«Повышение качества школьного образования за счёт совершенствования деятельности школьной библиотеки»
Методическая тема школы:
«Развитие адаптивной системы обучения и воспитания как основы индивидуального формирования качеств личности».
Методическая тема школьной библиотеки:
«Повышение качества школьного образования за счёт совершенствования деятельности школьной библиотеки»
Цели школьной библиотеки Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: воспитание культуры взаимоотношений, способствующих поддерживать личностное развитие ученика в учебно - познавательной деятельности; обеспечение роста уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в области учебных предметов и методики их преподавания, внедрение и использование информационных методик в работе классных руководителей.
Основными задачами библиотеки являются:
Обеспечение наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.
Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя.
Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы.
Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, учебников, журналов, газет, видеоматериалов).
Накопление собственного банка педагогической информации.
Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей (администрации школы, педагогов, родителей, учеников) по доставке информации о достижениях психолого-педагогической науки, новых педагогических и информационных технологиях.
Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах.
Проведение внеклассной работы на базе информации на традиционных и нетрадиционных носителях.
Основные функции библиотеки.
Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
Библиотека является структурным подразделение школы. Осуществляет работу по следующим направлениям.
1. Увеличение фонда учебной и методической литературы.
2. Комплектование фонда учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на электронных носителях информации.
3. Пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций.
4. Использование и размещение фонда.
5. Обеспечение сохранности фонда.
6. Списание учебной, художественной и методической литературы.
7. Информационно-библиографическая и справочная работа.
8. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей (учащихся, педагогов, родителей).
9. Формирование информационной культуры.
10. Рекламная деятельность библиотеки (реклама библиотеки, фонда).
11. Содержание и организация работы с пользователями (общение с читателями).
12. Индивидуальная работа (изучение читательских интересов, анализ чтения, работа с основными читательскими группами, работа с активом).
13. Массовая работа (привлечение учащихся к систематическому чтению, мероприятия по пропаганде различных видов документов, мероприятия в помощь учебному процессу, уроки внеклассного чтения, работа клубов и кружков).
14. Внедрение новых информационных технологий.
15. Инновационная работа .
16. Укрепление материально-технической базы.
17. Управление библиотекой (повышение квалификации, планирование и отчетность, координация работы с другими организациями и учреждениями).
18. Пополнение « Портфолио школьного библиотекаря»
Основные формы и методы работы школьной библиотеки.
Сегодня на первый план выходят активные формы и методы работы, которые заставляют читателя мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Такая работа позволяет вовлечь учащихся и педагогов в общую деятельность во время проводимых мероприятий.
Встречи – сентябрьские, в читальном зале, с интересной книгой, лучшим читателем, встречи-фантазии.
Вечера – размышления, вопросов и ответов, задушевного разговора, вечера-сюрпризы.
Дискуссии.
Игры – литературные, ролевые, интеллектуальные, профориентационные, игры-путешествия, игры-доказательства.
Инициативы – информационная, литературная, творческая.
Конкурсы – литературные, на самого усидчивого читателя периодики, на лучшую популярную книгу, на лучшую домашнюю библиотеку.
Круизы – литературно-экологический, историко-краеведческий.
Клубы.
Посиделки – девичьи, библиотечные, краеведческие, святочные, фольклорные.
Портреты – политические, читателя, библиотекаря.
Презентации (презентации-обсуждения) – журналов, книг, части фонда, статьи, стихотворения, альбома, фильма, грампластинки, диска, сайта.
Рандеву – пресс-встречи, разговоры по душам.
Репортажи (а также интервью) – экологические, актуальные.
Фантазии – литературные, поэтические, музыкальные.
Часы – вопросов, библиотечных вопросов и ответов, поэтические, рассуждения, практических рекомендаций, спора о, откровенного разговора, полезного совета.
Быстрое развитие телекоммуникационных технологий и сетевого взаимодействия будет способствовать разработке и внедрению в библиотечную практику новых форм и методов работы, которые можно включить в свою деятельность, используя компьютерное оснащение библиотеки.
Формы работы:
1.интернет-каникулы;
2.обзоры новых ресурсов Интернета;
3.электронные выставки; дайджесты;
4. виртуальные экскурсии по библиотекам;
5. слайд-лекция;
6. компьютерные презентации;
7. мастер-класс по внедрению новых ИКТ (для пользователей);
8. премьеры дисков;
9. мультимедиа-просмотры;
10. посещения виртуальных музеев мира;
11. электронная игротека;
12. конкурс мультимедиа-сочинений;13.видеобеседы;
Пользователями библиотеки Куркульскойсош являются учащиеся - 48, родителиучащихся - 14, учителя - 12 и бывшие выпускники школы - 5, 5 – технический состав школы, всего 84 зарегистрированных пользователя. Посещаемость библиотеки составляет- 48%
Книгообеспеченность – ( за исключением учебников) - 46%
Обращаемость ( за исключением учебников) - 0,38%
Читаемость ( за исключением учебников) - 18%
Администрация школы находит здесь материал для проведения педсоветов, учителя – для проведения интересного урока, классные руководители – материал для поведения интересного внеклассного мероприятия. Родители учащихся и выпускники школы приходят в библиотеку для того чтобы найти нужный материал на интересующие их вопросы. Для того чтобы быстро найти нужную книгу в библиотеке ведётся картотека и каталоги художественной, справочной, методической литературы так в бумажном, так и в электронном виде.
Для администрации школы вся литература по управлению школой собрана в отдельном шкафу, это помогает быстрому нахождению нужной информации.
Для каждого учителя – предметника оформлена отдельная книжная полка, где сосредоточена вся необходимая литература по данному предмету. Для классных руководителей имеются полки с литературой по психологии и педагогике, о работе с родителями, материал о здоровом образе жизни.
Пользуются педагоги и периодической печатью, которая поступали в школу несколько лет назад: педагоги организаторы – журналами «Педсовет», «Досуг в школе», «Последний звонок», «Читаем, учимся, играем».
Классные руководители берут нужный материал из журнала «Классный руководитель», , учителя пользуются журналами «Сельская школа», «Народное образование», «Магариф» (журнал поступает в библиотеку и в настоящее время), «Открытый урок», администрация школы для своей работы использует издания «Вестник образования», «Завуч».
Чтобы учащиеся быстро могли найти нужную книгу, в библиотеке оформлены стеллажи «Русская художественная литература».
«Зарубежная литература»
«Литература для младших и средних классов»
Отдельные книжные полки созданы для книг серий «Библиотека отечественной классической художественной литературы», «Мировая литература», «Школа классики».
«Татарская литература на татарском языке»
«Татарская литература на русском языке»
Создана полка для аудииио- и медиапособий.Имеются в библиотеке аудиокассеты и СD диски по всем предметам, которые помогают в учебном процессе и в подготовке к ЕГЭ и ГИА, ими пользуются и учителя и ученики.
Необходимые учебники для учащихся находятся в отдельном книжном шкафу.
В библиотеке нет читального зала, но оборудовано место, где учащиеся могут заниматься самообразованием, готовят доклады, рефераты, выступления по разным предметам, работают со справочной литературой, с энциклопедиями или просто читают газеты и журналы.
Активно учувствовать в жизни библиотеки позволяет постоянно функционирующий актив библиотеки. Он состоит из 6 человек, по одному учащемуся из каждого класса начиная с пятого. Ежемесячно проводятся заседания актива, на которых составляется план работы на месяц: это рейды по проверки сохранности учебников, участие в массовых мероприятиях, организация выставок, ремонт книг и помощь в оформлении библиотеки. Важнейшей частью работы считаю систематическое проведение библиотечных уроков, где учащиеся получают библиотечно – библиографические знания. Темы ББЗ составляются в начале года. Для каждого класса конкретно, темы указываются в плане работы библиотеки.
Школьная библиотека занимает важнейшее место в учебно – воспитательном процессе, в том числе во внеурочной деятельности. Основные направления деятельности библиотеки в учебно – воспитательном процессе.
Исследовательская деятельность в библиотеке
Индивидуальные часы по литературе
Совместная работа с классными руководителями по разработке и проведению внеклассных мероприятий
Подготовка учащихся к интеллектуальным районным и школьным конкурсам
Разработка и проведение внеурочных мероприятий по предметам
Помощь в подготовке и проведении предметных недель, мероприятий и семинаров
Создание презентаций и видеороликов к общешкольным мероприятиям
Фотографирование и видеосъёмка школьных мероприятий, оформление стендов, презентаций, техническое сопровождение мероприятий
Оформление и распечатка грамот и сертификатов к школьным мероприятиям
Жюри на школьных конкурсах
Издательско-редакционная деятельность
Школьная библиотека - центр образовательной среды в школьном образовании
Школьная библиотека – это информационно и технологически обогащённое пространство для школьников, учителей, родителей, всего образовательного сообщества. Центром деятельности нашей библиотеки является читатель, а информационные технологии рассматриваются мною не как цель, а как средство, помогающее освоению интеллектуального и эмоционального потенциала мировой культуры, совокупного жизненного опыта поколений. Главная задача библиотечной деятельности в нашей школе: ориентация на читателя, удовлетворение читательских потребностей, создание наилучших условий для его личностного роста и самореализации. Специфика организации работы состоит еще и в том, что библиотекарь работает в тесном контакте с учителями. Для обеспечения более широкого доступа учеников к ИКТ с целью поиска информации, подготовки к урокам и дополнительным занятиям в библиотеке оборудовано рабочее место ученика и учителя.
Освоение новых информационных технологий в библиотеке школы проходит в следующих направлениях:
Первое направление - автоматизация. Автоматизация позволяет обеспечить: - повышение качества обслуживания читателей за счет ускорения поиска и переработки нужной информации; - эффективное управление библиотечным фондом; - уменьшение объема рутинной работы (все бланки отчетов имеются в электронном виде, что дает возможность быстро вносить нужные изменения и сравнивать данные вести статистику). ИКТ позволяют мне, как библиотекарю, использовать ресурсы Интернет: для подготовки и проведения мероприятий по пропаганде чтения и книги, для оформления литературных газет и выставок. В ходе поиска необходимой информации происходит постоянная совместная работа педагога и библиотекаря. Такое сотрудничество оказывает плодотворное воздействие не только на содержание и методику обучения, но и вносит педагогическую составляющую в деятельность библиотекарей.В нашей библиотеке имеется один компьютер, на компьютере установлено программное обеспечение автоматизации работышкольной библиотеки «MARK- SQL». Компьютер подключен к сети Интернет и к сетевому окружению школы, на компьютере установлена Большая и Детская энциклопедии Кирилла и Мефодия. В своей работе я использую следующие сайты:
http://www.katalog.iot.ru - каталог образовательных ресурсов,
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов,
http://www.window.edu.ru – единое окно доступа к образовательным ресурсам,
http://www. festival.1september.ru – фестиваль педагогических идей,
http://www. pedsovet.org – Всероссийский Интернет педсовет,
http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей,
http://www. lexed.ru/standart/01/01/02.html – Федеральный центр образовательного законодательства,
http://www.rusedu.ru – архив медиафайлов для уроков,
http://www. mcko.ru/md/2009-2010/start/index.php – МЦКО,
http://www.statgrad.mioo.ru/sg09_10/index.htm - Статград,
http://www.videoresurse.ru – видеоресурсы,
http://www.youtube.com – видеофрагменты,
http://www. vsekonkursy.ru/?p=419 – все конкурсы, гранты, конференции,
http://www.vslovar.ru – визуальный словарь,
http://www. rubricon.com – Рубрикон, энциклопедии в Интернете,
http://www.bibliogid.ru – детская литература, конкурсы,
http://www. library.ru/help – виртуальная справка,
http://www. zzl.lib.ru – ЖЗЛ – подборка изданий,
http://www.magazines.russ.ru – «Журнальный зал» - журналы онлайн,
http://www.audio.arjlover.net/audio - коллекция детских аудиопластинок фирмы «Мелодия»,
http://www.childhoodbooks.ru/artists/artists_a.htm - книги детства (с иллюстрациями).
Второе направление – образовательная деятельность. Библиотека активно обучает школьников работе с книгой и современной информацией. Основная форма моей деятельности - библиотечные уроки. Компьютер широко используется для технологической подготовки и проведения библиотечных уроков. Подготовлен ряд пособий, используемых на библиотечных уроках, появилась возможность поиска программ и разработок уроков в сети Интернет, что делает их более наглядными, порой интерактивными и, несомненно, более результативными.Совместно с ресурсным центром медиатека приобретает образовательные электронные ресурсы (ОЭР). ОЭР отличаются наличием обратной связи и выступают в роли учебника, наглядного пособия, справочно-информационного пособия, тренажера и контролера. В настоящее время медиатека принимает активное участие в подготовке и проведении предметных недель, Недели детской книги, а так же успешно используются для работы дистанционной школы, во время участия в форумах, телекоммуникационных проектах, викторинах, олимпиадах.Обучение работе с источниками информации привело к постепенному увеличению количества пользователей нетрадиционными носителями информации, в том числе и ресурсами Интернет. Третье направление: воспитательная деятельность. Два аспекта этого направления постоянно находятся в поле моего зрения. Во-первых, это воспитание любви к чтению, к традиционной книге, и навыков работы с текстами (теперь я, например, могу знакомить ребят с произведениями, которых нет в фонде библиотеки, используя возможности удаленного доступа). Во-вторых, ориентируясь на запросы классных руководителей, начала работу по созданию электронных материалов для воспитательной работы, создала папки разработок классных часов, сценариев праздников и других мероприятий, папка афоризмов и высказываний которыми пользуются классные руководители, учителя – предметники. Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве. Прежде всего, она, конечно, учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет одновременно функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. При этом в отличие от публичной и специальной, школьная библиотека не самостоятельна, а является структурным подразделением школы. К сожалению, эта многофункциональность школьной библиотеки и ее роль в жизни школы пока не совсем понимается администрацией всех уровней. Особая острота сегодняшней ситуации определяется прежде всего сложным финансовым положением школы в целом и школьной библиотеки, в частности. Но несмотря на это за последние два года увеличилось количество экземпляров художественной литературы за счёт индивидуальных спонсоров. 125 экземпляров было подарено школе семьёй Чубачук, которые являются жителями нашего села. Директором школы Макаровой Л.К. 13 книг и учителем литературы Вершининой Л.Ю. 24 экземпляра. Учёт подаренных экземпляров ведется в «Журнале подаренных книг»
Формирование направленности читательского интереса
Сегодняшний мир иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Как пробудить у ребенка интерес к чтению? Этот вопрос волнует родителей, учителей и конечно школьного библиотекаря. Чтобы дать ответ на этот вопрос я, как школьный библиотекарь большое внимание уделяю активизации читательской деятельности школьников, поскольку книга играет особую роль в становлении и развитии человека. Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, поэтому его применяю в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьной библиотеки, в работе с семьями учащихся. Имея многолетний педагогический опыт работы могу заметить, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает, поэтому развитие читательского интереса необходимо с начальных классов. В нашей школе совместная работа библиотекаря, учителей начальных классов и учителей русской и татарской литературы направлена на решение следующих задач:
развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
стимулирование творчества детей.
В качестве критериев интереса рассматриваем:
активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Исходя из этого, показателями читательского интереса школьников являются:
положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с сельской библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники. Большую роль играет
внеклассная деятельность. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей. Мы, совместно с учителями – предметниками, практикуем следующие формы внеклассных занятий:
дискуссия;
коллективное чтение;
беседа;
беседа-"приманка";
состязание чтецов;
реклама книги;
литературный праздник;
литературная игра;
литературная гостиная;
театральный фестиваль;
библиотечный час;
час "тихого чтения".
Традиционными стали ежегодные праздники: «Посвящение в читатели», конкурс «Лучший читающий класс», «Лучший читатель», «Районный конкурс чтецов». Большое внимание уделяю развитию читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации. Так в течении двух лет заведования библиотекой учащиеся школы под моим руководством участвовали в районном конкурсе картин из бросового материала «Что не соринка, то картинка» и заняли учащиеся 6 класса 2 место. Конкурс картин на стекле по стихам С. Есенина заняли 2 место, Учащиеся 5 класса заняли 2 место в районном конкурсе картин из солёного теста по сказке Пушкина «Сказка о золотом петушке». Принимали участие в республиканском конкурсе картин по произведениям Г. Тукая и в конкурсе составления стихов Тукаяна русском языкес перевода татарского. Учащиеся 6 класса в рамках недели детской книги инсценировали сказки «Царевна – несмеяна», «Старик и дракон» Все проводимые мероприятия стимулировали развитие познавательного интереса к чтению, ведь не одно мероприятие нельзя провести без прочтения данного произведения. (фотографии мероприятий в презентации)
Абонемент библиотеки представляет учащимся и другим пользователям открытый доступ в художественный и отраслевой фонд библиотеки, тем самым содействуя формированию у учащихся навыков самостоятельного выбора литературы и открывает свободу доступа к средствам информации. Неоценимую роль здесь играют выставки- они не только привлекают внимание читателей к представленным книгам, но и активизируют их познавательные интересы. В помещении абонемента постоянные выставки и тематические полки - «Календарь знаменательных дат», «1 декабря- Всемирный день борьбы со СПИДОМ», «Нет наркотикам!», и.д.
В своей практике мы,совместно с учителями – предметниками,а когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты,
используем следующие формы работы с учреждениями культуры:
библиотечные часы, проводимые на базе школьной и сельской библиотек;
посещение тематических выставок книг ;
районные конкурсы чтецов.
Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Мы используем следующие формы работы с родителями:
коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник);
групповая (тематическая консультация);
индивидуальная (консультация).
Необходимым условием для работы по формированию читательских интересов детей является исследование уровня форсированности этих интересов. Провожу это исследование в форме тестирования родителей учащихся и анкетирования самих детей.
Рисунок 28OђЗаголовок 1OђЗаголовок 315