ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Снежкова Т.В.,
преподаватель музыки
ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж»
На современном этапе развития системы образования, деятельность творческих объединений детей в реализации патриотического воспитания, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.
Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства. Сколько бы мы не говорили о планах по возрождению России, оперируя только экономическими показателями и цифрами о росте ВВП, об инновациях, инвестициях и нанатехнологиях, все может остаться нереализованными планами, если не будет духовно-нравственного возрождения России, ее народа и каждого из нас.
Современные подходы в воспитании подрастающего поколения основаны на воспитании гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества. Иными словами, задача педагогов заключается в том, чтобы создать наиболее результативную систему патриотического воспитания со школьниками, определить направления и методы, которые помогут сформировать у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности к государству и обществу, сформировать гражданскую позицию и патриотизм.
Воспитательная работа в музыкально - творческих объединениях детей направленно на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениями россиян социально значимых ориентиров
В современных условиях, усиливается конфликт между характером усвоения учащимися знаний и ценностей в образовательных учреждениях: системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и вне их: клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой, который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма. Значительно снизилась ценность других людей, и степень участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование самого себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности, трудолюбия. Идеологической основой патриотического воспитания являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
Музыкальное искусство является одним из важнейших компонентов гражданско – патриотического воспитания личности, оно обладает великой силой эмоционального воздействия на духовный мир детей, формирует у них гражданско-патриотические качества. Основная цель детских объединений - создание условий для воспитания любви к Родине и формирования достойного гражданина, приобщения к разнообразному социальному опыту современной жизни, жизни старшего поколения, к системе исторических и культурных ценностей. Эта цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя все занятия и разнообразные виды деятельности: праздники, беседы, коллективные творческие дела, музыкальные конкурсы и фестивали, социальные акции, экскурсии в учреждения культуры, исследовательские работы и т.д.
Патриотическое воспитание в музыкально - творческих объединениях осуществляется через:
постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, и духовной музыки, произведений композиторов-классиков;
введение учащихся в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры;
знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием.
Патриотическое воспитание средствами музыки несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.
Воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения, формированию национального самосознания, активной гражданской позиции, приобщению детей к национальной культуре и героическому прошлому .Одна из главных задач объединений – сохранение традиций, духовного и творческого опыта наших предков, наведение мостов между старшим и младшим поколениями. За многие годы активной поисково-исследовательской работы участники клуба собрали огромное количество материала о родном крае и его людях. Фольклор – это многовековой пласт культуры, с которым неразрывно связана история нашего народа. В его основе заложен большой воспитательный потенциал, способный содействовать гармоничному развитию личности, формированию системы ценностей и ориентиров. Участники клуба «Спадчына» это понимают. Они пешком обошли Телеши и окрестные деревни, собрали богатый материал о культурных традициях земляков, записали календарно-обрядовые и семейно-обрядовые песни. Дети поняли, что фольклор – это настоящий художественный шедевр, и будет очень жаль, если он погибнет. Работа в этом направлении ведётся постоянно.
Сегодня нет нужды доказывать, что успехи социально-экономической сферы бытия зависят не только от материально-финансового состояния семьи и государства в целом, но и от выверенной идеологии государственной политики, основанной на ценностях патриотизма, любви к большой и малой Родине, к людям, которые на этой земле живут.
2. Патриотизм и гражданственность как интегративные качества личности: особенности гражданско-патриотического воспитания в современных условиях.
3. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях интеграции дополнительного и общего образования
Патриотизм —это неравнодушное отношение, осознание собственной полезности для общества, которое воспитывается только в действии.
Каждый человек отличается большой любовью к своей Родине — государству трудящихся и выражают эту любовь в конкретных делах, направленных на укрепление ее славы и могущества.
Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество. Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства.
В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Исходя из этого, важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности воспитанника. Исходя из этого, в работе с детьми добиваюсь, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. Систематично в своей работе использую взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства.
Цель гражданско-патриотического воспитания — развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности и дисциплинированности, социализации молодежи.
Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Сколько бы мы не говорили о планах по возрождению России, оперируя только экономическими показателями и цифрами о росте ВВП, об инновациях, инвестициях и нанатехнологиях, все может остаться нереализованными планами, если не будет духовно-нравственного возрождения России, ее народа и каждого из нас.
Одной из важнейших черт духовно-нравственного облика российского гражданина есть патриотизм. Чего только можно было не услышать из уст политиков, политологов и средств массовой информации в недалеком прошлом. Патриотизм вдруг оказался вовсе не патриотизмом, а национализмом; говорить о патриотизме стало «не модно», поскольку это не нравилось Западу и расценивалось как великодержавный шовинизм, слово «русский» употреблять нецелесообразно, потому что в России живут не только русские и т. д.
Будущее России — глазами молодых»
истинный патриотизм проявляется в его духовности. Патриотизм, как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности наиболее полно проявляется в личности, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное, вплоть до самопожертвования служение Отечеству
в основе патриотизма, писал русский философ Ильин, лежит акт духовного самоопределения, патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которое живым опытом испытало объективность и безусловное достоинство этого священного, и узнало его в святынях своего народа»