Урок по химии в 8 классе «Чистые вещества и смеси»
Тема: «Чистые вещества и смеси»
Ход урока
Организационный момент.
Цель:
Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам вот с таким настроением . Давайте улыбнемся друг другу и начнем свое сотрудничество, наш урок.
Нет на карте белых пятен,
Вся Земля давно открыта,
Очень трудно жить на свете,
В наше время без открытий.
Поэтому сегодня я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие и
попробуем разгадать тайны белых пятен, сделать для себя открытия на сегодняшнем уроке. Для этого у вас на партах есть маршрутные листы, по которым мы будем двигаться.
Собираем в дорогу всё необходимое в рюкзак, а по ходу путешествия вы будете постепенно пополнять свой бгаж.
2.Актуализация опорных понятий.
Цель: проверить знания основных понятий о веществах
Беседа:
-что такое химия?
Что такое вещества?
Какие бывают вещества?
Учитель: - Друзья мои, прежде чем мы начнем путешествие Предлагаю вам воспользоваться услугами химической железной дороги. В вашем распоряжении 2 вида поездов:
1. «Скорый поезд» - «красная карточка»;
2. «Пассажирский поезд» - «зеленая карточка».
- Ребята, какой из них быстрее?
Учащиеся: - Скорый поезд.
Учитель: - В зависимости от уверенности в своих знаниях по изученным ранее темам, вы должны сейчас выбрать удобный для себя поезд.
- Посмотрите внимательно задания, написанные в схемах конспектах нашего урока и сделайте свой выбор.
- На столах у вас лежат условные знаки поездов, прошу вас поднять выбранный вами вид поезда.
Работа по разноуровневым карточкам .На столах лежат карточки- дети их выбирают сами- сигнализируют о выборе.
Задания на «3»
Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: H2, Na2S, Al,
CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH)2, O3, FeBr3
Простые вещества Сложные вещества
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
Задания на «4,5»
Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: P2O5, I2, HNO3,
Ca(OH)2, Na2O, K2SO4, Fe, H3PO4, N2, Na2SiO3, LiOH, Cu
Простые вещества Сложные вещества
металлы неметаллы оксиды основания кислоты соли
1.
2. 1.
2. 1.
2. 1.
2. 1.
2. 1.
2.
Дети поднимают сигнальные карточки- о выполнении работы
САМОПроверка по слайду!
Молодцы1 С заданием справились! Если самопрверка2вариант
У доски в это время работать по расстановке Сложных веществ
Ребята, сегодня мы работаем под девизом: « От простого к сложному»
Первая остановка «Озеро уравнений»
Зачерпнём немного воды из озера. А у меня собой есть вода дистиллированная.
Отличается ли вода в этих сосудах? (отличается)
Чем? (свойством)
Почему дистиллированная вода, взятая в любой стране обладает одними и теми же физическими свойствами, а вода, взятая из разных водоёмов, различается по свойствам? (Дистилированная вода- чистая и имеет одинаковые свойства, а морская имеет разные соли, разные свойства и температуру кипения)
Рассматриваем слайд Чистое вещество.
Учитель демонстрирует слайд,
Что вы можете сказать, глядя на этот график.
А почему?
Об этом будем вести речь сегодня!
Вы здорово правильно поставили сегодня проблему и сами нашли её решение. И поэтому ваш багаж пополнится.
Итак, нам необходимо разобраться: (читай со слайда)
4 Этап изучения новых знаний.
Итак, Тема нашего урока «Чистые вещества и смеси»
Цель Изучить понятия чистые вещества и смеси
Давайте вместе определим цели нашего урока
.
Смеси. Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, а часто ли встречаются ли в природе чистые вещества?
Чтобы убедиться в этом - продолжаем путешествие.
Перед нами гора.
- Чтобы гору перейти и к вершине знаний нам дойти
Нужно многое постичь, надо много сил вложить:
Игра «Третий лишний»
Водород водород калий
Кислород кислород цинк
Вода воздух железная руда
Найдите третье лишнее слово и объясните, почему вы так решили.
Вы достаточно быстро поднялись в гору. А какой свежий чистый воздух.
А на самом ли деле он такой чистый как вещество? (Это смесь газов)
Какое значение имеют смеси для красоты природы.На слайд Вывод: Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.
А теперь, чтобы узнать какие бывают смеси, нам нужно спуститься и сделать остановку в деревне.
(слайд деревня, корова)
Здесь нас угостили вкусным молоком. Вы попробуете его чуть позже, а пока посмотрите. Это стакан с чистой водой, а это мел. Что произойдёт, если я эти компоненты смешаю? ( вода станет мутной, белой).
-В чём сходство, а в чём различие этих жидкостей?
Демонстрация:
1стакан- Вода и мел;
2- стакан- Молоко;
Откройте стр учебника. Прочитайте.
Стр.120-Работа с учебником (всего 2 предложения)
Работа со слайдами –определить тип смеси
Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества существуют способы разделения смесей
Физминутка когда??? Физическая минутка для глаз.
Слайд с периодической таблицей. Зарядка для глаз.
Встаньте и возьмитесь за руки. Мы все разные, а соединившись, мы образовали смесь. (под музыку качаются) атомыи молекулы веществ находятся в непрерывном движении. Нужно разделить смесь на вещества, чем мы и займёмся на следующей остановке.
5. Остановка-Химическая лаборатория (Слайд)
Итак мы в научно-исследователькаом центре. работать будем под девизом: «Знания не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок» Леонардо да Винчи.
Исследование
Цель: Определить способы разделения смесей веществ.
По рядам. В виде деловой игры: Учитель: Ребята! У нас 43химические лаборатории. В каждой лаборатории выберете по одному главному лаборанту и инженеру по технике безопасности. У каждой лаборатории есть лабораторный журнал, в котором вы будете записывать свои наблюдения и делать соответствующие выводы.
Каждой группе выдаются технологические карты (лабораторные журналы).
Вам предложены смеси. Учащимся первого ряда -железо с серой,
второго ряда- речной песок с водой,
третьего ряда -сульфат меди с водой.
Отчет о проделанном исследовании
Первый ряд: Нам была предложена неоднородная смесь железа с серы. Эту смесь можно разделить отстаиванием, т.к. сера и железо- твердые вещества не растворимые в воде. Если высыпать эту смесь в воду то сера всплывет, а железо утонет. Также эту смесь можно разделить с помощью магнита. Железо намагничивается, а сера -нет.
Второй ряд: Нам была предложена смесь песка с водой. Это неоднородная смесь. Мы разделим ее фильтрованием. молекулы жидкости проходят через поры фильтра, крупные частицы примесей задерживаются.
Третий ряд: Нам предложен раствор соли в воде. Это однородная смесь. Мы разделим ее выпариванием. Вода испаряется, а соль остается
(Слайд)способы разделения смесей:
1. фильтрование;
2. выпаривание;
3. намагничивание.
8.Рефлексия 1вариант Путевые заметки.
Рефлексия.
Обобщение
Мы живем среди химических веществ. Воздух, вода, минеральная вода, чай и кофе, молоко и фрукты. Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек – его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей.
Возвращение домой.
- Ну, что ж наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться домой. Но посмотрите что я обнаружила в нашем рюкзаке. Это соль, во время похожа она загрязнилась, запылилась. Подумайте дома, как её очистить? А в помощь вам придут стр учебника ….. а для творчески работающих учеников предлагаю дополнительное задание: (про золушку)
Деятельность ученика
Вставьте смайлик настроения:
Хорошо, безразлично, скучно.
Сдайте листы самоанализа и самооценки. Тест
1. Укажите неоднородные смесиА) сахарный песок + водаБ) сера + железные опилкиВ) поваренная соль + вода
2. Укажите однородные смесиА) уксусБ) речной песок + водаВ) нефть + вода
3. В каком случае речь идет о воде, как о чистом веществе?А) морская вода соленая на вкусБ) дистиллированная вода получается при охлаждении водяного параВ) минеральная вода применяется для лечения некоторых заболеваний
4. Отметьте смесь, основным компонентом в которой является газА) кислородБ) углекислый газВ) азотГ) воздух
Творческие задания группам.
Вы пошли в поход. Совершенно случайно, вся ваша соль намочилась и к тому же в неё попали кусочки грязи. Другой соли нет. Как вы поступите?
Помогите героине русской народной сказки “Василиса Прекрасная”. В этой сказке Баба-Яга приказала Василисе отделить манку от гречки и мак от земли. Героине сказки помогли птицы. Мы же теперь можем разделить крупы, мак и землю различными научными методами. Опишите, как можно все это разделить?
При измельчении руды на горно-обогатительных фабриках в нее попадают обломки железных инструментов. Как их можно