее сведения из области функциональной стилистики, культуры речи, теории речевого воздействия, то есть целесообразного использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделами «Русский язык как хранитель духовных ценностей нации», «Русский язык как составная часть национальной культуры», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа, что обеспечивает культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса не означает ослабления системного подхода в обучении русскому языку. Более того, традиционный для русской школы системный подход наполняется новым содержанием и открывает новые перспективы для коммуникативно направленного обучения, поскольку системные представления о языке и речи при таком подходе формируются в результате специально организованной учебно-коммуникативной деятельности.
Системное изучение основ лингвистики на деятельностной основе способствует тому, что старшеклассник глубже осознаёт суть лингвистического понятия, осмысляя его многостороннюю языковую, коммуникативную природу и важнейшую прагматическую функцию; лучше понимает взаимосвязь языковых единиц и коммуникативных установок и потому способен не только опознавать конкретное языковое явление, анализировать его, но и объяснять уместность/неуместность его использования в конкретной речевой обстановке. При таком подходе к изучению родного языка школьник учится адекватно реагировать на языковое явление не только в учебных ситуациях, но и в естественных коммуникативных условиях, старается при этом уместно использовать приёмы исправления речевых недостатков и погрешностей, применяя эффективные способы редактирования.
Коммуникативно-деятельностный подход предполагает. Что изучение теоретических основ курса (определённой лингвистической информации, правил) является речемыслительным процессом и, следовательно, строится с учётом требований к организации такого обучения на коммуникативно-деятельностной основе. Совершенствование речевой деятельности, развитие речевой культуры учащихся строится в 10-11 классах на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности , а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими). Таким образом, предметные цели курса русского языка максимально приближаются к жизненным потребностям выпускника.
Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих успешную коммуникацию в различных ситуациях общения. Учащиеся 10-11 класса учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения.
Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10-11 классах. С помощью специального значка * в программе базового уровня выделены дидактические единицы (лингвистические понятия, научные положения, умения и учебные действия), которые ориентированы на более сильных учащихся и не предназначены для обязательного изучения всеми старшеклассниками и для включения в систему контроля. Кроме того, в данной программе одновременно представлено и содержание базового курса (дидактические единицы никак не обозначены), и содержание углублённого курса.
В целом курс русского языка в 10-11 классах направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: интенсивное развитие речемыслительных способностей старшеклассников, коммуникативных навыков; формирование представления о связи языка и культуры народа, об истоках богатства и выразительности русского языка; формирование представления об эстетическом речевом идеале и о том, как к нему можно приблизиться в собственной речевой практике, руководствуясь критериями образцовой речи; целенаправленное и взаимосвязанное развитие предметных компетенций, необходимых для успешного участия в разных сферах жизни, в том числе и в учебно-коммуникативной деятельности (в разнообразных видах речевого общения на уроках, во время диспутов, защиты проекта, на экзаменах по разным предметам, включая и русский язык, и т.п.)
МЕСТО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных организаций Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в рамках предмета «Русский язык и литература» на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объёме 70 часов. В том числе: в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 35 часов (федеральный компонент). Компонент образовательного учреждения позволяет увеличить объём вдвое: 10 класс – 68часов (2 часа в неделю), 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА
10 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ КУРСА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ
Язык как средство общения 16
Русский язык как хранитель духовных ценностей нации 4
Речевое общение как социальное явление 4
Устная и письменная речь как формы речевого общения 4
Основные условия эффективного общения 4
Виды речевой деятельности и информационная переработка текста 31
Виды речевой деятельности 4
Чтение как вид речевой деятельности 4
Аудирование как вид речевой деятельности 4
Основные способы информационной переработки прочитанного и прослушанного текста 7
Говорение как вид речевой деятельности 6
Письмо как вид речевой деятельности 6
Повторение в конце учебного года 7
Повторение и обобщение изученного в 5-9 классах, подготовка к ЕГЭ14
(в течение всего учебного года)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 – 11 КЛАССАХ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Личностные результаты освоения выпускниками средней (полной) школы программы по русскому языку
Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой науки и культуры через источники информации на русском языке, в том числе мультимедийные; понимание необходимости бережного отношения к национальному культурно-языковому наследию России и ответственности людей за сохранение чистоты и богатства родного языка как культурного достояния нации.Осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованиюот уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самопознания, самооценки, самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности.
Представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.
Существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней (полной) школы программы по русскому языку
Владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом. С различными источниками научно-технической информации;
умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления её результатов в различных формах: приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать её; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме).
Способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение активно применять полученные знания, умения и навыки в повседневной речевой практике, в процессе учебно-познавательной деятельности в школе, а также в различных условиях межличностного и межкультурного общения.
Готовность к получению по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе.
Овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметные результаты освоения выпускниками средней (полной) школы по русскому языку
Базовый уровень
Представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; об основных функциях языка; о взаимосвязи языка и культуры, истории народа.
Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
Овладение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации;
осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
способность извлекать необходимую информацию из текстов разной функционально-стилевой и жанровой разновидности, представленных в печатном или электронном виде на различных информационных носителях;
владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представления их в виде планов, тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита проекта, реферата;
применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
соблюдение коммуникативных и этических норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы; осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов.
Освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка. Речевые жанры, речевая деятельность и её основные виды, речевая ситуация и её компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи; основные требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения.Проведение различных видов анализа языковых единиц; установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка и к определённому жанру; аализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности, уместности и выразительности их употребления в речевом высказывании.
Анализ речевого высказывания с точки зрения основных условий эффективности речевого общения; оценка коммуникативной, этической и эстетической стороны речевого высказывания; исправление речевых недочётов, а также нарушений языковых, коммуникативных и этических норм современного литературного языка в чужой и собственной речи.
Уровень сформированностиметапредметных и предметных умений оценивается в баллах в результате проведения текущего, тематического, итогового контроля, что предполагает выполнение учащимися разнообразной работы: заданий. Определяющих уровень развития языковых и речевых умений и навыков; заданий творческого и поискового характера, выявляющих уровень овладения коммуникативными умениями и навыками; комплексных работ, выполняющихся на метапредметной основе и устанавливающих уровень овладения универсальными учебными действиями. Личностные результаты обучения оцениваются без выставления отметки – только на качественном уровне..КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ КАК ОСНОВА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Указанные результаты обучения русскому языку в основном связаны с коммуникативными умениями надпредметного уровня, что отражает основные цели обучения в 10-11 классах, направленные на коммуникативную подготовку выпускников к дальнейшей жизни, где коммуникативные способности во многом будут определять социальную и профессиональную успешность человека.
Основные коммуникативные умения, которые целенаправленно отрабатываются в курсе русского языка в 10-11 классах и являются основой метапредметных результатов обучения, можно разделить на следующие группы: 1)информационная переработка текста в процессе чтения и аудирования; 2) создание устного и письменного речевого высказывания; 3) соблюдение языковых, коммуникативных и этических норм в процессе речевого общения.УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Коммуникативные умения. Которые отрабатываются на уроках русского языка, являются осной формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и напрямую соотносится с универсальными учебными действиями (коммуникативными, познавательными, регулятивными).
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Основные функции языка и их реализация а речевом общении.
Молодёжный жаргон и его особенности.
Особенности использования диалектной и просторечной лексики в художественных текстах.
Искусственные языки и их социальная функция.
Полилог как форма общения участников интернет-чатов.
Соблюдение норм речевого поведения в процессе интернет-коммуникаций.
Соблюдение норм речевого поведения как одно из важнейших условий успешного общения.
Речевая агрессия и её проявления в устном и письменном общении.
Типичные недостатки чтения и пути их преодоления.
Гипертекст и использование его в процессе коммуникации.
Аудирование как вид речевой деятельности.
Тезисы и конспект как способы информационной переработки текста.
Эпистолярный жанр его появление, развитие и современное состояние.
Основные критерии оценивания устного высказывания.
Основные критерии оценивания письменного высказывания.
Правила подготовки к публичному выступлению.
Говорение как вид речевой деятельности.
Реферат как жанр научной речи.
Чтение и информационная культура современного человека.
Проблема реформирования современной русской орфографии.
Афоризм как разновидность текста.
Из истории русской пунктуации.
Электронная почта: плюсы и минусы.
Из истории русской пунктуации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОД РЕДАКЦИЕЙ С.И.ЛЬВОВОЙ. 10 КЛАСС
Учебники
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс (базовый и углублённый уровни): учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Мнемозина, 2014.
Книги для учителя
Львова С.И. Рабочие программы. Русский язык. 10-11 классы.- М.: Мнемозина, 2014.
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы (базовый и углублённый уровни). Методические рекомендации к учебникам С.И.Львовой, В.В.Львова. Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс (базовый и углублённый уровни): учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Мнемозина, 2014.
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2003.
Черепанова Л.В.Новые технологии в обучении русскому языку: Языковой портфель школьника: методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2012.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для учащихсяЛьвова С.И. Русская орфография: самоучитель.- М.: Мнемозина, 2005.Школьные словари Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. – М.: Мнемозина, 2004.
Львова С.И.Краткий словообразовательный словарь школьника. 5-11 классы. – М.: Мнемозина, 2004.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для учащихсяАкишина А.А. Речевой этикет русского телефонного разговора. – М.: Русский язык, 2000. Беднарская Л.Д. Русский язык. Трудные вопросы изучения синтаксиса. 10-11 классы: учебное пособие.- М.: Дрофа, 2009. Головкина С.Х., Смольников С.Н. Русский язык. Лингвистический анализ текста. 10-11 классы: учебное пособие.- М.: Дрофа, 2010.Кудрявцева Т.С. Русский язык. Учимся работать с текстом. 10-11 классы: учебное пособие.- М.: Дрофа, 2010. Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ-2015. Русский язык. Сборник заданий.- М.: Эксмо, 2014. Милославский И.Г. Русский язык для говорения и письма. Как мысли выразить себя, другому как понять тебя? 10-11 классы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008.Одинцов В.В.Лингвистические парадоксы: книга для учащихся старших классов.- М.: Просвещение, 2010. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис-пресс, 2005.Цыбулько И.П. ЕГЭ, 2015. Русский язык. Диагностическое тестирование. 10 комплектов контрольных измерительных материалов. – М.: Национальное образование, 2014. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ, 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. – М.: Национальное образование, 2014.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Официальные сайты Министерства образования и науки Российской Федерации htth://www.mon.gov.ru – Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. htth://www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образование». htth://www.ege.edu.ru –Федеральный портал «ЕГЭ» (Информационная поддержка Единого государственного экзамена). Образовательные порталы, сетевые сообщества учителей и методистов htth://www.school.edu.ru–Российский общеобразовательный портал. htth://www.pedsovet.org –Всероссийский интернет-педсовет.htth://www.openclass.ru – Открытый класс. htth://festival.1september.ru– Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».htth://ps.1september.ru – Газета «Первое сентября». htth://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА. 10 КЛАСС (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ п/п ДАТА РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ КУРСА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ Язык как средство общения (16 ч)
1 4.09 Знакомство с учебником и его возможностями. Русский язык - хранитель духовных ценностей нации. 4 2 5.09 Русский язык как хранитель духовных ценностей нации * 3 11.09 Русский язык как хранитель духовных ценностей нации * 4 12.09 Русский язык как хранитель духовных ценностей нации * 5 18.09 Контрольный диктант (входной контроль). Повторение изученного в 5-9 классах 1 6 19.09 Речевое общение как социальное явление 4 7 25.09 Речевое общение как социальное явление 8 26.09 Речевое общение как социальное явление 9 2.10 Речевое общение как социальное явление 10 3.10 Устная и письменная речь как формы речевого общения 4 11 9.10 Устная и письменная речь как формы речевого общения 12 10.10 Устная и письменная речь как формы речевого общения 13 16.10 Устная и письменная речь как формы речевого общения 14 17.10 Основные условия эффективного общения 4 15 23.10 Основные условия эффективного общения 16 24.10 Основные условия эффективного общения 17 30.10 Основные условия эффективного общения Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (31)
18 13.11 Виды речевой деятельности 4 19 14.11 Виды речевой деятельности 20 20.11 Виды речевой деятельности 21 21.11 Виды речевой деятельности 22 27.11 Чтение как вид речевой деятельности 4 23 28.11 Чтение как вид речевой деятельности 24 4.12 Чтение как вид речевой деятельности 25 5.12 Чтение как вид речевой деятельности 26 11.12 Аудирование как вид речевой деятельности 4 27 12.12 Аудирование как вид речевой деятельности 28 18.12 Аудирование как вид речевой деятельности 29 19.12 Административная работа 1 30 25.12 Аудирование как вид речевой деятельности 31 26.12 Основные способы информационной переработки прочитанного и прослушанного текста 7 32 15.01 Основные способы информационной переработки прочитанного и прослушанного текста 33 16.01 Основные способы информационной переработки прочитанного и прослушанного текста 34 22.01 Основные способы информационной переработки прочитанного и прослушанного текста 35 23.01 Основные способы информационной переработки прочитанного и прослушанного текста 36 29.01 Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С) 1 37 30.01 Анализ сочинения - рассуждения. 1 38 5.02 Основные способы информационной переработки прочитанного и прослушанного текста 39 6.02 Основные способы информационной переработки прочитанного и прослушанного текста 40 12.02 Говорение как вид речевой деятельности 6 41 13.02 Говорение как вид речевой деятельности 42 19.02 Говорение как вид речевой деятельности 43 20.02 Говорение как вид речевой деятельности 44 26.02 Говорение как вид речевой деятельности 45 27.02 Говорение как вид речевой деятельности 46 4.03 Повторение и обобщение изученного в 5 8 47 5.03 Повторение и обобщение изученного в 5 48 11.03 Повторение и обобщение изученного в 5 49 12.03 Повторение и обобщение изученного в 5 50 18.03 Повторение и обобщение изученного в 5 51 19.03 Письмо как вид речевой деятельности 6 52 25.03 Письмо как вид речевой деятельности 53 8.04 Письмо как вид речевой деятельности 54 9.04 Письмо как вид речевой деятельности 55 15.04 Письмо как вид речевой деятельности 56 16.04 Сочинение-рассуждение по данному тексту 1 57 22.04 Подготовка к ЕГЭ. Виды грамматических ошибок. Редактирование предложений. 1 58 23.04 Повторение и обобщение изученного в 5-9 классах, подготовка к ЕГЭ59 29.04 Анализ сочинения. Работа с текстом. 60 30.04 Анализ сочинения. Работа с текстом. 61 6.05 Повторение и обобщение изученного в 5-9 классах, подготовка к ЕГЭПовторение в конце учебного года (7)
62 7.05 Повторение. Устное высказывание на заданную тему. 2 63 13.03 Повторение. Устное высказывание на заданную тему. 64 14.05 Повторение и обобщение изученного в 10 классе, подготовка к ЕГЭ3 65 20.05 Повторение и обобщение изученного в 10 классе, подготовка к ЕГЭ66 21.05 Зачёт. Итоговая работа 1 67 27.05 Повторение и обобщение изученного в 10 классе, подготовка к ЕГЭ68 Повторение и обобщение изученного в 10 классе, подготовка к ЕГЭ