Доклад на методсовет Целесообразность и результативность применения технологий, методов и приемов обучения, эффективности инструментария оценки качества знаний учащихся по предметам ЕМЦ.
Целесообразность и результативность применения технологий, методов и приемов обучения, эффективности инструментария оценки качества знаний учащихся по предметам ЕМЦ.
Концепцией модернизации образования предусмотрены такие приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.
Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.
В последние десятилетия в педагогической практике начали широко применяться различные образовательные технологии, хотя мысль о технологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А. Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех.
Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с воспитанниками и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Длительное время считалось, что достаточно найти какие - то приёмы или методы – и желаемая цель будет достигнута. Постепенно педагогическая практика накопила много средств, методов и форм обучения и воспитания, но результаты их применения были не всегда однозначны.
Очевидно, что оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств, является необходимым, но не достаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания. Этому и призвана помочь технологизация педагогического процесса.
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи. Почему же так остро стоит вопрос о неэффективности традиционных форм обучения? Американские социологи проводили исследования и обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, и предложили ряд вопросов из разных областей наук.
Только 10% опрошенных, правильно ответили на вопросы. Результаты этого исследования подтолкнули ученых сделать вывод: школа, независимо от того, в какой стране она находится , учит успешно только 1 из 10 учащихся. Как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит. 50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%. Объяснение простое: только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы в традиционной школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств, т.е. способы познания у разных людей разные. Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности различных методов и приемов.
С целью повышения качества, активизации познавательной деятельности обучающихся, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности педагоги Шеминовской средней школы применяют в работе следующие образовательные технологии: личностно-ориентированные обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов, кейс-метод, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение.
Следует признать, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний. Задачи современного учителя – не преподносить знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя.
Одной из задач, стоящих перед современным казахстанским образованием, является повышение престижа знаний. Следовательно, задача школы – выработка мер по повышению качества знаний, особенно по предметам естественно-математического цикла, так как по итогам ЕНТ и ВОУД последних лет именно эти предметы являются западающим звеном.
Педагог нашей школы Кононенко И.В. состояла в творческой группе Центра информатизации и оценки качества образования по разработке тестов, используемых для оценки уровня достижений учащимися образовательных стандартов. Моя задача - познакомить вас с данной технологией, которая успешно внедряется учителем на уроках географии.
Этапы технологии оценки уровня учебных достижений учащихся.
1.Составление технологической матрицы, структуры теста, спецификации тестовых заданий;
2.Проведение экспертизы составленных тестовых заданий;
3. Апробация тестовых заданий;
4. Обработка результатов тестирования.
Уровень оценки, критерии и индикаторы для составления тестов.
Уровень
оценки 1-ый уровень – минимально-достаточный
(оценка 3) 2-ой уровень
(оценка 4) 3-ий уровень
(оценка 5) 4-ый уровень – творческий
(оценка 5)
критерии Общая ориентация в информации Ориентация в причинно-следственных
связяхОриентация в информации как системе
(сравнения, обобщения, систематизация) Ориентация в информации при изменении контекста
индикаторы Задания включают вопрос
Что?
Кто?
Где?
Когда?
Сколько?
Как?
Какой, какие?
Перечислите и т.д. Почему?
Зачем?
Вследствие чего?
В связи с чем?
Каково намерение? и т.д. Что общего?
В чем отличие?
Какова связь?
Каково значение каждого элемента?
Каковы функции каждого элемента? и т.д. Как реализовывалось?
Можно ли реализовать по-другому?
Что будет, если? и т.д.
Этапы оценки качества:
Выделение показателей качества обучения;
Определение критериев оценки, на основе чего будет оцениваться данный показатель;
Разработка инструментария;
Организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных;
Представление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей;
Подготовка рекомендаций и принятие управленческих действий
Критерии отбора содержания учебного материала и составление технологической матрицы:
Модель педагогического тестирования представляется в виде технологической матрицы. Содержание предмета должно полностью покрываться матрицей по всем темам.
Главной проблемой в разработке тестов, используемых для оценки достижения образовательных стандартов, является достижение соответствия содержания стандарта и содержания теста.
Необходимо, чтобы общее количество вопросов было распределено по темам таким образом, чтобы оно отражало их важность, объем и количество учебного времени.
Технологическая матрица должна отражать уровень достижений учащихся, уровень овладения материалом. В соответствии с этим каждое тестовое задание предназначается для проверки овладения учащимися определенными умениями, характеризующими отдельные компоненты познавательной деятельности: воспроизведение, применение, интеграция знаний.
Содержательно – деятельная модель теста(технологическая матрица)
Воспроизведение знаний-40 %
Применение знаний – 35%
Интеграция знаний- 25%
Этапы составления технологической матрицы и специфики теста.
Определение целей тестирования
Документы, определяющие содержание тестовых заданий
План (структура теста)
Время выполнения теста
Распределение заданий по содержанию и уровню сложности
Подготовка спецификации теста
Система оценивания
Правила составления тестовых заданий.
Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.
Вопрос должен содержать одну законченную мысль.
Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.
При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова "иногда", "часто", "всегда", "все", "никогда".
Вопрос должен быть четко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д. Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью, не следует прибегать к пространным утверждениям, так как они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не знает.
Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.
Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.
Не задавайте вопросы с подвохом (в заблуждение могут быть введены наиболее способные учащиеся).
Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: "Почему нельзя не делать…
По окончанию работы над тестами проводится экспертиза по спецификации теста, по содержательным линиям, по уровню сложности тестовых заданий согласно прилагаемой инструкции:
% выполнения тестов по заданиям вычисляется :
Общее количество баллов, которые набрали учащиеся, делим на количество учащихся, выполнявших работу * 100%
180/250*100=72 %
% выполнения тестов по блоку:
Общее количество баллов, которые набрали учащиеся, делим на Мах возможное количество баллов*100%
Например, 4280/6000*100=71,3 250*24=6000
Определение трудности теста.
Трудность задания является важнейшей характеристикой, определяющей место задания в тесте.
Трудность задания определяется долями выборки выполнивших и не выполнивших задание.
Например, при апробации теста на выборке в 200 человек с первым заданием справились 50 человек, а со вторым 150. Для обозначения трудности задания используется обратная величина, то есть доля тех, кто не справился с заданием. Этот показатель называется индексом трудности, который вычисляется по формуле:
U= (1- n / N)*100%,
где U – индекс трудности в процентах;
N - общее число принимавших участие в апробации;
n - число участников тестирования, правильно
Определение трудности задания.
Для нашего примера:
U = (1 -50/200)*100 = (1-0,25)*100 = 75%
U = 100 (1- 150/200)*100 = ( 1-0,75)*100 = 25%
Значит, индекс трудности первого задания 75%, а второго 25%.
Для тестов, в том случае, если трудность задания меньше 20% или больше 80%, такое задание необходимо переработать или отбраковать.
Говоря о целесообразности и результативности применения данного инструментария, приведу итоги ЕНТ по географии:
2010-2011 учебный год. Средний балл- 22 , процент качества- 100 %
2011-2012 учебный год. Средний балл- 23 , процент качества- 100%
Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить обучающихся активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых обучающиеся не могут не научиться; стимулируют творческие способности детей; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.