Статья «Духовно — нравственное воспитание подрастающего поколения»


Алексеева Надежда Петровна, учитель начальных классов МКОУ Рамонской СОШ №2
пос. ВНИИСС, Рамонский район, Воронежская область.
Статья «Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения»
Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения является одним из главных направлений учебно - воспитательного процесса в школе.
Жителей нашей страны волнует будущее нашей Родины, нравственный потенциал подрастающего поколения. Поэтому система образования школьников должна включать не только обучение, направленное на получение определённых знаний, умений и навыков, но и систему духовно - нравственного просвещения и воспитания учащихся.
Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искажённые духовно - нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, жестокости и алчности в СМИ, тяжёлые социальные условия, разрушение семейного уклада и многое другое нелёгким бременем легли на неокрепшие души. Врачи свидетельствуют, что сегодня возраст приобщения к курению снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 лет у девочек. Сейчас в России насчитывается около 2 миллионов беспризорников . Среди молодёжи набирает обороты наркомания.
Ещё одной проблемой является широкая деятельность в нашей стране чуждых тоталитарных сект, направленная на подрыв духовных ценностей нации. Дети подвергаются влиянию окультистов, последствия которого опасны и губительны. Немаловажным как в отношении воспитания, так и в отношении интеллектуального развития детей, является построение содержания образовательного процесса с учётом многовековой культурной традиции России, определившей мировоззрение русского народа и сознательно замалчиваемой в годы советской власти. ( Православная культура в школе. Сентябрь. Учебно - метод. пособие. – М., 2003 с. 3)
От решения этих проблем зависит состояние и благополучие общества и государства, дальнейшая судьба России, которая вот уже более тысячелетия является носителем и хранителем Православия во всей его чистоте.
Мысль об исключительной важности нравственной консолидации общества и необходимости его морального оздоровления последовательно проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007, 2008, 2009 г.
В связи с этим были внесены изменения в Закон "Об образовании", которые определяют в качестве основных задач содержания образования интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.
«Свет одного научного образования без света Христовой истины, что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный, свет чуждый и заимствованный; он будет скользить только по поверхности души, как скользит свет луны по скале, не проникая в глубь её - никогда ни в состоянии согреть, оживить и возбудить сердце наше к трудам и подвигам, скорбям и лишениям»
Солнце светит и греет. Одного света просвещения не довольно; нужна теплота, то есть польза: при просвещении ума - образование сердца, доброта души.
Что пользы для корабля от мачты, кормщика, матросов, парусов и якоря, если нет ветра? Что пользы в красноречии, остроумии, познаниях, образованности, разуме, если нет в душе Духа Святого?
Бесполезны наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем.
Чем более человек познаёт, тем более усматривает, как мало познанное в сравнении с непознанным и недоступным познанию.
Если имеешь много познаний, то и живи святее ... (Святитель Филарет, митрополит Московский)
Россия - страна с тысячелетней православной культурой. Именно Православие сыграло ключевую роль в возникновении и развитии государства Российского. Понять историю нашей страны, её движущие факторы, логику тех или иных событий зачастую невозможно, не зная основ православной традиции. ( С. 9 "Служение делу христианского просвещения" Патриарх Алексий).
С большим удовольствием участвуют ученики нашей школы в проведении православных праздников. Традиционными стали такие мероприятия, как " День Матери", " Рождество Христово", " Светлая Пасха". Этим праздникам предшествует Рождественская и Пасхальная неделя, где каждый ребёнок вместе с родителями может проявить свою причастность к великому празднику, приняв участие в выставке рисунков и изготовлении поделок. Каждый год в дни Светлой седмицы радует гостей, зрителей и участников выставка, которую мы заочно называем "Лучше только Фаберже".
Завершает Светлую седмицу большой Пасхальный праздник. В его подготовке принимают участие несколько классов. Колокольный звон возвещает о начале праздника. Ученики одного из классов знакомят гостей с праздником, который предшествует Пасхе - Вербном воскресении. Другой класс знакомит с историей встречи Марии Магдалины и императора Тиберия. Малыши, демонстрируя красочные декоративные яйца, рассказывают о том, как православные христиане украшают их (крашенки, писанки, драпанки). Следующий класс демонстрирует обрядовое угощение пасхального стола - кулич. Младшие школьники сообщают о бытовавшем на Пасху обычае - выпускать на волю птиц .
На свои праздники мы приглашаем воспитанников центра социальной реабилитации " Берегиня ". Дружим и сотрудничаем с ребятами и педагогами Русскогвоздёвской школы. И хотя нас разделяют километры, мы всегда поддерживаем друг друга в своих начинаниях. В великие праздники мы вместе .
Большой интерес проявляют школьники и жители посёлка ВНИИСС к театрализованным постановкам. Повествуя зрителю о Рождении и Воскресении Спасителя, о житии святых участники показывают свои таланты и вовлекают новых друзей, единомышленников. Коллектив принимает участие в ежегодном областном фестивале "Светлый ангел". Этот фестиваль устроен так, что в нём нет соперничества и проигравших - в нём все победители. Ведь главная победа - научиться быть вместе, научиться дарить радость другим, а значит научиться любить.
С молебна и причастия начинается учебный год для первоклассников, молебном завершается учебный год для выпускников школы - это, как главное напутствие в жизни. К даннному мероприятию ишкольники и родители относятся более чем серьёзно.
Организуемые педагогами паломнические поездки в храмы Параскевы Пятницы (с. Хвощеватка ), храм Иоанна Предтеча (с. Староживотинное ), в природный архитектурно - археологический музей - заповедник " Дивногорье ", монастырь святителя Тихона Задонского ( г. Задонск Липецкой области ),............... (с. Тюнино Липецкой области), Благовещенский храм (г. Воронеж ) на практике показывают и детям и взрослым красоту Божьего мира и обьясняют необходимость веры в жизни каждого. Дети оказываются под влиянием святости, красоты православного храма, икон, общения с батюшкой. Мы, учителя постоянно перед ребёнком, а когда говорит священник, это слово становится более весомым для ребёнка, и то, что мы скажем потом, будет хорошим дополнением к его словам.
Иногда заезжие гости с опаской задают вопрос о том, как относятся к такому подходу в воспитании подрастающего поколения родители. Ответ однозначен - они только «За» .
Последовательное и беспристрастное изучение русской культуры, искусства, литературных произведений предполагает раскрытие перед учениками того внутреннего духовного мира, которым жили наши великие писатели и поэты, художники, композиторы и учёные. (С . 9)
Приближается юбилейная дата Москвы – 870 - летие. История Москвы неотделима от истории России. Мы тоже по - своему готовимся к этому событию. Изучение рассказов и стихов о Москве, заочное путешествие по старой Москве, конкурс рисунков " Моя столица ", изготовление панорамы Кремля - всё это способствует пополнению знаний по истории Российского государства.
Говоря сегодня о патриотическом воспитании подрастающего поколения, следует иметь в виду, что невозможно привить человеку любовь к Родине, история и культура которой остаются для него непонятными. Мы по праву сможем называться русскими людьми , когда научим наших детей любить Россию. Но невозможно полюбить, не зная, не понимая, не чувствуя...
Изучая творчество местного поэта Виктора Самойлова, была поставлена важная задача - обратить взгляд ребёнка не только на красоту родных мест, а через поэзию помочь прочувствовать гордость за родной край. В полной мере проработав лексику и интонацию , возникла мысль , что чтение данной высокой поэзии должно звучать там, в тех местах, которые описывал автор. Те, кто хоть раз стоял на берегу реки Воронеж, иначе воспримут «самойловский стих». Пришлось вывезти ребят на рамонскую кручу и провести поэтический урок на природе. Немного позднее ребята приняли участие общешкольном поэтическом конкурсе, заняв призовое место. Да разве в этом дело! В глазах, голосе и стати детей - осознанная гордость за всю Россию! А имя Виктора Самойлова узнала вся школа и участники районного и областного педагогического семинаров.
Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, весёлый юмор большинства произведений устного народного творчества русского народа - всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя. " Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, говорил А. М. Горький, - чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего ".
Воронежская область по своему фольклору одна из интереснейших областей России, одна из немногих, сохранивших богатейший песенный материал. Народное творчество во всём своём бытовало в начале прошлого века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся . Большой раздел устного народного творчества назван народной календарной поэзией . Это песни , обряды , верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков . Издавна смена времён года отмечалась народным праздником. Устраивали проводы зимы (масленицу ), встречу весны, праздник урожая.
Приобщая детей к нашему русскому эпосу, мы воспитываем у них любовь к Родине - России, к её бессмертному поэту - русскому народу, любовь к прекрасному, развиваем речь, обогащаем словарный запас школьников.
Важную роль в этом процессе играют уроки литературного чтения. Раздел устного народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра. В календарных песнях человек обращался к природе с просьбами, с надеждами. Разговоры эти были ласковыми, приветливыми: крестьянин называл весну красной веснушкой, лето - тёплым летечком, траву - шелковой травушкой - муравушкой, птиц - пташечками, жавороночками, землю – земелюшкой - матушкой, солнце - солнышком - батюшкой.
Очень важно влияние пословиц на нравственное воспитание и развитие учащихся. Многие из них имеют поучительный, назидательный характер. Крупнейший собиратель фольклора В. И. Даль во второй половине 19 века сформулировал такое определение пословицы: " Пословица - коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение". Как своеобразный моральный кодекс звучат пословицы: век живи, век учись; жить - Родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами .
Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает их память. Знать пословицы и поговорки, учить их, вовремя и, кстати, употреблять их в речи для точного выражения мысли - большое дело.
Школьный праздник осени сделал единомышленниками и участниками всех: детей, родителей и учителей, друзей и знакомых. Готового сценария не было. Сценарий родился в процессе творческой подготовки. Класс разделился на три группы, цель которых - собрать материал об осеннем месяце. Собранный сообща материал включил в себя народные приметы, пословицы и поговорки, частушки, стихи русских поэтов - классиков, народные игры, хороводы. Когда материал " зазвучал", возникла потребность в изготовлении костюмов. Каждый стремился, чтобы его костюм более походил на костюм Воронежской губернии. В каждом классе есть дети занимающиеся в музыкальной школе, и помочь подобрать ребёнку мелодию к частушкам с учётом вступления, переходов - проигрышей, не составило труда. Цель совместно с учителем музыкальной школы была поставлена заранее. Учителю осталось только построить композицию праздника. Праздник готовился общими усилиями. В его создании приняли участие педагоги, родители и дети. Творческий подход, соревнование и поиск форм проведения мероприятий объединяют взрослых и детей.


15