Статья ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бухарева Е.Х.
Учитель начальных классов МОУ-СОШ села ЗвонаревкаМарксовского района Саратовской области
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования и разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, определен современный национальный воспитательный идеал ‒ высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [3, 4]
Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная направленная работа по развитию и формированию духовно -нравственных качеств младших школьников.
В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторые представления о том, что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа.
Могу с полной уверенностью сказать, что школа дает общее образование, очень важное и значимое. Но развитию духовно-нравственного воспитания способствует именно внеурочная деятельность. На сегодняшний день есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей. В этой работе использую исследовательские, коммуникативные, игровые технологии. Начав работу несколько лет назад, я продолжаю ее и по сегодняшний день. Одним из показателей эффективности моей работы является изменения в духовно-нравственном поведении учащихся. Это проявляется в устойчивом нравственном поведении, в умении предвидеть последствия своих поступков и поступков своих сверстников.
В свою работу включаю: сочетание учебной и внеклассной работы; развитие творческой деятельности учащихся; установление взаимодействия с родителями учащихся.
Моя работа по формированию духовно-нравственного воспитания школьников направлена на: формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры; воспитание патриотизма и гражданственности; эстетическое развитие детей и трудовое воспитание.
Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Стараюсь организовать разнообразные формы внеурочной деятельности: этические беседы, творческие мастерские, заочные экскурсии, театрализованные представления. Каждый вид работы имеет свою задачу в воспитании младших школьников.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, конкурсы, беседы: «Моя малая Родина», «Дети Беслана», «Мы разные, но мы вместе», «Милосердие творит чудеса», «Красота Божьего мира», «Маму милую, люблю» позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, проявить заботу и чуткое внимание к маме. А так же, желание делать добрые полезные дела. После небольших тематических бесед, дети занимаются творчеством. Это рисунки на тему: «Кем быть», «Милый сердцу родной уголок», «Снежные красавицы», «На страже России стоим» и т.д. Выполнение творческих работ учат уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, развивать умения понимать чувства других людей и сопереживать им – всему этому способствует литературно – поэтическое творчество: «Игры разума», «Читают дети о войне», Литературная беседка», олимпиада «Русский с Пушкиным». Это творческие работы, где ребята воплощают свои этические знания, учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач.
В процессе внеклассной работы я провожу викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем сказки. Сила воздействия образов и сюжета такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии к персонажам сказок, встают на сторону обездоленных и угнетаемых. Дети радуются, что побеждает справедливость.
Важной ролью для становления духовно-нравственной личности является семья. Нужно привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей. Для этого надо найти интересное дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой. Это совместные мероприятия: «День именинника»; «Мисс Золушка – 2017»; творческая выставка «Фантазии родной природы», на которой ребята демонстрируют выполненные совместно с родителями поделки из природного материала.
Участие в экологической акции - конкурсе по сбору макулатуры «Подари жизнь дереву», помогло ребятам повысить свою активность, стать более сплоченным коллективом. Приняли участие в акции «Давай читать, Губерния», ребята познакомились с писателями родного края.
Результатом совместной работы должна стать заинтересованность родителей в изучении ребенка, раскрытие и развитие в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Конкурс «Мисс Золушка – 2017» Участие детей в акции «Давай читать, Губерния»
Творческая работа «Милый сердцу Классный час «Дети Беслана»
родной Уголок»
Конкурс «Строя и песни» Экологическая конференция
Поездка в ТЮЗ г. Саратова Инсценируем и сочиняем сказки
Экологическая игра «Знатоки природы»
Творческая работа «Фантазии родной природы»
«На страже России стоим»
Список литературы
1.Нравственное воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий/ авт.- сост. Е.А.Гальцова.‒ Волгоград: учитель, 2007. ‒ 190 с. ISBN 978 – 5 7057-1237-3.
2. Организация эколого ‒ исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы/авт. – сост. Н.И.Асташина. ‒ Волгоград: учитель, 2014. ‒ 95 с. ISBN 978 – 5 7057- 3851 – 9.
3. Я ‒ гражданин своего города, своей страны. 1 ‒ 4 классы: комплексные программы духовно-нравственного воспитания/ авт. ‒ сост. Н.В.Терещенко [и др.], ‒Волгоград: Учитель, 2015. ‒89 с. ISBN 978 – 5 7057 – 3911- 0.