Презентация: Духовно-нравственное воспитание младших школьников


Духовно-нравственное воспитание младших школьников.Прядкина Марина Викторовна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 10 г. Люберцы Московская Область
Доброта – язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.
Человек шел по улице . Вдруг ему стало плохо и упал. Никто на это не обратил внимания. Ему больно, а люди проходят мимо, как ни в чем не бывало. Глазами, полными мольбы, он смотрит вокруг: «Помогите!» Хоть бы кто оглянулся! Через некоторое время боль немного утихает, он с трудом поднимается и тихо уходит… А жизнь продолжается, как будто ничего не случилось.
В настоящее время, в век электроники, как никогда остро встает проблема душевной теплоты. Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Нам всем надо чаще задумываться над этим, быть добрее друг к другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. Черствость души — самая страшная болезнь на свете. А.П. Чехов говорил: «Спешите делать добро». Если мы не будем обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без этого много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество — способность делать добро. Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи. И тогда начинается самое страшное. Человек будет превращаться в хищную машину, поглощающую пищу, какую-то информацию, а потом начинает строить вокруг себя огромный забор из каменных глыб равнодушия, которым огородит себя и свое благополучие от всего. После потери доброты произойдет неминуемая потеря нравственности. Такой человек уже будет способен на все. Нельзя допустить этого, необходимо бороться.
Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают его. «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека», — говорил персидский поэт Саади. А сколько пословиц и поговорок о добре и зле: «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, твори добро, лишь путь добра — спасение души», — гласит народная мудрость. Так что же значит быть добрым и милосердным? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное, потому, что доброта — это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни доброты, ни милосердия. Добрый человек притягивает к себе, как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным книгам. Проблема добра и зла — одна из неразрешимых и вечных проблем человечества. Пока живы дух и сознание человека, идет непрерывная борьба против зла. Честь и совесть, любовь и нежность, патриотизм и чувство долга — все это единое целое, что называем мы одним словом «добро». Но всегда ли мы придерживаемся этих неписаных правил. Конечно, людям свойственно ошибаться, но как тяжело бывает ощущать на себе ошибки других! Человек должен быть в ответе за свои поступки. Порой маленький промах может вылиться в неразрешимую проблему. Все поступки, совершенные вопреки голосу совести, и есть то зло, которое стоит у нас за спиной всю жизнь. Рано или поздно придется отвечать за то, как ты прожил свою жизнь. И все же добро всегда оказывается на ступень выше зла. Добро освещает жизнь человека, и чем больше в жизни добра, тем светлее и радостнее сама жизнь.
Литература
Малкин Г. Е. Золотые афоризмы / Г. Е. Малкин. – М.: РИПОЛ классик, 2010. - С. 832.
Студеникин, М. Т. Основы светской этики / М. Т. Студеникин. – Москва, 2014. – С.158.
Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – Москва, 1973.- С. 272.