Дорога добра по рассказу Распутина «Уроки французского»
По рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»Ибрагимова Роза Джарулаховна учитель русского языка и литературыМБОУ « СОШ №40» г МахачкалаПедагогический стаж –16 летквалификационная категория - первая « Дорога добра». Эпиграф к уроку:Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «Учитель».В.П. Астафьев. Цель урока: на примере литературных образцов ижизненного опыта учащихся сформировать уних понятие о доброте какоснове нравственности и пробудитьпотребность творить добро. Задачи урока: Обобщить знания учащихся о главных героях рассказа В. Распутина; провести параллель между литературной героиней и реальными учителями.Формировать навык анализа литературных произведений и использования полученного опыта в жизненных ситуациях;Воспитывать у учащихся симпатию, чувство благодарности учителям и потребность в социально значимой деятельности. В какое время происходят события в рассказе? Какие трудности испытывает главный герой рассказа? один в чужой семье без денегбез едыпроблемы со здоровьемдурная кампания,где его избиваютхорошо учится ,несмотря на постоянный голод и малокровие Главный герой рассказа ( Михаил Егоров)кадр из фильма Е. Ташкова Кто из героев рассказа приходит на помощь мальчику? Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты". Если бы вы оказались на месте главного героя, приняли бы вы помощь от Лидии Михайловны? Почему главный герой не принимает помощи учительницы? Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных. Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки к выходу. Лидия Михайловна смотрела на меня с удивлением и обидой, но остановить меня никакими силами было невозможно. Я убегал. Так повторялось несколько раз, затем Лидия Михайловна, отчаявшись, перестала приглашать меня за стол. Я вздохнул свободней. пригласила домой и попыталась накормить собрала посылку с макаронами и гематогеном Не получается помочь! Какие пути возможны в этой ситуации? Успокоиться Не успокоиться Что могло бы быть дальше? (Он вновь искал бы возможность играть на деньги) Придумать что-нибудь такое, что обязательно поможет. ( Игра на деньги, но в других условиях) * * Как Лидии Михайловне удалось помочь мальчику? - Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Словарная работа Доброта Милосердие сострадание готовность помочь кому-либо из сострадания, человеколюбия жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо горем душевное расположение к людям, стремление делать другим добро * * Является ли её поступок безнравственным? Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности. Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.«Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». В.Г. Распутин «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». В.Г. Распутин.«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» Л.Н. Толстой. Характеристика Лидии Михайловны: Умная и красивая.«Человек необыкновенный, непохожий на всех остальных».…особенное, какое-то сказочное существо».«учительница… загадочного французского языка;» ДобротаСмелостьСтрогостьЩедростьЧуткостьМилосердиеБлагородствоПрофессионализмЮморЧестность Черты характера: Такие разные учителя… Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе, а ты изволь помогать мне), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.Уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия. Принципы добра по Распутину: Кроссворд Что прислала учительница в обеих посылках? 9. Назовите главного игрока в деньги? 2. Из чего были перешиты штаны героя? 3. Река, где жил мальчик. 4. Название игры. 5. Какое чувство постоянно испытывал герой? 5. Что помогло узнать отправителя первой посылки? 6. Что было во второй посылке? 7. Кто нанес первый удар мальчику? 8. Что покупал мальчик на выигранные деньги? «В.Г. Распутин “Уроки французского”» Кроссворд «В.Г. Распутин “Уроки французского”» * На уроке я работал… Урок для меня показался… Материал урока мне был…