Урок по биологии для 8 класса Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов
Урок «Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов»
ФИО учителя: Пескова Ольга Юрьевна
Место работы: МБОУ СШ №81
Должность: учитель биологии и экологии
Предмет: биология
Класс: 8Б
Тема и номер урока в теме: Тема № 1 «Общий обзор организма человека», урок в теме №4 «Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов»
Базовый учебник: Учебник. 8 класс. Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.; Издательство Вентана-Граф.
Цель урока: сформировать понятия ткань, орган и система органов; изучить особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции.
Задачи:
- обучающие: определяют сущность понятий «орган», «система органов», «организм»; определяют функции основных физиологических систем и органов, их образующие; анализируют системы органов с целью выделения общих и отличительных признаков.
- развивающие: самостоятельно работают с учебником, таблицами, схемами, извлекают из них нужную информацию; логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в письменной или устной форме.
- воспитательные: воспитывают бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая (простая и сложная кооперации) работа
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться отличать системы органов друг от друга.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Структура и ход урока:
В классе 25 учащихся
Заявка на оценку:
«5» - 24 и более баллов
«4» - 19 – 23 баллов
«3» - 14 – 18 баллов
№ п/п Содержание урока Примерные ответы учащихся Критерии оценки Развиваемые предметные умения ПУУД
1. Орг.момент.
Знакомство учащихся с заявкой на оценку. Планирование учащимися оценки, фиксирование ее на полях в тетради. - - -
2. Актуализация знаний.
Фронтальная работа. Используя карточку №3-Сравнение, сравните следующие понятия:
Поперечно-полосатая мышечная ткань и гладкая мышечная ткань.
Однослойный плоский эпителий и многослойный плоский эпителий.
Соединительная ткань и эпителиальная ткань.
Мышечная ткань и нервная ткань.
Поперечно-полосатая мышечная ткань и поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань.
Аксон и дендрит. 1.В отличии от поперечно-полосатой мышечной ткани, гладкая мышечная ткань образует стенки внутренних органов.
2. И однослойный и многослойный эпителий являются разновидностями эпителиальной ткани.
3. Если соединительная ткань образует хрящи, кости и сухожилия, то эпителиальные ткань образует покровы тела.
4. Сравнивая мышечную и нервную ткани, можно сказать что мышечная ткань образует мышцы, а нервная ткань головной мозг, спиной мозг и нервные узлы.
5. В отличии от поперечно-полосатой мышечной ткани, которая образует мышцы скелета, поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань образует мышцы сердца.
6. Дендритов в клетках нервных тканей больше, чем аксонов.
1 балл за каждое сравнение. Определяют существенные признаки понятий: ткань, соединительная ткань, нервная ткань, эпителиальная ткань, мышечная ткань, поперечно-полосатая мышечная ткань, гладкая мышечная ткань, поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань, аксон, дендрит.Различают виды тканей по существенным признакам. ЛогУУД:
Анализируют объекты с целью выделения признаков.
Находят основание для логического деления понятий, а также для их сравнения, сериации. Строят логическую цепь рассуждений и доказательство.
ОУ ПУУД:
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.
3. Выявление темы и постановка целей урока.
Фронтальная работа.
Восстановить пропущенные элементы в суждениях и выявите тему сегодняшнего урока:
Клетки, схожие по (…..) и выполняющим (…….) образуют (…..).
Ткани, схожие по (…..) и выполняющим (…….) образуют (…..).
Органы, объединенные общей функцией образуют (….). 1. Клетки, схожие по строению и выполняющим функциям образуют ткани.
2. Ткани, схожие по строению и выполняющим функциям образуют органы.
3. Органы, объединенные общей функцией образуют систему органов.
Тема урока «Системы органов организма человека, их общая характеристика» 1 балл за каждый правильный ответ Формулируют определение понятий ткань, орган, система органов.
Определяют существенные признаки понятий ткань, орган, система органов. ЛогУУД:
Анализируют объекты с целью выделения признаков. Подведение под понятие.
Синтез как составление целого из частей в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.
ОУ ПУУД:
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.
4. Фронтальная работа.
По карточке №1 «Вопрос-понятие», сформулируйте проблемные вопросы к теме урока «Системы органов организма человека, их общая характеристика», ответы на данные вопросы и будут целью сегодняшнего урока. - Что такое система органов?
- Каковы свойства и виды систем органов?
-Что называется системой покровных органов?
-Что понимается под опорно-двигательной системой органов?
-Что представляет собой пищеварительная система?
-Что является иммунной системой?
- Что считается кровеносной системой?
- Что такое дыхательная система?
- Что является мочевыделительной системой?
-Что понимается под нервной системой?
- В чем заключается сущность эндокринной системы?
- Что такое половая или репродуктивная система?
1 балл за каждый правильный ответ Определяют существенные признаки понятий: система органов, система покровных органов,
опорно-двигательная система,
пищеварительная система,
иммунная система,
кровеносная система,
дыхательная система,
мочевыделительная система,
нервная система,
эндокринная система,
половая или репродуктивная система.
ЛогУУД:
Анализируют объекты с целью выделения признаков.
Строят логическую цепь рассуждений и доказательство.
ОУ ПУУД:
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоритического учебного материала.
Индивидуальная работа. Установить истинность/ложность определений понятия «Система органов».
1. Система органов — функционально единая группа органов живого организма.
2. Органы, формирующие целостность организма человека, называется системой органов.
3. Система органов – это группа органов организма человека, объединенных пространственно, имеющих общий план строения, общее происхождение и выполняющих единые функции. Первое определение понятия «Система органов» неверное, так как указан только родовой признак «функционально единая группа органов живого организма», а видовые признаки отсутствуют. Нарушена структура определения.
Второе определение понятия «Система органов» неверное, так как является слишком широким определением, и под него подходят другие понятия.
Третье понятие «Система органов» является истинным, так как имеется родовой признак (группа органов организма человека) и видовые признаки (объединенных пространственно, имеющих общий план строения, общее происхождение и выполняющих единые функции). 2 балла за каждое понятие. Определяют существенные признаки понятия: система органов. ЛогУУД:
Анализируют объекты с целью выделения признаков.
Строят логическую цепь рассуждений и доказательство.
ОУ ПУУД:
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.
6. Индивидуальный труд.
Используя текст на странице 27-28 сформулируйте определения понятий, выделенных жирным шрифтом:
Система покровных органов
Опорно-двигательная система
Пищеварительная система
Иммунная система
Кровеносная система
Дыхательная система
Мочевыделительная система
Нервная система
Эндокринная система
Половая или репродуктивная система
Простая кооперация – объединение в группы и обсуждение.
Сложная кооперация – выступление от групп. Система покровных органов – это система органов, состоящая из кожи и слизистой оболочки.
Опорно-двигательная система – это система органов, состоящая из скелета и прикрепленных к ней мышц.
Опорно-двигательная система – это система органов позволяющая человеку стоять, двигаться, выполнять сложную работу и защищать внутренние органы от повреждения.
Пищеварительная система – это система органов, состоящая из пищеварительного канала и пищеварительных желез.
– это система органов, служащая для переваривания пищи и всасывания питательных веществ в кровь.
Иммунная система - это система органов, служащая для защиты организма от чужеродных тел и веществ-антигенов.
Кровеносная система - это система органов, состоящая из сердца и кровеносных сосудов.
– это система органов, выполняющая газообмен между наружным воздухом и воздухом в легких.
Дыхательная система – это система органов, состоящая из носовой полости, носоглотки, ротоглотки, гортани, трахеи, бронх и легких.
Мочевыделительная система - состоящая из почек, мочеточников и мочеиспускательного канала.
Нервная система - это система органов, регулирующая работу органов и обеспечивающая их согласованную деятельность и приспособления к условиям среды.
Нервная система - это система органов, состоящая из ГМ и СП.
Эндокринная система - это система органов, состоящая из желез внутренней секреции, выделяющая гормоны и действующая гуморально.
- это система органов, служащая для воспроизведения организмом нового поколения. 1 балл за каждое верное сформулированное понятие.
1 балл выступающему.
Определяют существенные признаки понятий: система покровных органов,
опорно-двигательная система,
пищеварительная система,
иммунная система,
кровеносная система,
дыхательная система,
мочевыделительная система,
нервная система,
эндокринная система,
половая или репродуктивная система ЛогУУД:
Анализируют объекты с целью выделения признаков.
Строят логическую цепь рассуждений и доказательство.
ОУ ПУУД:
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.
7. Первичное закрепление.
Индивидуальная работа.
Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор
А - кожа Б - слизистые оболочки В – пищевод
А - скелет Б - матка В-мышцы
А - желудок Б - ротовая полость В - сердце
А- тонкая кишка Б- легкие В-трахеи
А-почки Б-мочевой пузырь В-глаза
А-головной мозг Б-щитовидная железа В-нервы
А-поджелудочная железа
Б-яичники В-надпочечники
А-семенники Б-глотка
В-маточные трубы
А-костный мозг Б- тимус В- печень
А-лимфатические узлы
Б-кровеносные сосуды В-сердце 1.в
2.б
3.в
4.а
5.в
6.б
7.б
8.б
9.в
10.а 1 балл за каждое найденное отличие. Определяют существенные признаки понятий: система покровных органов,
опорно-двигательная система,
пищеварительная система,
иммунная система,
кровеносная система,
дыхательная система,
мочевыделительная система,
нервная система,
эндокринная система,
половая или репродуктивная система. Различают системы органов по существенным признакам. ЛогУУД:
Анализируют объекты с целью выделения признаков.
Строят логическую цепь рассуждений и доказательство.
ОУ ПУУД:
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.
7. Рефлексия. Подведение итогов.
1. Степень достижения целей, поставленных в начале урока.
2. Подсчет баллов, заработанных на уроке.
3. Соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку.
4. Выявление учащихся, получивших запланированную оценку.
5. Выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной.
6. Обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта оценки.
- - - -
8.
Домашнее задание.
Прочитать текст «Уровни организации организма» на странице 28 учебника и сформулировать к выделенным в тексте словам вопросы-понятия по карточке №1. Ответы на вопрос-понятия, должны быть в форме суждений.
№ Задание Балл
1. Используя карточку №3- Сравнение, сравните следующие понятия:
Поперечно-полосатая мышечная ткань и гладкая мышечная ткань.
Однослойный плоский эпителий и многослойный плоский эпителий.
Соединительная ткань и эпителиальная ткань.
Мышечная ткань и нервная ткань.
Поперечно-полосатая мышечная ткань и поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань.
Аксон и дендрит. 1 балла за каждое сравнение.
2. Фронтальная работа.
Восстановить пропущенные элементы в суждениях:
Клетки, схожие по (…..) и выполняющим функциям образуют (…..).
Ткани, схожие по (…..) и выполняющим функциям образуют (…..).
Органы, объединенные общей работой функцией образуют (….). 1 балл за каждое суждение.
3. Индивидуальная работа. Используя первый абзац параграфа, сформулируйте определение понятия «Система органов». 2 балла
4. Фронтальная работа.
По карточке №1 «Вопрос-понятие», сформулируйте проблемные вопросы к теме урока «Системы органов организма человека, их общая характеристика», ответы на данные вопросы и будут целью сегодняшнего урока. 1 балл
5. Индивидуальная работа. Установить истинность/ложность определений понятия «Система органов».
1. Система органов — функционально единая группа органов живого организма.
2. Органы, формирующие целостность организма человека, называется системой органов.
3. Система органов – это группа органов организма человека, объединенных пространственно, имеющих общий план строения, общее происхождение и выполняющих единые функции. 1 балл
6. Индивидуальный труд.
Используя текст на странице 27-28 сформулируйте определения понятий, выделенных жирным шрифтом 1 балл за каждое понятие.
7. Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор
А - кожа Б - слизистые оболочки В –пищевод
А- скелет Б- матка В-мышцы
А- желудок Б-ротовая полость В-сердце
А- тонкая кишка Б- легкие В-трахеи
А-почки Б-мочевой пузырь В-глаза
А-головной мозг Б-щитовидная железа В-нервы
А-поджелудочная железа Б-яичники В-надпочечники
А-семенники Б-глотка В-маточные трубы
А-костный мозг Б- тимус В- печень
А-лимфатические узлы Б-кровеносные сосуды В-сердце 1 балл
Приложение 1. Карточка с заданиями для учащихся.