ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО И ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
XII муниципальные Рождественские чтения
«Преподобный Сергий Радонежский – игумен земли русской»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО И ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Шельдяева Н.П.,
учитель географии,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»
имени А.М. Мамонова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО И ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Актуальность работы. Сегодня у педагогов большой интерес вызывает культурно-историческое наследие Древней Руси, наследие, являющееся фундаментом отечественной просветительской мысли, колыбелью тех обычаев и традиций, которые в течение многих веков составляли основу народного воспитания. Неотъемлемой частью этого наследия является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя 14 века.
Имя Сергия Радонежского в сознании русских людей неразрывно связано с делом созидания Отечества. Он почитается как духовный наставник и просветитель, как искусный врачеватель и чудотворец, как самоотверженный подвижник и устроитель монастырей, как умиротворитель враждующих и заступник Земли Русской, благословивший ее на борьбу с татаро-монгольскими поработителями.
Цель работы: выявление педагогических идей, составляющих основу духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского, и определение возможности их применения в ходе решения воспитательных задач в современной общеобразовательной школе.
Для нашего времени одна из самых важных тем - тема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В наши дни принято обсуждать низкий уровень, культуры, воспитания нашей молодежи, влияние на ее поведение запада и комплекс проблем, в связи с этим возникающих. При этом взрослые разводят руками и обсуждают это явление так, как будто это не наши дети, как будто их воспитание не является прямой обязанностью старших.
Но есть среди представителей власти, педагогов, люди, которым не безразлично наше будущее. Они готовы заниматься с детьми, отогревать их сердца и души, показывать им всю красоту и величие отечественной культуры.
Многолетнее отчуждение людей в нашей стране от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, и привело к кризису общественного сознания.
Слово «воспитание» предполагает доброкачественную пищу для души. Религиозное понимание слова «воспитание» связано с приобщением к церковной жизни во всей ее полноте, участием в церковных Таинствах.
Сумма знаний, которой обладает человек злой, с испорченной волей, не благо, а величайшее несчастье. Эти знания могут стать оружием массового поражения. История ХХ века опять же тому подтверждение. Таким образом, забота о сердце как главном источнике духовной жизни, от расположений которого зависит строй мыслей, чувств и действий человека, является главной задачей воспитания.
В процессе воспитания очень важны образцы для подражания, на опыт которых могли бы опираться и учителя, и ученики. Одним из духовно-нравственных ориентиров, признаваемых в нашей стране как церковными, так и светскими людьми, является преподобный Сергий Радонежский. 700 лет прошло со дня его рождения. За эти столетия Россия явила миру множество по-настоящему великих людей, а образ преподобного Сергия до сих пор не померк. В сердцах русских людей живет горячее чувство любви и уважения к святому, которого по праву можно назвать народным учителем и воспитателем. Как писал в свое время замечательный русский историк В. О. Ключевский: «У этого чувства уже нет истории, как для того, кто покоится в этой гробнице, давно остановилось движение времени. Это чувство вот уже пять столетий одинаково загорается в душе молящегося у этой гробницы, как солнечный луч в продолжение тысячелетий одинаково светится в капле чистой воды».
Преподобный Сергий, как мы знаем из его жития, в детстве не успевал в учении. Наверное, потому современные школьники и студенты так часто обращаются к нему за молитвенной помощью. Но Господь просветил святого, и он стал одним из самых образованных из своих современников, а самое главное – одним из самых мудрых и опытных в доброделании.
Следствием его христианского аскетического делания становится основание монастыря, который станет всемирно известным русским культурным центром, одним из самых известных символов России. Преподобный Сергий примиряет князей, дает им духовные, мудрые советы, влияя тем самым на историю нашего государства. Он оказывает огромное влияние на нравственное состояние своих современников. «Это влияние вызывало брожение и незаметно изменяло направление умов, перестраивало весь нравственный строй души русского человека XIV века. От вековых бедствий этот человек так оскудел нравственно, что не мог не замечать в своей жизни недостатка этих первых основ христианского общежития, но еще не настолько очерствел от этой скудости, чтобы не чувствовать потребности в них. Пробуждение этой потребности и было началом нравственного, а потом и политического возрождения русского народа», – пишет Ключевский.
Преподобный Сергий Радонежский явил миру образ православного учителя, для которого главное сердечное, а не умственное знание. Учитель всегда нравственный образец для подражания – и в труде, и в слове, и в нравственных поступках. Преподобный Сергий прост и цел, не мыслит себя кем-то великим. Его учительство не в написании теоретических трудов, не в создании научных школ, но в образе поступков, которые станут эталоном, образцом для подражания для тысяч русских людей. В этом секрет популярности житийной литературы, на которой воспитывалось много поколений наших предков. В поступках святых они видели образцы для нравственного поведения.
Сергий Радонежский вошел в историю Русской Церкви, окруженный сонмом своих святых учеников. До одиннадцати учеников преподобного Сергия явились, в большинстве случаев еще при его жизни, основателями монастырей. Все они святые, и все несут заветы преподобного Сергия в разные концы русской земли. Троицкая Лавра в этом первом поколении ее иноков сделалась центром духовного лучеиспускания огромной силы.
Становится понятно, как значимо обещание: «Так же, как и эти стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам», – данное преподобному Господом в видении.
Константин Дмитриевич Ушинский, подчеркивая роль воспитания в жизни ребенка, требует от воспитателя быть «всесторонне образованным христианином», отдавая ему приоритет по сравнению с «просто» учителем, с человеком, который дает знания, не ставя перед собой воспитательных задач.
Используя убедительные примеры, педагог укрепляет душу, помогает ей «выздороветь», а затем шаг за шагом он ведет ее к знанию (ведению), полноте Истины.
Воспитание возможно только на личном примере и только при четком представлении о границах добра и зла, истины и лжи, красоты и уродства.
Учение Преподобного Сергия Радонежского – это его жизнь. «Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его», – уверяет нас знаменитый историк Ключевский. Остается добавить, что в нашей стране, к сожалению, было время, когда затворялись ворота Троице Сергиевой Лавры. Как следствие этого – необходимость нам сегодня обсуждать пути преодоления духовно-нравственного кризиса. И наша с вами задача не допустить подобных трагедий впредь.
Исследование духовного наследия Сергия Радонежского позволило сформулировать следующие положения:
1. Воспитательная концепция Сергия Радонежского:
- непрерывное самосовершенствование личности осуществляется черезсистематический труд, молитву, внутреннее самосозерцание, черезсамоотверженное служение Богу, народу, Отечеству;
- духовно-нравственное возрождение нации, согласно учению Сергия Радонежского, возможно при укреплении внутригосударственного единства, обретении национальной независимости, единении церкви и народа на основе служения идеалам Православия и государственности;
2. Основные идеи духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского:
- преемственность в воспитании и образовании молодого поколения;
- идея целостного и комплексного воспитания;
- гармония между духовным миром человека и окружающей его средой;
- непрерывность воспитания;
- общинное (соборное) воспитание;
- идея гражданского воспитания, служения народу, Отечеству.
Основные направления реализации педагогических идей Сергия
Радонежского в сфере современного воспитания заключаются в следующем:
- провозглашение духовно-нравственного воспитания центральной задачей педагогической работы в школе;
- тесная взаимосвязь между классно-урочной, внеклассной и внешкольной формами педагогической работы;
- комплексное использование идей и принципов духовного наследияСергия Радонежского в учебной и во внеурочной деятельности педагогови учащихся.
Литература
1.Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. М., 1987.
2. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. М., 1987.
3.Свенцицкая Й.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989.
4.Серафим (Роуз), иеромонах. Православное воспитание и окружающий мир.//Опыты православной педагогики. М., 1993.
5.Сергий Радонежский: сборник. /Сост. В.А.Десятников. М., 1991.
6.Троице-Сергиева Лавра. /Сост. И.Просвирнин. М., 1987.
15