«Уроки мужества и доброты». (По рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

Тема: «Уроки мужества и доброты». (По рассказу В. Распутина «Уроки французского»)
Цель: 1. Познакомить учащихся с творчеством В. Распутина.
2. Показать размышления автора о жизни, о человеке.
3. Показать сложный, противоречивый мир героев.
4. Способствовать развитию кругозора учащихся, нравственному формированию личности.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации к рассказу.
Предварительные вопросы и задания.
Какие мысли и чувства вызывает рассказ?
Что главное в характере мальчика?
Как автор относится к своему юному герою?
Выразительное чтение и краткий комментарий к эпизодам
а) «Жизнь мальчика в родительском доме и знакомых».
б) «Играем в «пристенок» с Лидией Михайловной.
Сообщение о писателе.
Пересказ – анализ раннего рассказа В. Распутина «Мы с Димкой»
Истинное добро со стороны того,
кто творит его, имеет меньшую
память, чем со стороны того, кто
принимает. На то оно и добро, чтобы не
искать прямой отдачи
В. Распутин
Ход урока.
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Да, время жить не выбирают. И если оно военное, жестокое, голодное, никуда не деться. Как невозможно изобразить свет без тени, так не бывает людей просто «плохих» или «хороших». Каждый из нас наделен удивительным многообразием черт характера, которые ведут к соответствующим поступкам. Недаром говорят, что самая большая победа, которую может одержать человек, - это победа над самим собой. Столкновение доброго и злого, справедливого и бесчестного представляет собой испытание, выявляющее сущность человека. Порой узнаешь самого себя в герое какого-либо литературного произведения, которые помогают найти ответы на «вечные» вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? И что ненавидеть? Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей разных возрастов. Он создает неповторимые характеры, показывает сложный, подчас противоречивый мир героев, размышляя о жизни, о человеке, о природе. В рассказе «Уроки французского» В. Распутин рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно свои обязанности.
Краткое сообщение учащихся о жизни и творчестве В. Распутина.
В. Г. Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском.
После школы В. Г. Распутин поступил на филологическое отделение Иркутского университета, которое окончил в 1959 году, затем журналистская работа в иркутской студии телевидения, местной газете.
Первый рассказ В. Г. « Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в альмонахе «Ангара» в 1961 году. Известность к писателю приходит с публикацией повести «Деньги для Марии». Появление каждой из последующих повестей: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» - становится событием в литературной жизни нашей страны.
В 1966 году в Иркутске вышла книга очерков «Край возле самого неба» и вслед за этим в Красноярске – сборник рассказов «Человек с того света».
В 1977 году В.Распутин за повесть «Живи и помни» удостоен Государственной премии. Имя сибирского писателя широко известно не только у нас в стране, но и за пределами, во многих странах мира.
Слово учителя об истории создания рассказа.
Рассказ «Уроки французского в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни. Этот рассказ помог мне отыскать свою учительницу, - вспоминает писатель, - она прочитала его и узнала меня и себя, только не помнит, как высылала мне посылку с макаронами».
Краткая беседа по теме: «Дети и война»
(К. Симонов «Сын артиллериста», В. Катаев «Сын полка», В. Богомолов «Иван», А. Лиханов «Последние холода».
Этой теме также посвящен ранний рассказ В. Распутина «Мы с Димкой». О чем этот рассказ? Перескажите кратко его содержание.
(Война вторглась в жизнь Димки и его друга. Временные границы повествования – сентябрь 1943 – май 1944 года – время ожесточенных боев на всех фронтах. Становление характеров двух мальчишек рисуется на фоне реалистических бытовых картин: чернила из разведенной сажи, два полуразодранных букваря, превращающихся почти в один целый, похоронка и плач матери. «Это все из-за войны – мы понимали». Чтобы как-то выделить тех, чьи отцы погибли на фронте, дети изготовляют флажки из старого, выцветшего лозунга. Борьба друзей за красный флажок на парту Кольки Афанасьева, отец которого пропал без вести, говорит о чуткости, которой не хватило взрослому человеку – капитану, чем-то напоминающего нам директора школы Василия Андреевича из рассказа «Уроки французского»
Анализ рассказа «вслед за автором».
- Понравился ли вам рассказ? Какие мысли и чувства вызывает у вас это произведение?
(Рассказ и его герой понравился, хотя читать его было нелегко, так как автор повествует о тяжелом времени, об одиночестве, жестокости и голоде).
- Что же самое главное в характере мальчика?
(Герой привлекает силой характера, честностью, благородством. Самое существенной, определяющее в образе мальчика, - это доброта и упорство в достижении цели).
- Как жилось мальчику в родительском доме и у знакомых?
(Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать свою сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса, ржи, чтобы развести посадки в животе, тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались. Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно».)
- Как эти слова характеризуют мальчика?
-Какая лексика преобладает в повествовании В. Г. Распутина и в речи героя?
(Разговорная, бытовая, но и в облегченной фразе нередко встречаются слова, передающие сложную гамму чувств и переживаний)
- Рассказчик, уже взрослый человек, не смеется над странной затей детей. Есть ли еще в тексте рассказа приметы трудного послевоенного времени? Только ли одному мальчику было трудно и голодно?
(Голод в тот год не отпустил, колхозник в те годы рад был любой копейке, жили мы без отца совсем плохо, нас у матери было трое, я самый старший, корову не держали, денег у нас не водилось, тетя Надя мыкалась с тремя ребятишками, голод здесь совсем не походил на голод в деревне)
- Что мы узнаем о мальчике, читая первые страницы рассказа?
(Учился хорошо, в школу ходил с удовольствием, учился и тут хорошо, всегда учил все уроки, в своей деревне признавался за грамотея, проверял облигации

15