Духовно – нравственное воспитание школьников на основе школьных традиций.
Сборник статей.
Актуальные проблемы профессионального образования: теория и практика
Международная научно – практическая конференция
Шадринск, 2010
Духовно – нравственное воспитание школьников на основе школьных традиций.
О.Н.Черемных.
г. Шадринск.
В настоящее время действительно налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от этого страдает в первую очередь молодое поколение, дети. В этих обстоятельствах особенно ясной становится роль школы как гаранта мира и общественной нравственности. Сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, раскрепощённый, с высоким уровнем самосознания, педагогический коллектив обозначил одной из приоритетных, проблему духовно-нравственного воспитания. Время ставит педагогов перед необходимостью скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы с обучающимися в связи с обострением духовно-нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы. Конечной целью воспитания является сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и практическая личность. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс формирования у человека: нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного облика и поведения. В наше время актуальными вопросами являются сохранения нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности. Наряду с семьей основная обязанность по проведению духовно-нравственного воспитания принадлежит школе как важнейшему социальному институту, влияющему на формирование мировоззрения детей. Эффективным решением данной задачи является выстраивание в школах единой системы духовно-нравственного воспитания. Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность, но это невозможно без укрепления школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива и украшающих его жизнь. Важной частью воспитательной работы является традиционные мероприятия: День Учителя, День Матери, Новогодние представления, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, Праздники первого и последнего звонка, Выпускной вечер. Дети с интересом участвуют в подготовке и проведении этих мероприятий. Школа славится своими традициями, среди которых: традиции по патриотическому воспитанию: вахты Памяти, митинги у памятника погибшим воинам; мероприятия и конкурсы, посвящённые Дню защитников Отечества; шефство над ветеранами войны, оказание им посильной адресной помощи; акции милосердия; поисковая и исследовательская работа. Спотривно-оздоровительные традиции: Дни и неделя здоровья; дружеские встречи по волейболу, баскетболу, футболу между школьниками района. Участие в эстафете, посвящённой Дню Великой Победы; соревнования по шашкам и шахматам. Духовно-нравственные традиции - это праздник «Русская Масленица», уроки нравственности, уроки краеведения, встречи с интересными людьми. Традиции экологического воспитания: День птиц; акция «Птичья столовая», экологический месячник. Сложилась система школьных традиционных дел. Это - дежурство по школе, посвящение в первоклассники, в старшеклассники, в пятиклассники, конкурс «Лучший класс года», День Знаний, конкурс осеннего букета, праздник «Последнего звонка», «Здравствуй, лето!»
Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовно-нравственного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Большой вклад в деле духовно-нравственного воспитания вносит школьная библиотека, которая ведет целенаправленную работу по духовно-нравственному воспитанию школьников. В библиотеке проводятся различные мероприятия, где ребята говорят о роли личности в обществе, нормах поведения, доброте и порядочности. В клубе «Возрождение», школьники изучают историю православной культуры, возрождение русских народных праздников, семейных традиций, знакомство с православными праздниками. Изучение традиций русской народной культуры в школе реализуется в интересной и творческой форме. Стали уже традиционными литературно-музыкальные гостиные, беседы о новогодних праздниках, краеведческие занятия на тему «Праздник моей семьи», «Родословная семьи», уроки краеведения, где беседуем о жизни замечательных земляков Мальцев, Шумилов, Носилов, Бронников и др. Духовно нравственное воспитание невозможно без знания истории страны, жизни великих людей. В этом учебном году особенно много внимания было уделено дням воинской славы. Проведены уроки мужества о Суворове, Жукове Г.К., краеведческий час «Город герой Ленинград». Интересно прошли встречи с ветеранами труда.
Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социальной средой (родители, учреждения, жители села, совет ветеранов). Такая организация краеведческой работы содействует формированию гражданственности. Одно из направлений работы по духовно-нравственному воспитанию школьников является проектная деятельность. С учащимися 5-8 классов мы создали проекты «Хлеб земли Погорельской», «Спешите делать добро», «Доброта от сердца к сердцу», «Помним имя твоё». Проект « Хлеб земли Погорельской» дает возможность шире познакомиться с родным селом, людьми которые живут и трудятся на его земле, принять участие в созидательной деятельности. Проект «Доброта от сердца к сердцу» направлен на осуществлении одной из важнейших задач образования – «Без знания прошлого – нет будущего». В работе над этим проектом мы нашли людей-ровесников Шадринского района, всех кому в 2009 году исполнилось 85 лет, оказали им посильную помощь, собрали краеведческий материал, оформили слайд-презентацию. В результате реализации проекта «Спешите делать добро» мы нашли ветеранов и тружеников тыла, которым необходима наша помощь. Оказали посильную помощь, подготовили поздравительные открытки, провели праздничный концерт «Для вас, односельчане!». Собранный краеведческий материал был использован на школьной конференции «Мы гордимся вами!» Данный материал пополнил школьный музей и библиотеку. В результате реализации проекта «Помним имя твоё» мы больше узнали о людях, которые живут рядом. Оказали посильную помощь, провели классный час «Сталинградской битве 65 лет!», а так же собрали краеведческий материал о ветеране ВОВ Ивановой Н.И., который был использован на конференции посвященной жителям села и на общешкольном мероприятии «Встреча поколений». Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы коллектива, которая предполагает систематическое изучение семьи, особенностей условий семейного воспитания ребенка. Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в обучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи. Это помогает педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей. Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлеченность детей пробуждает интерес и у них, и это необходимо использовать, устанавливается неразрывная связь поколений. Большую часть времени мы отводим работе с родителями. Просвещение семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождение традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российско-духовных и культурно-исторических традиций – важнейшее направление деятельности школы. Родители - участники всех событий и мероприятий, проводимых в школе. За годы существования школы сложилась своя система работы с родителями: организация педагогического просвещения - родительский всеобуч, педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе, обмен опытом по воспитанию детей в семье. Тематика бесед разнообразна, но раз в году идет речь о духовно - нравственном воспитании обучающихся. Стали традиционными совместные праздники: День матери, Встреча поколений, День семьи, спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья», вручение благодарностей родителям за понимание школьных проблем и просто в честь праздников. За много лет работы у нас сложились богатые традиции. Ежегодно мы проводим большие праздники не только для учащихся, их родителей, но и для жителей села. Для пожилых жителей, готовим праздники «Золотой возраст», праздник, посвященный 8 марта и др. Здесь и выступление ребят, и чаепитие. Такие праздники собирают много людей гостей школы. Ребята обязательно поздравляют ветеранов села, готовят подарки, открытки. Готовясь и участвуя в больших праздниках, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа, других народов. Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей и это способствует формированию единого школьного коллектива. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну еще лучше. От народной педагогики, первых древних заповедей и наставлений, обязывающих родителей более заботиться о духовном, нежели о телесном, мы поднимемся к святым идеям гражданственности, гуманизма, нравственности и народности воспитания.
Литература:
Каменский А.М.. Стратегические ориентиры в управлении современной школой. М., 2007г.
Лесгафт П.М.. Семейное воспитание ребёнка и его значение. М., 1991г.
Степанов Е.Н.. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. М., 2007г.
15