Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Край родной (духовно — нравственное направление)
Рассмотрена на Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ:
заседании школьного педагогического совета Директор школы:
методического Протокол №_____ _________Бацаева С.М.
объединения учителей от_________________ Приказ №_______
___________________ от______________
___________________
Протокол №___ от _____
Руководитель ШМО:
_________Колодезная А.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Край родной»
(духовно – нравственное направление)
1 класс
учителя Луневой Юлии Вячеславовны
2016 – 2017 год
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Край родной» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, в соответствии с учебным планом МБОУ «Павловская СОШ», на основе авторской программы внеурочной деятельности «Наши истоки» О.Д. Рябко, авторской программы клуба юных краеведов «Соловушка» Г.В. Тюниной.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ РОДНОЙ»
Личностными и метапредметными результатами освоения данного курса внеурочной деятельности являются:
- формирование основ гражданской идентичности;
- понимание ценностей многонационального российского общества, становление демократических и гуманистических ценностей;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
- формирование эстетических ценностей;
- развитие навыков сотрудничества;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
-активное и адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование навыков смыслового чтения текстов разных стилей в соответствии с поставленными задачами;
- умение слушать и вести диалог с собеседниками;
- развитие навыков сотрудничества;
- умение добывать информацию из различных источников;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КРАЙ РОДНОЙ»
Программа курса включает следующие разделы:
Наша Родина – Россия (3 часа)
Понятие «Родина». Большая и малая Родина. Многонациональный состав России. Равноправие всех граждан нашей страны. Столица России – Москва. Герб, гимн, флаг России. Герб Москвы. История и достопримечательности Москвы (начальные представления).
Формы организации занятий: лекция, беседа, просмотр фильма, путешествие.
Основные виды деятельности учащихся: Восприятие информации зрительно и на слух. Уметь объяснять понятие «Родина», «малая Родина». Высказывать свое мнение, обсуждать равенство прав и свобод всех граждан нашей страны (начальные представления). Знать столицу нашей Родины, перечислять некоторые ее достопримечательности. Знать как выглядит герб и флаг России, герб Москвы, узнавать на слух гимн России.
Наши предки – славяне (12 часов)
Культура и быт славян. Русский фольклор – песни (колыбельные, плясовые, шуточные, песенки – потешки), сказки («Репка», «Колобок», «Теремок»), скороговорки, загадки, пословицы, поговорки. Традиционные русские промыслы. Русские праздники: зимние (Новый год, Святки, Рождество, Крещение), весенние (Масленница, Пасха), летние (Троица. Иван Купала, Ильин день), осенние (Спасы, Покров). Русские народные игры, роль игр в жизни детей. Горелки, прятки, жмурки, гуси – лебеди, бояре, игры с пасхальными яйцами.
Формы организации занятий: лекция, беседа, просмотр фильма, музыкальный салон, творческая мастерская, спектакль, проект, игра.Основные виды деятельности учащихся: Восприятие информации на слух и на основе зрительных образов. Отвечать на вопросы, участвовать в совместной работе. Знать и уметь называть русские народные сказки, песни, пословицы, народные ремесла (не менее двух). Уметь отличать произведения русского фольклора (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки). Уметь различать различные виды русских ремесел (хохломская роспись, гжель, дымка). Знать и использовать на практике правила русских народных игр.
Наша малая Родина (13 часов)
Курск – столица Курского края. История и основные достопримечательности Курска (начальные представления). Курский народный костюм. Растительный и животный мир Курского края. «Семь чудес Курского края» - Центрально - Черноземный заповедник, Кожлянская игрушка, курский соловей, Коренная пустынь, курская антоновка, Курская магнитная аномалия, черноземы. Город Обоянь – главный город Обоянского района. История Обояни (начальные представления). Село Павловка – малая Родина. Растения и животные нашей местности.
Формы организации занятий: лекция, беседа, просмотр фильма, проект.
Основные виды деятельности учащихся: Восприятие информации зрительно и на слух. Уметь объяснять понятие «Родина», «малая Родина». Знать и называть растения и животных Курской области, нашей местности (не менее пяти). Знать и называть уникальные особенности Курского края («семь чудес»). Строить монологические высказывания. Работать совместно над поставленной задачей, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении.
Наши открытия (5 часов)
Российские традиции. Государственные праздники: День Конституции, День Победы в Великой Отечественной войне, Праздник весны и труда, День Защитника Отечества, Международный женский день. Семейные праздники. Выдающиеся люди – уроженцы Курской области: святой Серафим Саровский; писатель Е. Носов; летчица Е. Зеленко. Выдающиеся люди – уроженцы Обоянского района: герои Советского Союза Бордунов Алексей Николаевич, Конев Иван Никонорович.
Формы организации занятий: лекция, беседа, просмотр фильма, проект.
Основные виды деятельности учащихся: Воспринимать информации. Зрительно ина слух, самостоятельно добывать необходимые сведения, анализировать полученную информацию, делать выводы. Рассказывать об основных государственных праздниках России, отличать их от праздников народных и семейных. Строить монологические высказывания, рассказывать знаменитых земляках. Высказывать и обосновывать свою точку зрения, участвовать в диалоге, участвовать в совместной работе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы Коли-чество часов Тема урока
Дата проведения
По плану Фактически
Наша Родина - Россия
(3 часа) 1 Вводное занятие. Что значит «Родина»? 1 Наша многонациональная страна. Мы – россияне.
1 Москва – сердце нашей Родины.
Наши предки – славяне
(13 часов)
1 Кто такие славяне? Культура и быт славян. 1 Русские народные песни. 2 Русские народные сказки. Инсценировка.
1 Русские народные загадки. Сочинение загадок.
1 Русские скороговорки, пословицы и поговорки.
2 Русские народные промыслы: Хохлома, Гжель, Жостово, дымковская игрушка. Проект.
2
Русские народные игры.
3 Русские народные праздники. Наша малая Родина
(12 часов) 1 Курский край – наша малая Родина. 2 Курск – главный город Курской области. Путешествие по Курску.
2 Растения и животные Курской области.
1 Курский народный костюм. Экскурсия.
2 Семь чудес Курского края.
1 Обоянь – главный город Обоянского района. История Обояни. 1 История нашего села Павловка. 1 Растения и животные нашего села. 1 Красота малой Родины. Проект. Наши открытия
(5 часов) 1 Традиции нашей Родины. Праздники народные и государственные. 1 Традиции моей семьи.
1 Знаменитые куряне.
1 Знаменитые обоянцы.
1 Итоговое занятие. Проект. Оформление коллективного коллажа «Моя Россия» 1 Резерв