РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мир загадок» дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа духовно — нравственное направление начальное общее образование (1 год) возраст обучающихся 7 лет 
МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М. Р. Абросимова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мир загадок»
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
духовно - нравственное направление 
начальное общее образование (1 год) 
возраст обучающихся  7  лет
                                                                                   Разработчик:   учитель начальных классов
Брыткова Е.И.
Верхопенье   2015
Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе : Пособие для учителя/ Школа креативного 
мышления ;Светлана Гин.- М.: ВИТА –ПРЕСС, 2012.-96 с.  
ISBN 978575525019  
для обучающихся начальной школы, рассчитана на 1 год. 
Направление – духовно - нравственное
Разработчик программы: Брыткова Елена Ивановна
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета от  «    29   » августа 2015  г.,  протокол № 1
Председатель    _________            Билецкая Т.Д.
                            подпись                      Ф.И.О
1.Пояснительная записка
     Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственная направленность) – «Мир загадок» для 1 класса составлена на основе авторской программы  « Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе:  Пособие для учителя/ Школа креативного мышления ; Светлана Гин. .- М.: ВИТА –ПРЕСС, 2012.-96 с.  
Цель программы :
ознакомление учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок. 
Задачи программы
            Одной из основных задач духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности. В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни пояс презентации творческих достижений, стимулирования ого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы, творческого применения знаний и умений. Программой курса по выбору «Мир загадок» предполагает построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных -знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, уч т индивидуальных особенностей каждого ученика. 
              С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются при мы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). 
Срок реализации программы
Продолжительность реализации программы –один год обучения. В программу внесены изменения.   Программа предназначена для работы с учащимися 1 - го класса и рассчитана на 32 часа.  но в соответствии с  Уставом школы и Учебным планом  школы для учащихся 1 класса предусмотрено 33 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена  на 33 часа , 1 час  в неделю, продолжительность занятия 45 минут. 
Формы обучения:
Обучение предполагает продуктивную творческую деятельность –сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций, поделок и др.,  что служит показателем уровня освоения учебного содержания.
2.Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 1 класса учащиеся    
будут знать: цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба; признаки отличия тв рдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»); 
будут уметь: описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»; понимать относительность размера («для кого?» «по сравнению с чем?»); описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь? »; выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»). 
3. Календарно-тематический план
№
п/п
Календарные сроки
Тема 
Учебного
 занятия
Тип и
 форма занятия
Кол-во часов
Содержание деятельности
Воспитательная
работа
Дидактические материалы техническое обеспечение
предполагаемые
фактические
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
1
 Путешествие в Страну загадок Знакомство со Страной загадок
Изучение нового 
материала
1
Изучение нового 
материала
Беседа, игра, фантазирование
Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка
Презентация «Загадки»
2
Улица «Цвет» 
Формирование новых умений
1
Формирование новых умений
Практическая работа, создание творческих продуктов
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
Загадка
3
Изменение цвета в природе
Изучение нового 
материала
1
Изучение нового 
материала
Игра, проблемный диалог
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
Альбом, карандаши
схемы  приемы разрешения противоречий, иллюстрации хамелеона, осьминога
4
Цвет в рукотворном мире
Обобщение и систематизация
1
Фантазирование, беседа, практическая работа
Рисунок
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
. бархатная бумага, шерстяные нити
5
 Улица «Форма»
Изучение нового материала
1
Беседа, сравнение
Игра
Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка
портрет Стражника из геометрических фигур, 
плоские и объемные фигуры
6
Изменение формы
Беседа, сравнение
1
Проблемный диалог
Поделка 
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
кубики, схемы  приемы разрешения противоречий. 
7
Замок похожестей –непохожестей
Формирование новых умений
1
Создание творческих продуктов
Загадка
изображение замка, 
предметы различной формы.
8
Геометрические головоломки
Практическое применение знаний
1
Практическая работа,
фантазирование
Рисунок
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
конверты с игрой «Головоломка Пифагора».
9
Улица «Размер»
Обобщение и систематизация
1
Беседа, проблемный диалог
Обсуждение
Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка
измерительные приборы
10
Относительность размера
Закрепление знаний и умений
1
Проблемный диалог
Рисунок
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
кубики разного цвета и размера
11
Противоречия в размере
Комбинированное
1
Проблемный диалог, фантазирование
Сказка
cхемы  приемы разрешения противоречий, 
предметы, «изменяющие» размер
12
Улица»Вещество»
Практическое
знаний
1
Практическая работа
Обсуждение
Воспитывать аккуратность, дисциплинирован
ность
предметы из различных веществ; 
оборудование для демонстрации плавания и горения.
13
Агрегатное состояние вещества
Изучение нового материала
1
Игра, беседа, инсценировка
Игра, беседа, инсценировка
14
Вещества в изобретательских ситуациях
Формирование новых умений
1
Решение изобретательских ситуаций, фантазирование
Решение изобретательских ситуаций, фантазирование
Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка
15
Сочинение загадок
Формирование новых умений
1
Создание творческих продуктов
Рисунок
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
16
Улица « Зрение»
Обобщение 
и систематизация 
1
Игра, беседа, решение изобретательских ситуаций
Обсуждение
Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка
17
Улица  «Слух»
Комбинированное
1
Беседа, игра, практическая работа 
Беседа, игра, практическая работа
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
18
Улица «Осязание»
Комбинированное
1
Игра, практическая работа, создание творческих продуктов
Игра, практическая работа, создание творческих продуктов
19
Улица «Обоняние»
Улица «Вкус»
Комбинированное
1
Проблемный диалог, фантазирование
Проблемный диалог, фантазирование
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
20
Решение изобретательских задач «на обнаружение»
Практическое применение знаний
1
Игра, анализ, решение изобретательских задач
Игра, анализ, решение изобретательских задач
Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка
·