Урок Словообразование как раздел лингвистики. Повторение изученного.

Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Повторение изученного.
Тип урока: урок обобщения и применения знаний, умений и навыков.
Цель: обобщить, систематизировать знания по теме Словообразование как раздел лингвистики. Повторение изученного.
образовательная: создать условия для овладения способами решения познавательных задач с целью формирования языковой компетенции через обобщение, систематизацию знаний, умений и навыков через понимание общих закономерностей правописания.
развивающая: формировать навыки контроля и самоконтроля в результате деятельности в группе, развивать способности к анализу и оценке сходных и конкурирующих языковых явлений для их дифференциации.
воспитательная: способствовать развитию коммуникативной компетенции через работу в группах, парах; воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.
Ход урока

Найти корень слова – это значит найти внутренний затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.
(М.А. Рыбникова)

I. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Соберите слово из букв И Л Г Н И В Т С К И А (лингвистика).
2. Что оно обозначает? (Лингви
·стика (языкозна
·ние, языкове
·дение; от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] lingua  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], изучающая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] о естественном человеческом языке вообще и обо всех [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как его индивидуализированных представителях.)
3. Что изучает морфемика? словообразование? (Словообразование  раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.)
Состав слова.
Слово состоит из основы и окончания. В основу вводят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание части слова.
Основа и окончание.
В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых только основа.
Основа  это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание  это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Примечания.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.
При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица изменяются окончания.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.)
корень; (это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица. Например, в существительном стола окончание -а выражает значение мужского рода единственного числа родительного падежа, в глаголе читает окончание -ет выражает значение 3-го лица единственного числа.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (интерфикс); (-о, -е)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.
Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие). 
Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова. 
Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


III. Работа над темой урока.
Слово учителя
Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь обогащения словарного состава     образование слов различными способами от иных слов или основ. 
Слово, от которого образованно другое слово, называется производящим, 
а образованное от него слово      производным:  
петь   (производящее)   – запеть   (производное).
При последовательном образовании слов друг от друга получается словообразовательная цепочка однокоренных слов: 

Слова могут образовываться с помощью приставок, суффиксов, а также сложением нескольких основ или слов. 

Задание № 1
Выполните словообразовательный разбор слов.

– развеселый, – овражек, – подсвечник, – бег, – лесовоз, – мороженое.

Задание № 2
Запишите текст под диктовку.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе и падают с берёз невесомые жёлтые листья. Ещё цветут поздние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек виден. Тихо в осеннем лесу.
- Озаглавьте текст.
- Найдите однокоренные слова (Лес, лесных)
- Найдите формы слова. (Осенние – осеннем, лес – лесу).
- Найдите антонимы. (Ранние – поздние)
Задание № 3
Игра «Собери Слово». Записываем слова, выделяем морфемы, составляем новое слово.
1) приставка у него такая же, как в слове подземный,
2) суффиксы такие, как в слове грузовик
3) окончание такое, как в слове школьник
4) корень такой, как в слове осинка

(подосиновик)
1) приставка у него такая же, как в слове закинуть
2) суффикс такой , как в слове сказка,
3) окончание такое, как в слове котлета,
4) корень такой, как в слове склад.

(закладка)
1) приставка у него такая же, как в слове безделье,
2) суффикс такой, как в слове красный,
3) окончание такое, как в слове грубый,
4) корень такой, как в слове зазвучал.

(беззвучный)
1) приставка у него такая же, как в слове обговорить,
2) суффикс такой , как в слове читаешь,
3) окончание такое, как в слове петь,
4) корень такой, как в слове придумал.

(обдумать)
1) приставка у него такая же, как в слове окрик,
2) суффикс такой, как в слове горка,
3) окончание такое, как в слове снега,
4) корень такой, как в слове ценный.

(оценка)
1) приставка у него такая же, как в слове подбежать,
2) суффиксы такие, как в слове возил,
3) окончание такое, как в слове ходила,
4) корень такой, как в слове пилка.

(подпилила)
3. Выберите слова, которые не образованы от других слов.
Дом, бронзовый, ручной, везти, поиграть, чулок, осенний, вешалка, сумка, знакомый.
Ответ
Слова, которые не образованы от других слов (непроизводные):
Дом, везти, чулок, сумка, знакомый.

Бронзовый – бронза + суффикс -ов-,
ручной – рука + суффикс -н-,
поиграть – приставка по- + играть,
осенний – осень + суффикс -н-,
вешалка – вешать + суффикс -лк-.

4. В словах выделите морфемы, с помощью которых они образовались.
Разбить,(прист. раз) празднично, (суф.О) по-французски, (прист.по, суф. и) преданность, (суф.ость) талантливость, (суф.ость) злющий, (суф. ющ) безрукавка. (прист.без, суф. к)

5. От прилагательных образуйте существительные с помощью нулевого суффикса, запишите в поля.
Синий, удалой, глухой, глубокий, гладкий, далёкий
Ответ
Бессуффиксным способом образуются имена существительные от прилагательных, в которых отбрасывается окончание, либо окончание и суффикс. Синий – синь, удаль – удаль, глухой – глушь, глубокий – глубь, гладкий – гладь, далёкий – даль.

6. От глаголов образуйте существительные с помощью нулевого суффикса, запишите в поля.
Визжать, переписать, лгать, обмануть, выходить, ходить,
Ответ
Бессуффиксным способом образуются имена существительные от глаголов, отсечением от начальной формы суффикса и окончания.
Визжать – визг, переписать – перепись, лгать – ложь, обмануть – обман, выходить – выход, ходить – ход.
Упражнение 130
Телефакс – (корень - ТЕЛЕ; корень - ФАКС; нулевое окончание; Основа слова: ТЕЛЕФАКС Вычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой)
Страница – корень - СТРАН; суффикс - ИЦ; окончание - Ы; Основа слова: СТРАНИЦ. Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный
Пересылать – приставка - ПЕРЕ; корень - СЫЛ; суффикс - К; окончание - А; Основа слова: ПЕРЕСЫЛК. Вычисленный способ образования слова: Приставочно-суффиксальный или префиксально-суффиксальный
Это –
Бесперебойно – приставка - БЕС; приставка - ПЕРЕ; корень - БОЙ; суффикс - Н; окончание - ОГО; Основа слова: БЕСПЕРЕБОЙН. Вычисленный способ образования слова: Приставочно-суффиксальный или префиксально-суффиксальный
На –
Замечательный – корень - ЗАМЕЧАТЕЛЬН; окончание - ЫЙ; Основа слова: ЗАМЕЧАТЕЛЬН. Вычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой
Аппарат – корень - АППАРАТ; нулевое окончание; Основа слова: АППАРАТ. Вычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой
Нужный – корень - НУЖН; окончание - ЫЙ; Основа слова: НУЖН. Вычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой
Который –
Любой –
Расстояние – корень - РАССТОЯНИ; окончание - Е; Основа слова: РАССТОЯНИ. Вычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой

Слово учителя.
Все ли слова имеют окончания?
Не все слова имеют окончание.  Оно есть только  у изменяемых слов. Бывает, что окончание у слова есть, но его не видно и не слышно, т.е.  оно не выражено буквами и  звуками это нулевое окончание. Кроме того,  окончание не всегда стоит в конце слова.  В слове может быть два окончания. Иногда, чтобы выделить окончание приходится использовать фонетическую транскрипцию.
Окончание  могут иметь только изменяющиеся части речи (склоняемые,  спрягаемые или изменяющиеся по родам и числам)

Упражнение 131
1) Дар, вечерок, кафе, тишь, вчера, завтра, здесь, олень, какаду, даль, денди, шоссе, плащ, съел, мамин
2) Невеста, лисий,  гостить, подарочный, дома, предрассветный, весенний, земля, здание
Дар – корень - ДАР; нулевое окончание; Основа слова: ДАР
Невеста – корень - НЕВЕСТ; окончание - А;  Основа слова: НЕВЕСТ
Лисий – корень - ЛИС; суффикс - ИЙ; нулевое окончание; Основа слова: ЛИСИЙ
Вечерок – корень - ВЕЧЕР; суффикс - ОК; нулевое окончание; Основа слова: ВЕЧЕРОК
Кафе – корень - КАФЕ; нулевое окончание; Основа слова: КАФЕ; Неизменяемое слово.
Гостить – корень - ГОСТ; окончание - ИТЬ; Основа слова: ГОСТ.
Подарочный – приставка - ПО; корень - ДАР; суффикс - ОЧ; суффикс - Н; окончание - ЫЙ; Основа слова: ПОДАРОЧН. Вычисленный способ образования слова: Приставочно-суффиксальный или префиксально-суффиксальный
Тишь – корень - ТИШЬ; нулевое окончание; Основа слова: ТИШЬ.
Вчера – корень - ВЧЕРА; нулевое окончание; Основа слова: ВЧЕРА.
Завтра – корень - ЗАВТРА; нет окончание; Основа слова: ЗАВТРА. Наречие
Здесь – корень - ЗДЕСЬ; нулевое окончание; Основа слова: ЗДЕСЬ.
Олень – корень - ОЛЕНЬ; нулевое окончание; Основа слова: ОЛЕНЬ.
Какаду – корень - КАКАДУ; нулевое окончание; Основа слова: КАКАДУ.
Дома – корень - ДОМ; окончание - А; Основа слова: ДОМ.
Предрассветный –приставки – ПРЕД; РАС;корень – СВЕТ; суффикс – Н; окончание – ЫЙ; основа слова – ПРЕДРАССВЕТН.
Весенний – корень – ВЕС; суффикс – ЕНН; окончание ИЙ; основа – ВЕСЕНН.
Даль – корень - ДАЛЬ; нулевое окончание; Основа слова: ДАЛЬ.
ДЕНДИ – корень - ДЕНДИ; нулевое окончание; Основа слова: ДЕНДИ.
Шоссе – корень - ШОССЕ; нулевое окончание; Основа слова: ШОССЕ.
Плащ – корень - ПЛАЩ; нулевое окончание; Основа слова: ПЛАЩ.
Земля – корень - ЗЕМЛ; окончание - Я; Основа слова: ЗЕМЛ.
Съел – приставка - СЪ; корень - ЕЛ; окончание нулевое; Основа слова: СЪЕЛ.
Мамин – корень - МАМ; суффикс - ИН; нулевое окончание; Основа слова: МАМИН
Здание – корень - ЗДАНИ; окончание - Е; Основа слова: ЗДАНИ
Слово учителя
Может ли ь-знак быть окончанием?
Мягкий знак Ь   не обозначает звуков (как и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  и выполняет несколько служебных функций:
разделительная функция,
обозначение мягкости согласного на письме,
показатель грамматических форм.
IV. Рефлексия.
Что вам на уроке больше всего понравилось?
Что узнали нового?
V. Домашнее задание.
§ 20, стр.123-124. Упр. 136.
1. У существительных нулевое окончание имеют слова мужского рода второго склонения:
прибой_, солярий_, гербарий_, грач_, неуч_, овощ_, крепыш_, грош_, найдёныш_, шарж_, монтаж_, пляж_, пароль_, табель_, тюль_;
женского рода третьего склонения:
брешь_, гуашь_, пустошь_, блажь_, ложь_, течь_, полночь_, щёлочь_, помощь_, вещь_;
1 –2 склонения в форме родительного и винительного падежа (одушевленные существительные) множественного числа:
ряд чего? дач_, много луж_, увести с пастбищ_, ниже туч_, пара галош_, клавиш_, несколько депеш_, пять училищ_, большинство племён_;
вижу кого? чудовищ_, страшилищ_, мальчишек_, рыбешек_, белок_, волчат_.
2. Приморский, плотский, авторитетский, человеческий, светский, авторский, французский, детский, варварский, советский, олимпийский, новаторский, братский, студентский, университетский, матросский (танец), белорусский, одесский (порт).
клюквенный, клятвенный, утренний, соломенный, безветренный; традиционный.
Запомните: в словах ЕДИНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ПРЯНЫЙ, РУМЯНЫЙ, ЮНЫЙ, СВИНОЙ пишется одна буква Н, которая является частью корня.
3. вогнутый, ворваться, вовек, вовлечённый, вовремя, воистину, вокруг, вослед, воткнутый, воцарение
вписать, вложить, вклеить, влить, врезать, вбить, врубить,вкрутить, встать. 
VII. Итоги урока.
Какие разделы мы сегодня повторяли?
Что изучает “морфемика”?
Что изучает “словообразование”?
Может ли ь-знак быть окончанием?
Рисунок 1