Рабочая программа по технологии (девочки) по направлению Технологии ведения дома (авт. А.Т.Тищенко, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Борская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТАМетодический совет
Протокол №____ от «___»___________20__ г СОГЛАСОВАНА
с заместителем директора по УВР
«___» ___________20___г.
_________________________
УТВЕРЖДЕНА
Приказ №___ от «___»_________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
5 - 8 классы
Программу разработала
Дмитриева Светлана Александровна,
учитель технологии
Введение.
Программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Программа изложена в рамках направления «Технологии ведения дома», что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Программа реализована в предметной линии учебников «Технология» для 5-8 классов, которые подготовлены авторским коллективом (А.Т.Тищенко, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко) под руководством профессора В.Д.Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф».
Пояснительная записка.
Цели изучения учебного предмета «Технология».
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
Формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
Формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
Формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно- исследовательской деятельности;
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
Профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Общая характеристика учебного предмета «Технология».
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено направление «Технологии ведения дома», в рамках которого изучается учебный предмет.
Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям:
Культура, эргономика и эстетика труда;
Получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
Основы черчения, графики, дизайна;
Элементы домашней и прикладной экономики;
Знакомство с миром профессий;
Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
Творческая, проектно-исследовательская деятельность;
Технологическая культура производства;
История, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
Распространённые технологии современного производства.
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:
С ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
Функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
Элементами домашней экономики;
Экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
Производительностью труда, реализацией продукции;
Устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);Предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
Методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
Информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
Овладеют:
Основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
Умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
Умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
Навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
Навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
Навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
Навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
Умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
Умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения, лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческого проекта. При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда – изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления, при этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с математикой при проведении расчётных операций и графических построений, с химией и биологией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения на этапе основного общего образования включает 68 учебных часов для обязательного изучения предмета «Технология» по направлению «Технологии ведения дома» в 5 классе из расчёта – 2 часа в неделю.
С учётом общих требований ФГОС основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
Развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
Активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
Совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
Формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
Формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология».
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
Трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
Умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
Навыками применения распространенных ручных инструментов, приспособлений, бытовых электрических приборов; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающиеся получат возможность
Ознакомиться:
С основными технологическими понятиями и характеристиками;
Технологическими свойствами и назначением материалов;
Назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
Видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
Видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций;
Профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
Со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
Рационально организовывать рабочее место;
Находить необходимую информацию в различных источниках;
Применять конструкторскую и технологическую документацию;
Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
Выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
Конструировать, моделировать, изготавливать изделие;
Выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
Осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
Находить и устранять допущенные дефекты;
Проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
Планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
Распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
Понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
Развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
Получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
Организации индивидуальной и коллективной деятельности;
Создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений и оборудования;
Изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
Контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
Выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены.
Результаты освоения учебного предмета «Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественно практики; проявления познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых учебных задач в учебе и познавательной деятельности;
Алгоритмизированное планирование процесса познавательной деятельности;
Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
Виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
Осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
В познавательной сфере:
Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объекта труда;
Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
Уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и с/х производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
Овладение алгоритмом и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
В трудовой сфере:
Планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работы;
Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
Документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
В мотивационной сфере:
Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
Согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
Формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
Выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
В эстетической сфере:
Овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка вариантов рекламы выполненного объекта или результата труда;
Рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
Рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
Участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
В коммуникативной сфере:
Практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
Сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществления выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
В физиолого-психологической сфере:
Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
Соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учетом технологических требований
Сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
НАПРАВЛЕНИЕ «ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА»
Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырех разделов программы «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремесла», а к концу учебного года – комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу. Содержание раздела «Электротехника» изучается в рамках раздела «Технологии домашнего хозяйства».
По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.
Новизной данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счет обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия и др., создавать электронные презентации. В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5-8 КЛАСС
Разделы и темы программы 5 6 7 8
Количество часов Количество часов Количество часов Количество часов
По разделу По теме По разделу По теме По разделу По теме По разделу По теме
Технологии домашнего хозяйства 2 4 4 4 Интерьер кухни и столовой 2 Интерьер жилого дома 2 Комнатные растения в интерьере 2 Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере. 2 Гигиена жилища. 2 Экология жилища. 2
Водоснабжение и канализация в доме. 2
Электротехника 1 2 12 Бытовые электроприборы 1 2 6
Электромонтажные и сборочные технологии 4
Электротехнические устройства с элементами автоматики 2
Кулинария 14 14 10 - -
Санитария и гигиена на кухне. 1 Физиология питания. 1 Бутерброды и горячие напитки. 2 Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. 2 Блюда из овощей и фруктов. 4 Блюда из яиц. 2 Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря 4 Блюда из мяса 4 Блюда из птицы 2 Заправочные супы 2 Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду. 2 Блюда из молока и кисломолочных продуктов 2 Изделия из жидкого теста 2 Виды теста и выпечки 2 Сладости, десерты, напитки 2 Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет. 2 Создание изделий из текстильных материалов. 22 22 16 - -
Свойства текстильных материалов. 4 2 2 Конструирование швейных изделий. 4 4 2 Моделирование швейных изделий. - 2 2 Швейная машина. 4 2 2 Технология изготовления швейных изделий. 10 12 8 Художественные ремесла. 8 8 16 Декоративно-прикладное искусство. 2 Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства. 2 Лоскутное шитье. 4 Вязание крючком. 4 Вязание спицами. 4 Ручная роспись тканей. 4 Вышивание. 12 Семейная экономика 6 Бюджет семьи. 6
Современное производство и профессиональное самоопределение 4 Сферы производства и разделение труда 2
Профессиональное образование и профессиональная карьера 2
Технологии творческой и опытнической деятельности. 21 20 20 8 Исследовательская и созидательная деятельность. 13 20 10 8
Опытническая деятельность. Комнатное цветоводство. 8 Всего. 68 68 68 68 68 68 34 34
Учебно – методическое обеспечение
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для 5 – 8 классов общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания.
Книгопечатная продукция:
Учебники
Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ (Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко и др.). – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ (Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко и др.). – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Технология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ (Н.В.Синица, О.В.Табурчак, О.А Кожина и др.); под ред. В.Д.Симоненко. –3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2014
Пособия для учащихся
Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В.Синица, Н.А.Буглаева. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В.Синица, Н.А.Буглаева. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Пособия для учителей
Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 классы/ А.Т.Тищенко, Н.В.Синица.- М.: Вентана-Граф, 2012.
Рабочие программы. Технология. 5-8 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Зеленецкая Е.Ю. – М.: Дрофа, 2012.
Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.Д.Симоненко (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие) / авт.-сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Технология. 6 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику В.Д.Симоненко / авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы/ авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Технология рукоделия: краткая энциклопедия вышивки/ авт.-сост. О.Н.Маркелова.- Волгоград: Учитель, 2009.
Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток/ авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2010.
Технология. 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий: кнспекты занятий/ авт.-сост. И.Г.Норенко. - Волгоград: Учитель, 2007.
Технология. 5 – 9 классы: дополнительные и занимательные материалы/ авт.-сост. Л.Д.Карачевцева, О.П.Власенко. - Волгоград: Учитель, 2009.
Технология. Творческие проекты: организация работы/ авт.-сост. А.В.Жадаева, А.В.Пяткова. - Волгоград: Учитель, 2011.
Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Л.Н.Морозова, Н.Г.Кравченко, О.В.Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008.
Печатные пособия:
Таблицы
Плакаты
Технические средства обучения:
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Учебная доска с магнитной поверхностью
Электронные наглядные пособия
Презентации, подготовленные учителем