Статья по обобщению опыта учителя Портфолио – новая форма оценки качества образования
Портфолио – новая форма оценки качества образования
Заверова Елена Владимировна
ГБОУ ООШ с. Старый Буян
муниципального района Красноярскийучитель начальных классов
zaverova.lena@yandex.ru
В настоящее время в педагогической литературе все больше внимания уделяется, наряду с вопросами оптимизации процесса обучения, исследованию вопросов контроля результатов этого процесса.
Потребность в объективной оценке результатов деятельности учащихся всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.
В связи с этим возникла необходимость разработки новых форм диагностики образовательных результатов, с помощью которых можно оценивать индивидуальный профиль достижений школьников, полученных ими в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.
В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:
направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов;
преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.
Мне очень близка мысль С.Т. Шацкого который так определял основные требования к оценке: «Главное - нужно оценивать не личность ребенка, а его работу с учетом тех условий, в которых она выполняется. Распространение оценки учебных усилий ребенка на его личность в целом является тормозящим моментом в его работе. Учет результатов, что у нас обычно имеет место, произведенный отдельно от учета процесса работы, всегда ведет к значительным ошибкам».
Думаю, что многие учителя знают о том, что дети с особой остротой воспринимают несправедливость оценки, долго помнят ее, воспринимают даже школьную отметку как оценку собственной личности, а не как оценку результата своего труда.
Эффективным инструментом решения подобных проблем является портфель индивидуальных образовательных достижений («портфолио») школьника.
В педагогике портфолио рассматривают как способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьника в определенный период его обучения, т.е. портфолио – технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. Выделяют несколько функций портфолио: накопительная, модельная, диагностическая, рефлексивная.
В своей педагогической практике я широко использую данную форму оценивания достижений обучающегося.
Работа с ученическим портфолио была начата в 1 классе. Цель портфолио первоклассника – продемонстрировать те достижения, которые в большей или меньшей степени есть у каждого первоклассника.
Портфолио учеников 2-4 классов – это совместная работа учителя и учеников. С моей точки зрения необходимо учить детей грамотно оценивать свою работу, тот уровень, на котором она выполнена. К середине третьего класса ученик должен сам решать, какую работу стоит вложить в портфолио, а какую не стоит, т.е. ребята учатся смотреть на себя со стороны, глазами человека, просматривающего портфолио.
Работа с портфолио не только нужное, но и очень увлекательное занятие. Ребята с удовольствием просматривают портфолио, сравнивают свои работы с работами своих одноклассников и демонстрируют самые удачные из своих. Для многих это стимул для дальнейшего роста, мотивация более качественного оформления не только работ портфолио, но и текущих работ по школьным предметам.
Безусловно, внедрение данной формы оценки уровня знаний учащихся требует не только от учеников прикладывать серьезные усилия для достижения необходимого уровня знания, но и от меня, как учителя.
Но вместе с тем применение портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного бучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.
Список использованной литературы:
.Баевский Р.М. Портфолио: за и против // Современная школа № 8, 2009 год.
Основина В.А., Ефремова М.А. Методические рекомендации по использованию «портфолио» и других инновационных форм оценки достижений учащихся общеобразовательных учреждений. – Ульяновск, 2009 год.
Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения. – Ярославль, 2008 год.