Конспект урока по окружающему миру на тему Круговорот отравленной воды. Охрана воды


КОНСПЕКТ УРОКА ВО 2 КЛАССЕ
«КРУГОВОРОТ ОТРАВЛЕННОЙ ВОДЫ. ОХРАНА ВОДЫ»
Цели урока:
Создать условия для расширения знаний учащихся о круговороте воды в природе;
Подвести детей к выводу о необходимости охраны водоемов;
Способствовать формированию первичных исследовательских навыков.
Задачи урока:
«Найти» вместе с детьми источники загрязнения воды, развивать наблюдательность, учить анализировать факты, делать выводы, обобщения, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование урока:
Учебник «Окружающий мир» 2 класс Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков; компьютер, проектор, экран; презентация учебного материала; карточки с заданиями для трех групп; приборы для проведения опыта.
Ход урока
/. Организационный момент:
Гости рассаживаются на свои места, звенит звонок, затем я встречаю детей у входа в класс.
Сейчас вы проходите со мной, но не садитесь со мной за свои парты, а встаньте все вместе дружно и красиво у доски. (Дети встают у доски кучкой, на груди у них капельки трёх цветов)
Посмотрите, ребята, сколько гостей сегодня пришли к нам на урок. Поприветствуйте их.
Послушайте загадку и вы узнаете, о чем на уроке пойдет речь.
Загадка
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без … (воды)
Правильно, сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде.
II. Проверка домашнего задания:
Для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на три группы. У каждого из вас на груди капелька, посмотрите.
За первый стол я приглашаю – синие капельки.
За второй – голубые.
За третий – белые.
Рассаживайтесь, пожалуйста, сразу проверьте свою посадку.
Начнем работу с проверки домашнего задания. Слово предоставляется группе «Синие капельки» -
Что мы знаем о воде? (Минипроект)
Продолжают показывать домашнее задание «Голубые капельки» -
Круговорот воды в природе. (Театрализованное представление с показом)
И заканчивают группа «Белые капельки» -
Значение воды в жизни животных, растений и человека.(Стенгазета)
III. Новый материал:
Мы вспомнили все, что знаем о воде, а теперь – внимание на экран! (кадры «Загрязнение воды» на фоне тревожной музыки)
Беседа
Что вас поразило больше всего, и какие чувства вы при этом испытали?
Как это можно назвать одним выражением? (Экологическая катастрофа)
Почему это произошло?
Чем опасно загрязнение водоемов?
Так какая же вода в таких водоемах?
Я вам предлагаю проследить за движением этой отравленной воды в природе.
Работа по схеме «Круговорот отравленной воды» (на экране)
Посмотрите на схему, расскажите, что видите на ней?
Как это все вместе назвать?
Что делать, чтобы не произошло экологической катастрофы? (строить очистные сооружения)
Молодцы, продолжим нашу работу после физ. минутки.
Физ. минутка
Все встали и превратились в тучки.
Тучки.
Плыли тучки дождевые;
Лей, дождик, лей.
Дождинки пляшут как живые;
Пей, рожь, пей.
И рожь, склоняясь к траве зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А тихий дождик, неугомонный,
Льет, льет, льет.
Тихо сели. (Посадка)
IV. Работа по карточкам
Вот сколько важных вопросов мы с вами обсудили и расширили свой кругозор.
Я вам предлагаю взять с собой в дорогу жизни багаж ценных знаний. Посмотрите вот он наш волшебный чемоданчик «Здоровичок». Мы будем складывать туда важные правила, которые должны знать и выполнять. А находятся они, эти правила, у вас на партах в виде карточек. (от каждой группы выходят дети, выразительно читают и кладут их в чемодан)
1-е правило: Пить воду надо только очищенную.
Согласны вы с верностью этого правила?
Берем его с собой в дорогу жизни?
2-е правило: Если вы находитесь в лесу, на природе, то нужно пить воду из водоема.
Это правило верное?
Это правило берем с собой?
Значит воду из водоема пить нельзя?
А что же можно сделать с водой, давайте послушаем следующее правило.
3-е правило: В условиях природы воду можно обеззаразить:
а) Кипятить несколько минут
б) Добавить в сырую воду настойку йода
Согласны? Берем?
4-е правило: не пейте дождевую воду и не давайте ее домашним животным.
5-е правило: Берегите прибрежную растительность – она очищает воду водоема.
6-е правило: Нельзя использовать снег для получения питьевой воды. За зиму снег, как губка, впитывает в себя загрязнители среды.
7-е правило: Нельзя брать в рот снег, сосульки. Через несколько лет яд обязательно даст о себе знать.
Последние 2 правила я задержу. Скажите, вы согласны с верностью этих правил?
V. Исследовательская деятельность:
Ребята, посмотрите на правила про снег. В них сказано, что снег впитывает в себя все загрязнители, как губка.
Как же так? Мы с вами утром принесли снег.
Какой он был на вид? Мне тоже кажется, что он чистый, а может нет?
Вот он растаял у нас и получилась талая вода.
Давайте посмотрим, вода такая, как мы ожидали?
Предлагаю провести опыт.
У вас на партах в стаканах находится талая вода (я поделилась с вами) и все предметы, которые понадобятся вам. Возьмите фильтр, отогните одну часть. Вложите его в воронку, а воронку поставьте в пустой стакан. Размешайте воду стеклянной палочкой, и лейте нашу талую воду медленно в воронку.
Теперь исследуйте фильтр и поделитесь, что заметили.
Вывод: Подтвердили мы верность этих правил?
СНЕГ В РОТ БРАТЬ НЕЛЬЗЯ!
Берем эти правила мы с собой в дорогу? (кладем в чемодан)
Какой способ очистки мы использовали? (фильтрование)
VI. Итог урока
А сейчас все сели прямо (осанка). Закройте глаза и вспомните все, что мы узнали на уроке.
О чем вас заставил задуматься сегодняшний урок?
Попробуйте закончить следующую фразу: «Своей работой на уроке я …»
Хорошо, молодцы, а домашнее задание у вас будет творческим:
Сочинить рассказ на тему: «Что я могу сделать, чтобы «остановить» круговорот грязной воды?» (устно)
Спасибо за урок, вашей работой я осталась довольна.