РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мир загадок» дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа духовно — нравственное направление начальное общее образование (1 год) возраст обучающихся 7 лет
МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М. Р. Абросимова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мир загадок»
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
духовно - нравственное направление
начальное общее образование (1 год)
возраст обучающихся 7 лет
Разработчик: учитель начальных классов
Брыткова Е.И.
Верхопенье 2015
Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе : Пособие для учителя/ Школа креативного
мышления ;Светлана Гин.- М.: ВИТА –ПРЕСС, 2012.-96 с.
ISBN 978575525019
для обучающихся начальной школы, рассчитана на 1 год.
Направление – духовно - нравственное
Разработчик программы: Брыткова Елена Ивановна
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета от « 29 » августа 2015 г., протокол № 1
Председатель _________ Билецкая Т.Д.
подпись Ф.И.О
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственная направленность) – «Мир загадок» для 1 класса составлена на основе авторской программы « Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: Пособие для учителя/ Школа креативного мышления ; Светлана Гин. .- М.: ВИТА –ПРЕСС, 2012.-96 с.
Цель программы :
ознакомление учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.
Задачи программы
Одной из основных задач духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности. В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни пояс презентации творческих достижений, стимулирования ого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы, творческого применения знаний и умений. Программой курса по выбору «Мир загадок» предполагает построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных -знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, уч т индивидуальных особенностей каждого ученика.
С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются при мы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Срок реализации программы
Продолжительность реализации программы –один год обучения. В программу внесены изменения. Программа предназначена для работы с учащимися 1 - го класса и рассчитана на 32 часа. но в соответствии с Уставом школы и Учебным планом школы для учащихся 1 класса предусмотрено 33 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена на 33 часа , 1 час в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Формы обучения:
Обучение предполагает продуктивную творческую деятельность –сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций, поделок и др., что служит показателем уровня освоения учебного содержания.
2.Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 1 класса учащиеся
будут знать: цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба; признаки отличия тв рдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);
будут уметь: описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»; понимать относительность размера («для кого?» «по сравнению с чем?»); описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь? »; выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»).
3. Календарно-тематический план
№
п/п
Календарные сроки
Тема
Учебного
занятия
Тип и
форма занятия
Кол-во часов
Содержание деятельности
Воспитательная
работа
Дидактические материалы техническое обеспечение
предполагаемые
фактические
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
1
Путешествие в Страну загадок Знакомство со Страной загадок
Изучение нового
материала
1
Изучение нового
материала
Беседа, игра, фантазирование
Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка
Презентация «Загадки»
2
Улица «Цвет»
Формирование новых умений
1
Формирование новых умений
Практическая работа, создание творческих продуктов
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
Загадка
3
Изменение цвета в природе
Изучение нового
материала
1
Изучение нового
материала
Игра, проблемный диалог
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
Альбом, карандаши
схемы приемы разрешения противоречий, иллюстрации хамелеона, осьминога
4
Цвет в рукотворном мире
Обобщение и систематизация
1
Фантазирование, беседа, практическая работа
Рисунок
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
. бархатная бумага, шерстяные нити
5
Улица «Форма»
Изучение нового материала
1
Беседа, сравнение
Игра
Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка
портрет Стражника из геометрических фигур,
плоские и объемные фигуры
6
Изменение формы
Беседа, сравнение
1
Проблемный диалог
Поделка
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
кубики, схемы приемы разрешения противоречий.
7
Замок похожестей –непохожестей
Формирование новых умений
1
Создание творческих продуктов
Загадка
изображение замка,
предметы различной формы.
8
Геометрические головоломки
Практическое применение знаний
1
Практическая работа,
фантазирование
Рисунок
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
конверты с игрой «Головоломка Пифагора».
9
Улица «Размер»
Обобщение и систематизация
1
Беседа, проблемный диалог
Обсуждение
Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка
измерительные приборы
10
Относительность размера
Закрепление знаний и умений
1
Проблемный диалог
Рисунок
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
кубики разного цвета и размера
11
Противоречия в размере
Комбинированное
1
Проблемный диалог, фантазирование
Сказка
cхемы приемы разрешения противоречий,
предметы, «изменяющие» размер
12
Улица»Вещество»
Практическое
знаний
1
Практическая работа
Обсуждение
Воспитывать аккуратность, дисциплинирован
ность
предметы из различных веществ;
оборудование для демонстрации плавания и горения.
13
Агрегатное состояние вещества
Изучение нового материала
1
Игра, беседа, инсценировка
Игра, беседа, инсценировка
14
Вещества в изобретательских ситуациях
Формирование новых умений
1
Решение изобретательских ситуаций, фантазирование
Решение изобретательских ситуаций, фантазирование
Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка
15
Сочинение загадок
Формирование новых умений
1
Создание творческих продуктов
Рисунок
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
16
Улица « Зрение»
Обобщение
и систематизация
1
Игра, беседа, решение изобретательских ситуаций
Обсуждение
Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка
17
Улица «Слух»
Комбинированное
1
Беседа, игра, практическая работа
Беседа, игра, практическая работа
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
18
Улица «Осязание»
Комбинированное
1
Игра, практическая работа, создание творческих продуктов
Игра, практическая работа, создание творческих продуктов
19
Улица «Обоняние»
Улица «Вкус»
Комбинированное
1
Проблемный диалог, фантазирование
Проблемный диалог, фантазирование
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
20
Решение изобретательских задач «на обнаружение»
Практическое применение знаний
1
Игра, анализ, решение изобретательских задач
Игра, анализ, решение изобретательских задач
Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка
·