Урок русского языка в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме Повторение: синтаксис, пунктуация в форме путешествия Спасение Любавы

Урок русского языка в 5 «В» классе с ОВЗ
по теме: Обобщение по теме “Синтаксис. Пунктуация ”.
Форма урока: Урок-путешествие «Спасение Любавы»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: обобщение знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация”.
Предметные результаты: Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности.
УУД:
Коммуникативные: формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы.
Личностные результаты: Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Для проведения урока выбрана игровая технология. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи: помочь Елисею спасти Любаву и завоевать княжескую почесть; помогая Елисею, мы должны обобщить знания по теме “Синтаксис. Пунктуация”;
учебная деятельность подчиняется правилам игры: ребята работают в отрядах, выполняют задания и набирают жетоны за быстрый и правильный ответ. В конце урока подведутся итоги.
учебный материал используется в качестве средства: на различных станциях встречаются задания, связанные с темой урока;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом: отряды помогли Елисею преодолеть очередное препятствие.
Оборудование: презентация, карточки – задания, надписи на камне, цветы для Любавы, схемы предложений с прямой речью, жетоны для команд.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок русского языка. И на этом уроке мы отправимся в путешествие. Итак, начнем.
Звучит музыка из м/ф “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”
Палаты княжеские.
Это было давным-давно. На Руси правил князь. Была у него племянница – Любава. Полюбила Любава Елисея (Слайд 2) гонца княжеского. Князь был против их женитьбы. И чтобы разлучить Любаву с Елисеем, князь договорился с купцом Колываном  ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2) о похищении Любавы. А после объявил: “Кто Любаву спасёт, за того я отдам её замуж!” Узнав об этом, Елисей сразу помчался её спасать. Давайте мы с вами поможем ему в этом.
Вы поделены на две команды. А в княжеской Руси они назывались отрядами. Первый отряд у нас называется «Соколы », второй «Орлы ». Задача каждого отряда - как можно быстрее помочь Елисею спасти Любаву и завоевать княжескую почесть. За быстрый и правильный ответ отряду будет выдаваться жетон. В конце урока мы подведем итоги.
Слайд 3: Все задания сегодня будут по теме “Синтаксис и Пунктуация”.
Ребята, а что такое синтаксис? (Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение).
Что изучает пунктуация? (Пунктуация изучает постановку знаков препинания).
Давайте теперь сформулируем цель нашего урока: помогая Елисею, мы должны обобщить знания по этой теме.
- Долго ли, коротко ли ехали дружины, и вот подошли они к речке.
Река
Слайд 4: Через речку мост, но огромный камень закрыл дорогу. А на камне – надписи со всех сторон. Если воины по этим надписям правильно составят предложение, то камень откроет путь.
Подчеркните в предложениях главные и второстепенные члены.
из предложения:  Камень – преграда на твоем пути взять подлежащее (камень);
из предложения: Этот камень упал с высокой скалы взять сказуемое (упал);
добавить определение из предложения: Через глубокую реку не перейдешь  (глубокую);
из предложения: В одну реку не войдешь дважды  взять обстоятельство, выраженное существительным с предлогом (в реку).

Команде, которая первой назовет предложение – жетон. Итак, какое у вас получилось предложение: Камень упал в глубокую реку. Назовите грамматическую основу предложения. Молодцы. Таким образом, путь свободен, и мы можем идти дальше.
Избушка Бабы Яги
Слайд 5: Перешел Елисей реку, а за ней – дремучий лес. В этом лесу стоит Избушка Бабы Яги. Выполняя задание от Бабы Яги, мы закрепим умение заменять словосочетание одного вида другим, будем развивать свой словарный запас.
Я читаю словосочетание, где главное и зависимое слово являются существительными. А вам необходимо преобразовать его, используя существительное и прилагательное. Образец: хоромы князя – княжеские хоромы.
Лучи солнца, жители города, изба из дерева, указ царя.
Отряды преобразуют словосочетания. За каждое правильно составленное словосочетание – жетон.
Молодцы! Вы справились с заданием. И нам открылся дальнейший путь.
Пещера Змея Горыныча
Слайд 6: Долго Елисей искал Любаву и вот перед ним оказалась пещера Змея Горыныча, а вход в нее закрыт.
Давайте вместе с Елисеем поищем Любаву в пещере. Но чтобы открыть вход, нужно выполнить задание на карточке. Цель его – расставить знаки препинания и обосновать свой выбор.
Каждому участнику выдается карточка с заданием:
Пещера следующее препятствие.
Змей Горыныч помоги нам отыскать Любаву.
Отдохните в пещере а утром продолжите путь.
За каждый правильно поставленный знак препинания – жетон.
Итак, выполняя это задание, мы вспомнили правила постановки знаков препинания, которые изучали ранее.
Но к сожалению в пещере Змея Горыныча Любавы не оказалось. Отправился Елисей дальше.
Слайд 7: Дошел Елисей до терема купца Колывана.
Терем купца Колывана
Чтобы открыть ворота этого терема, надо выполнить следующее задание.
Я читаю предложение, а вам необходимо поднять ту карточку-схему, которая соответствует данному предложения.
1) Змей Горыныч сообщил: «Любаву ищите у Колывана». .
2) «Как, вы, сюда попали!» – возмутился Колыван.
3) «Колыван, где ты прячешь Любаву?» – спросил Елисей.
За это задание отряды получают жетоны.
Итак, мы повторили знаки препинания при прямой речи и они нам пригодятся про написании контрольного диктанта. А благодаря тем ребятам, которые правильно выполнили задание, ворота терема Колывана открыты.
Цветочная поляна
Освободив Любаву от злого Колывана, решил Елисей набрать букет цветов и подарить его Любаве. И мы с вами в этом ему поможем.
Слайд8: Букет цветов.
Каждому отряду надо подобрать нужные лепестки к серединке одного из трех цветков и объяснить свой выбор.
На доске висит три серединки цветов, на них изображены: пунктирная линия, волнистая линия и пунктирная линия с точкой. Каждому отряду даются лепестки, на них перечислены вопросы, значение этих второстепенных членов предложения. Необходимо выбрать нужные лепестки и к одной из серединок прикрепить лепесток. За каждый правильный ответ - жетон.
Подводятся итоги данного задания. Молодцы! Красивый букет получился. Любаве он очень понравился.
Итог урока.
Вернулись наши герои к князю.
И наше путешествие тоже закончилось.
Сегодня на уроке мы с вами обобщили и систематизировали знания по теме “Синтаксис. Пунктуация”. Мы многое успели сделать, помогая Елисею.
Подведем итоги: Какой отряд набрал наибольшее количество жетонов.
Награждение победителей.
Всем выдается благодарность от Елисея и Любавы.
Отряд, который занял I место получают за урок “пятерки”. Отряд, который занял “второе” место, получает “четверки".
Урок окончен. Всем спасибо

15