В пятый класс как снова в первый…

Сурикова Н.В., педагог-психолог, г. Москва, ГБОУ СОШ №1861 «Загорье»

В пятый класс как снова в первый
(Для вас, родители!)

- Ваш Саша в каком классе учится?
- Да уже в пятый пошел.
- И как успехи?
- Какие там успехи Пока в
начальной школе учился, почти
отличником был. А теперь уже и
тройки есть, и с поведением нелады.
Совсем разболтался. Не знаю, что
и делать
(Из разговора двух мам)

Вот и прошли первые месяцы очередного учебного года. И потянулись в школу родители, и чаще других – родители пятиклассников. Почему, спросите вы. Да просто обнаруживается, что сын или дочь вдруг стали хуже учиться, у них появились проблемы в отношениях с одноклассниками, а часто и с учителями. И характер, и поведение тоже вдруг поменялись, часто не в лучшую сторону. Вот и идут к психологу мамы и папы с вопросами: «Что случилось? Что делать? Совсем от рук отбились!» Ну что же, давайте разбираться вместе.
Пятый класс по своей значимости вполне можно отнести к ряду таких важных вех в жизни ребенка, как поступление в школу и ее окончание. Эти оба события – определенные и во многом определяющие моменты для детей: первый класс - период перехода от главной деятельности дошкольника – игровой – к учебной деятельности; одиннадцатый класс и окончание школы – период самоопределения и профессионального выбора в жизни юного человека. И пятый класс также особен в школьной жизни ребят. Начнем с того, что пятый класс – это время смены статуса ученика начальной школы («мелкие» - так называют их старшеклассники) на звание учащегося средней и старшей школы. И эта смена влечет за собой целый ряд событий, коренным образом меняющий жизнь школьника. Меняется все, начиная с конкретного места учебы – часто начальная школа находится или в отдельном крыле школьного комплекса, или вообще в отдельном здании, где у каждого класса свой кабинет, своя классная комната. А теперь появляется много разных кабинетов вместо одного родного. И еще прибавляется N е количество новых изучаемых предметов. Но самое главное - вместо одной «школьной мамы» - первой и единственной учительницы – много – много разных новых преподавателей. И каждый со своими, часто совсем не похожими на прежние, требованиями и правилами. К тому же, частенько начальные классы при переходе в среднюю школу «перетряхивают», формируя новые группы, что неизменно вызывает некое «брожение» в классе, пока не устоится, не установится новый коллектив, не появятся свои лидеры и аутсайдеры.
Не всем ребятам удается быстро и успешно адаптироваться к новым условиям обучения. У многих не сразу складываются отношения с новыми учителями и одноклассниками. Не сразу вновь выставляемые правила и требования становятся нормой. Не все с успехом принимают увеличение учебной нагрузки. И на все перечисленное накладывается со своими особенностями пресловутый ранний подростковый период, начало которого тоже приходится на 11 – 12 лет, то есть на пятый класс.
Вот в такой обстановке начинают свой учебный год пятиклассники. Легко ли им? Конечно, нет. Новое социальное положение, в котором оказываются ребята, неизменно, в той или иной мере, накладывает отпечаток или на учебу, или на поведение, или на взаимоотношения с одноклассниками и учителями. А частенько и вместе на все эти компоненты, входящие в учебный процесс.
Как справиться пятикласснику со всем этим? Совершенно ясно, что это трудно. И тут, как никогда, нужна поддержка взрослых. В первую очередь, конечно, родителей. Самых близких и родных людей, которые должны, как мне кажется, действовать по принципу трех «П»: понять, принять, помочь. Понять, что сын или дочь не лентяи, которые не хотят учиться, а просто еще не вошли в должный ритм увеличившейся учебной нагрузки; принять как должное, что ваш ребенок имеет свое мнение, что он учится разбираться в людях, а не просто меняет друзей по принципу «дружу – не дружу»; помочь пережить неудачи и трудности в учебе или в отношениях с окружающими его людьми, вместе с ним разбираясь в сложных жизненных ситуациях, объясняя их.
Во многом, уважаемые родители, от вас зависит, как «приживется» в старшей школе ваш ребенок, как сложится его дальнейшая школьная жизнь. Будьте внимательнее к своим детям, не торопитесь делать заключения об их неуспешности, неудачах, сложном или плохом, с вашей точки зрения, поведении.
Постарайтесь быть своему ребенку другом и помощником в любой ситуации. И тогда у него непременно все сложится хорошо. Это проверено жизнью. А если возникают неясности, вопросы, сомнения, приходите к школьному психологу. Он обязательно постарается вам помочь.


15