ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ на ступени начального общего образования
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ
на ступени начального общего образования
«Здравствуй, мир»
Содержание программы:
Актуальность программы
Основание для разработки программы
Общие положения
Цель и общие задачи воспитания и социализации обучающихся НОО
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся НОО
Участники программы
Срок реализации программы
Содержание программы
Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся НОО
Актуальность программы.
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором определяются основные принципы нормальной гуманной жизни. Поэтому при составлении программы воспитания и социализации младших школьников приоритетным направлением мы определили духовно-нравственное воспитание. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, воспитывали такие социально-значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
Развитие детского общественного движения;
Совместная работа семьи и школы.
2. Основание для разработки программы.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее Концепция), Программа духовно-нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова).
В отличие от Концепции Программа – это документ максимально практический. Его предназначение – помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т.е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира. Изложение целей, задач, содержания этого направления педагогической деятельности представлено на понятном широкому кругу читателей языке, чтобы с данной Программой мог ознакомиться заинтересованный родитель.
3. Общие положения.
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. При составлении программы мы исходили из следующих положений:
Возраст участников 7-10 лет. Данный возрастной этап характеризуется осознанием себя, началом вхождения в общество, поэтому в содержание программы включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя, а также осмысления себя в «культурном ландшафте».
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность». Данная характеристика отражается в понятии «коммуникативная компетентность» (высоко развитые умения и навыки общения). Следовательно, в содержании программы весомое место занимают проблемы коммуникации.
Дети младшего школьного возраста увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению, хотя часто им не хватает социального опыта. Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.
Ребенок, особенно маленький, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы привлекаются школьный психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, члены Совета актива школьников и просто интересные люди.
Есть необходимость формирования нравственных ценностей средствами семейного воспитания, следовательно, программа предусматривает проведение педагогического просвещения родителей учащихся. Иногда у детей возникают сложные взаимоотношения в семье. Для преодоления этой проблемы необходимо участие всей семьи в организации и проведении многих предлагаемых программой форм воспитательной работы.
Эффективным средством нравственного воспитания мы считаем коллективную творческую деятельность. Ее творческая направленность выступает тем каналом, по которому младший школьник может перенаправить свою энергию из деструктивной в конструктивную. Коллективное сотворчество ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать их, чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать своё понимание.
Процесс формирования личности подрастающего человека зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой «обитает» ребенок и в которой происходит воспитание тех или иных компетенций. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от четкого следования программе, но и от наличия атмосферы в образовательной среде. Поэтому данная программа предполагает активное участие в ее реализации семей младших школьников, педагогов и других сотрудников образовательного учреждения.
4. Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы. Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В области формирования личностной культуры:
· формирование способности к духовному развитию;
· укрепление нравственности;
· формирование основ морали ;
· формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
· принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
· формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
· осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;
· формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
· формирование основ российской гражданской идентичности;
· пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
· формирование патриотизма и гражданской солидарности;
· развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
· укрепление доверия к другим людям;
· развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
· становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
· формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
· формирование отношения к семье как к основе российского общества;
· формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
· знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
5. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются:
· патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
· социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
· гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
· семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
· труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
· наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
· традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
· искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
· человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество)
6. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися. Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие, честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этики.
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ И ЖИЗНИ.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ, ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ, ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕАЛАХ И ЦЕННОСТЯХ (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Всё многообразие дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности.
1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.
2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д. Далее в Программе этот вид деятельности обозначается после уроков.
3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего района и т.п.).
7. Участники программы
Субъектами воспитательной программы являются:
Работники школы: весь личный состав, включая учителей, педагогов дополнительного образования, учебно-вспомогательный и технический персонал;
Родители учащихся школы: школьные и классные родительские коллективы, творческие группы, общешкольный и классный родительские комитеты;
Учащиеся школы: классные коллективы, детские организации, творческие объединения, клубы по интересам;
Все субъекты воспитательной программы участвуют в разнообразной деятельности, в ходе которой возникают воспитывающие отношения.
8. Срок реализации программы: Программа рассчитана на 4 года.
9. Содержание программы
1. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ
1 уровень (1 класс)
2 уровень (2,3 класс)
3 уровень (4 класс)
Урочная деятельность
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (Слова).
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).
Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.
Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).
Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).
Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела.
Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии (Дела).
Проблемный диалог (образовательная технология) – это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать.
Групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища.
Уроки окружающего мира:
- Моя семья – моя крепость. Урок размышление о том, какими качествами должна обладать семья.
- Друг и друзья. Умение общаться.
Уроки литературного чтения.
- Чтение и разбор рассказов и стихотворений на темы о семье и дружбе. В течение года.
Уроки окружающего мира.
Моя родословная. Род, родня, родные. Родословное древо.
В течение года
Уроки окружающего мира. Семейные праздники и традиции.
Основные качества личности.
Права человека в обществе. Права ребенка. Защита прав ребенка.
В течение года
Классная деятельность
Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– беседы и классные часы по примерным темам (по работам: «Что меня радует?», «Когда я злюсь?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь – не лениться не обманывать не хвастаться не завидовать» и т.д.)* (Слова);
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;
– экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др. (Слова);
– коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа» и т.п. (Слова и Дела);
– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями (Слова);
– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора (Дела);
– туристические походы и другие формы совместно деятельности (в т.ч. вышеперечисленные), требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм (Дела).
- акции помощи ветеранам , детям в детских домах
- проведение экскурсий с отработкой правил поведения в общественных местах и правил этикета
В течение года, кл.рук.
Классный час «Мои папа и мама – самые дорогие люди». Рассказы о родителях, конкурсы рисунков. Октябрь, кл. рук.
Классный час «Радуга добрых дел». Ноябрь, кл. рук.
Классный час «Всегда ли мы говорим правду». Декабрь, кл. рук.
Спортивные мероприятия, чаепития. Октябрь, январь, май кл. рук.
Беседа – рассуждение «Представление о семейных православных традициях». Январь, кл. рук.
Устный журнал
«любимые праздники моей семьи».
Конкурс рисунков, сочинений, фотовыставка. Октябрь, кл. рук.
Классный час
«Добрым быть совсем непросто». Ноябрь, кл. рук.
Классный час
«Христианская заповедь: чти
отца своего и
матерь твою,
да благо тебе
будет». ». Декабрь, кл. рук.
Классный час «Покормите птиц зимой». Январь, кл. рук.
Классный Час
«Святые образы
семейного благочестия. Петр и Феврония муромские. Октябрь, кл. рук.
Кл. час «Образец
Семейной святости
Царские мученики
Николай Александра
, Ольга Алексей
Мария Татьяна
Анастасии Ноябрь, кл. рук.
Кл. час «Какой
Должна быть
любовь к родителям». Январь, кл. рук.
Общешкольная деятельность
Посильное участие в оказании помощи другим людям:
– подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями; в течение года, кл.рук.
– строго добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающимся; Октябрь, кл. рук.
– решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов.
КТД «Страна Вежливости» Декабрь, кл. рук., учитель этики
Выпускные вечера для учащихся начального звена. Май, кл. рук.
Посещение родителями общешкольных
мероприятий,
участие в них, в спортивных
праздниках.
Посещение
Общешкольных
Родительских собраний.
В течение года, кл.рук.
Посещение родителями общих родительских собраний, выступления. Участие в школьных мероприятиях, спортивных
праздниках.
Помощь в ремонте класса, школы.
В течение года, кл.рук.
Посещение родителями общешкольных собраний, участие в обсуждении школьных проблем, оказание помощи в ремонтных работах. Участие в субботниках по уборке территории около школы и на территории села. Совместные праздники к Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, 8 Марта. В течение года, кл.рук.
Внешкольная деятельность
Знакомство с семьями учащихся. Сентябрь, кл. рук.
Посещение семей. В течение года, кл.рук.
Экскурсии на предприятия, где работают родители детей: магазин, почта, техникум, пожарная часть. В течение года, кл.рук.
Конкурсы рисунков, фотовыставки. В течение года, кл.рук.
Встречи с настоятелем храмов села Великое отцом Иоанном. Беседы о добре и зле, дружбе, любви, библейских заповедях, почитании и уважении старших. В течение года, кл.рук., студия «Основы православной культуры»
Встречи с интересными людьми. Рассказы ветеранов войны и труда о своей жизни, труде, взаимопомощи, выручке. В течение года, кл.рук.
в рамках акции «Мы с вами, ветераны!»
Встречи с родителями различных профессий. Устный журнал «Все работы хороши». В течение года, кл.рук.
Посещение музея. Знакомство с жизнью и творчеством местного художника и учителя школы Яшина А.В. Апрель, кл.рук.
Встречи с настоятелем храмов села Великое отцом Иоанном. Посещение храмов. Беседы о православных традициях русского народа.
Сотрудничество с детской библиотекой. В течение года, кл.рук.
Устные журналы «Книга памяти», «Красная книга России», «О братьях наших меньших». В течение года, кл.рук.
Устные журналы совместно с детской библиотекой «Доброе слово, что ясный день»,
«Добрые слова не лень говорить нам каждый день»,
«Не нужен и клад, коли в семье лад». В течение года, кл.рук.
Совместные семейные праздники с клубом «Ветеран», с клубом и библиотекой: День пожилого человека, Новый год, Масленица, дни семьи, День матери. В течение года, кл.рук.
Встречи с ветеранами войны и труда. Октябрь, февраль, май, кл.рук.
Оказание посильной помощи, изготовление сувениров к праздникам. В течение года, кл.рук.
Деятельность родительского коллектива
Изучение воспитательного потенциала семьи, создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сферы детей и родителей. Сентябрь, кл.рук.
Психолого-педагогический всеобуч родителей. Консультативная помощь психолого-педагогической службы школы. В течение года, кл.рук., психолог
Индивидуальная работа с родителями. Тренинги родительского взаимодействия. В течение года, кл.рук.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, организация совместного досуга родителей и учащихся. В течение года, кл.рук.
Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания. Декабрь, май. Кл.рук.
Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы. Май, июнь, кл.рук., администрация школы
Посещение родителями классных родительских собраний, совместные огоньки, экскурсии, походы. В течение года, кл.рук.
Осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их. Апрель, кл.рук., род.комитет
Семейный праздник «Наши папы были солдаты». Февраль, кл.рук., род.комитет
Совместные праздники, огоньки, родительские собрания, походы. Спортивные мероприятия. В течение года, кл.рук., род.юкомитет.
Праздник «Вот какие бабушки и дедушки у нас». Октябрь, кл.рук.
2. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА.
1 уровень (1 класс)
2 уровень (2,3 класс)
3 уровень (4 класс)
Урочная деятельность
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (Слова).
Окружающий мир, 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.
Риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.
В течение года.
Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях (Дела):
– посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.;
– групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;
– специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и поддержки товарища. Например, в математике – методика решения текстовых задач, ориентированная на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов». В течение года.
Достопримечательности родного края: храмы села, липовый парк, исторические здания: экскурсии по окружающему миру. Осень, педагог
Знакомство с государственными символами России: гимн, герб, флаг
( на уроках окружающего мира). Осень, педагог
1. Устный журнал «Россия – общий дом многих народов России». Осень, педагог
2.Достояние российской культуры – музеи, театры, библиотеки. Посещение музея, библиотеки. В течение года. Кл.рук.
3. Заочные экскурсии в «жемчужины» русской культуры – Третьяковская галерея, Эрмитаж.
Использовать видеофильмы, книги, презентации. В течение года. Кл.рук.
Великая русская культура – достояние всех россиян: язык, письменность, религиозные верования, обычаи
Использовать книги, картины, презентации.
Кирилл и Мефодий – учителя словенские.
Посещение музея при прохождении отдельных тем окружающего мира «Человек и прошлое человечества». В течение года.
Классная деятельность
Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий): В течение года. Кл.рук.
– беседы и классные часы по примерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д. (Слова); В течение года. Кл.рук.
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; В течение года. Кл.рук.
– экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д. (Слова); 2 половина года, кл.рук.
– коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и т.п. (Слова и Дела); 2 половина года, кл.рук.
– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; 2 половина года, кл.рук.
– ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России (Слова); В течение года. Кл.рук.
– осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности; В течение года. Кл.рук.
– ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов (Дела);
– завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.
Циклы тематических классных часов на изучение правовых норм государства, законов и формирования ответственного отношения к ним. В течение года. Кл.рук.
Классные праздники, посвященные Дню пожилого человека, Дню матери, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню «А лучше всех на свете бабушка моя», «Папа, мама, я – отличная семья», «Дорогие наши мамы». КТД «День матери»: классные выставки «Увлечения нашей семьи», конкурс фотография «Моя семья». В течение года. Кл.рук.
Организация классного самоуправления: распределение и выполнение обязанностей членов классного коллектива; знакомство на классных часах с правами и обязанностями ученика Великосельской школы, составление кодекса чести ученика начального звена; создание ситуации успеха, соревновательности, ведение «Экрана активности класса» и Портфолио ученика. В течение года. Кл.рук.
Классные часы-посиделки, посвященные Дню пожилого человека. Октябрь, кл.рук.
КТД «Салют, Победа!» конкурс стихотворений о ВОВ; конкурс рисунков «Салют, Победа!» Апрель, май, кл.рук., зам.дир по ВР
КТД «Встреча с юностью» (вечер встречи выпускников, День рождение школы): встреча с родителями – выпускниками школы; изготовление классных газет Январь,февраль, кл.рук., зам.дир по ВР
Заочные экскурсии по городам Золотого кольца «Моя Родина»
КТД «Салют, Победа!». Акция «Письмо солдату»; конкурс стихотворений о ВОВ; выпуск боевых листков-поздравлений для ветеранов; конкурс рисунков «Салют, Победа!» Апрель, май, кл.рук., зам.дир по ВР
КТД «Встреча с юностью» (вечер встречи выпускников, День рождение школы): встреча с родителями – выпускниками школы. Январь,февраль, кл.рук., зам.дир по ВР
Выездные экскурсии в Ростов, Переславль, Суздаль, Владимир, Кострому, Ярославль, Мышкин, Ростов Великий, Карабиху, Большое село, Гаврилов Ям. В течение года. Кл.рук.
КТД «Салют, Победа!» . Акция «Письмо солдату»; конкурс стихотворений о ВОВ; выпуск боевых листков-поздравлений для ветеранов; конкурс рисунков «Салют, Победа!» Апрель, май, кл.рук., зам.дир по ВР
КТД «Встреча с юностью» (вечер встречи выпускников, День рождение школы): встреча с родителями – выпускниками школы; изготовление классных газет «Династии»; пополнение папок «Летопись школы» Январь, февраль, кл.рук., зам.дир по ВР
Общешкольная деятельность
Общешкольные уроки Знаний: Урок России, День Конституции, Права человека. Сентябрь, Кл.рук.
Тематические праздники для начального звена: фольклорные и христианские праздники России, игровые программы «Золотая волшебница осень», «Новогодние святки-колядки», «Льняная масленица», «Пасха»
Конкурсы рисунков к тематическим праздникам. В течение года. Кл.рук.
Акция «Мы с вами, ветераны!»: - изготовление подарков и поздравлений для бабушек и дедушек учащихся, ветеранов школы, оказание им шефской помощи; конкурс сочинений: «Это моя бабушка»(Это мой дедушка). Октябрь, январь, май , кл.рук.
Праздничная игровая программа для младших школьников «Вот они – наши мальчишки»
Смотр строя и песни. Февраль, кл.рук.
КТД «Салют, Победа!»: - уроки мужества – встречи с ветеранами ВОВ, беседы с представителями военкомата и МВД; - акция «Мы с вами, ветераны!»: - изготовление сувениров и поздравлений для ветеранов ВОВ, оказание им шефской помощи; изготовление венков и букетов для возложения к памятнику в центре села, погибшим великоселам. Май, кл.рук. зам.дир.по ВР
Проектная деятельность по темам краеведения и презентация детских работ на школьной НПК. В течение года. Кл.рук.
Выпуск праздничных газет, посвященных традиционным датам. В течение года. Кл.рук.
Проведение школьных конкурсов «Самый активный класс четверти», «Активисты школьной жизни», «Самый дисциплинированный класс», «Самый трудолюбивый класс», «Лучший кабинет». В течение года. Администрация школы.
Проведение торжественных линеек, посвященных окончанию каждой четверти, награждение и поощрение учащихся и классов. Каждую четверть. Зам.дир.по ВР.
Участие в традиционных школьных праздниках: 1 сентября – День знаний, Великосельская ярмарка, День пожилого человека, 23 февраля, 8 Марта, 9Мая – День Победы. В течение года. Кл.рук.
Экскурсии по улицам родного села с целью изучения истории, интересных мест, памятников архитектуры и природы. В течение года. Кл.рук.
Участие в школьных традиционных праздниках. В течение года. Кл.рук.
КТД по краеведению: экскурсии в школьный музей «Светелка» (проводят краеведы их клуба «Юные историки-краеведы») Весна, кл.рук., краеведы.
Неделя ОБЖ: - соревнования «Безопасное колесо»,- конкурс знатоков правил дорожного движения «Это вы знаете!»; - просмотр учебных видеофильмов, встречи с Камкиной И.В.; - конкурс рисунков «Внимание! Внимание!». Апрель, май, кл.рук., уч-ль ОБЖ.
Участие в традиционных школьных праздниках. В течение года. Кл.рук.
Встречи с ветеранами войны и труда В течение года. Кл.рук.
Экскурсии по городам России, знакомство с историей родной страны, отдельных городов. В течение года. Кл.рук.
КТД по краеведению: экскурсии в школьный музей «Светелка» (проводят краеведы их клуба «Юные историки-краеведы») Весна, кл.рук., краеведы.
Внешкольная деятельность
Участие в исследовательских экспедициях по изучению и сохранению культурных богатств родного края (фольклор, народные ремесла и т.п.). Весна, кл.рук., краеведы
Забота о памятниках защитникам Отечества. Май, кл.рук.
Участие в работе поисковых отрядов, восстанавливающих имена погибших в годы Великой Отечественной войны.
Организация для жителей своего района, села, города национально-культурных праздников, фестивалей, например «Богатство культур народов России».
Участие в восстановлении памятников культуры и истории родного края.
Участие в детско-взрослых социальных проектах: по подготовке празднования государственных праздников России, «Моя улица – без мусора» и т.п. Весна, кл.рук., краеведы
Экскурсии в Великосельский краеведческий музей: - цикл занятий по истории ВОВ «Дорогами войны»; цикл занятий по краеведению «Село моё родное». Весна, кл.рук., краеведы
Беседы-встречи с известными людьми города и района: с родителями-выпускниками школы, с учителями-ветеранами школы (в рамках Дня учителя и Дня пожилого человека), с ветеранами ВОВ, представителями военкомата (в рамках Дня Защитника Отечества и Дня Победы), МВД, ГИБДД (профилактика правонарушений)
Занятия в детском отделе Великосельской библиотеки по плану совместной деятельности «Мы читаем и растем!». В течение года. Кл.рук., зам.дир.по ВР
Участие в традиционных сельских праздниках: Великосельская ярмарка, Крещение, Масленица, 9 Мая, Первая победа (участие в концертах, изготовление поделок)
Совместная деятельность с КДЦ: разучивание песен народов России и мира. В течение года. Кл.рук., зам.дир.по ВР
Разучивание игр народов мира.
Участие в традиционных сельских праздниках. В течение года. Кл.рук., зам.дир.по ВР
Посещение музея
Тематические выставки ко Дню Победы, жизнь и быт купцов и крестьян, село мое родное. Весна, кл.рук., краеведы
Мероприятия с КДЦ. Дни семьи: конкурсы рисунков, фотографий, спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», чаепития. Весна, кл.рук., род.комитет
Участие в традиционных сельских праздниках. В течение года. Кл.рук., зам.дир.по ВР
Посещение музеев Ростова, Переславля. Знакомство с историей родного края и страны.
Экскурсии по городам России. В течение года. Кл.рук., зам.дир.по ВР
Деятельность родительского коллектива
Анкетирование и опросы родителей, банк данных по семьям учащихся. Сентябрь, апрель , кл.рук., соцпедагог, психолог
Классные родительские собрания: «О единстве требований к учащимся», «Начало учебного года», «Советы по семейному воспитанию». 1,2 четверть, кл.рук.
Общешкольное родительское собрание «школьный устав, правила поведения в школе, кодекс чести ученика, преподавателя, родителя». Октябрь, май, администрация.
Формирование родительских комитетов классов и школы, собрание общешкольного родительского комитета. Сентябрь, кл.рук., зам.дир.по ВР
Работа с родительским комитетом, направленная на профилактику правонарушений среди учащихся школы; посещение семей , уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. В течение года. Кл.рук., зам.дир.по ВР
Индивидуальные беседы-консультации с родителями детей «группы риска», учащимися, состоящими на внутришкольном учете. В течение года. Кл.рук., зам.дир.по ВР
Посещение семей, находящихся на опеке. В течение года. Кл.рук., соц.педагог
Привлечение родителей к организации и проведению походов выходного дня, экскурсий, поездок. . В течение года. Кл.рук
Общешкольное родительское собрание с выступлением инспектора ПДН, КДН, ГИБДД. Май, администрация школы.
Семейные проекты: «Мой дом. Моя улица», «Война в истории моей семьи», «Я и моя семья». . В течение года. Кл.рук
Педагогическое просвещение родителей: тематические выставки; памятки для родителей; выставки детских работ; реклама книг, статей журналов на тему патриотического воспитания. . В течение года. Кл.рук
3. ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ И ЖИЗНИ
1 уровень (1 класс)
2 уровень (2,3 класс)
3 уровень (4 класс)
Урочная деятельность
Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей (Слова).
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.
Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов
Получение трудового опыта в процессе учебной работы (Дела).
Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.
Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.
Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.
Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.
Презентация своих учебных и творческих достижений. . В течение года.
Трудовое обучение.
Беседы во всех классах по технике безопасности при работе с ножницами, иглой, шилом, мелкими деталями конструктора, проволокой.
Экскурсии на школьный огород, цветник, в мастерские для мальчиков и девочек – 1 класс.
Беседы «Что делают из бумаги», «Что значит быть бережливым», «Как рубашка в поле выросла», «Труд людей вокруг нас» - 1 класс.
Беседы «Что умеют делать золотые руки» (о народных умельцах), «Чудесный материал» (глина и использование ее человеком) – 1 класс.
Игры и упражнения, развивающие фантазию «Кто спрятался в куске глины», «На что или на кого похожи шишка, лист, веточка и др.»
Беседы «Значение воды для жизни растений», «Как сделана тетрадь», «Машины вокруг нас», «Машины, облегчающие труд человека в быту»,, «Что делают из тканей».
В течение года.
«Русская глиняная игрушка» - 2 класс.
Экскурсии в гараж, знакомство с профессиями людей, работающих там, общим видом машин (гараж школы) 2 класс.
3 класс. Беседы: «Различные виды бумаги», «Какие текстильные изделия мы знаем», «Народные художественные промыслы», «Сельскохозяйственные машины, используемые на полях», «Комнатные растения и уход за ними»,
Экскурсии на предприятия в микрорайоне школы, знакомство с трудом взрослых – 3 класс.
В течение года.
4 класс. Беседы: «Как переплетают книги», «Использование электроэнергии на производстве, в быту, транспорте. Экономия электроэнергии», «Ткани в быту и технике», «Значение овощных растений в жизни человека».
4 класс. Экскурсия в столярную мастерскую. Знакомство с преподавателем и содержанием оборудования мастерской для занятий мальчиков в 5 классе.
Экскурсия в мастерскую по обработке тканей. Знакомство с преподавателем и содержанием оборудования мастерской для занятий девочек в 5 классе.
В течение года.
Классная деятельность
Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– праздники-игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров» и т.д. (Дела); В течение года. Кл.рук.
– экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира (Слова); В течение года.
– коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников и т.п. (Слова и Дела); В течение года.
– встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
– ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;
– совместные проекты с родителями «Труд моих родных» В течение года.
Дежурство по классу: обязанности дежурных, помощь учителю. В течение года. Кл.рук
Кл.час «Что значит быть бережливым». Октябрь. Кл.рук
Значение семян в жизни растений. Беседа. Апрель. Кл.рук
Изготовление поделок и поздравительных открыток к Дню Учителя и Дню пожилого человека. Октябрь. Кл.рук
Правила ухода за аквариумом В течение года. Кл.рук
Правила ухода за комнатными растениями. В течение года. Кл.рук
Кл.час «Труд людей вокруг нас». Ноябрь. Кл.рук
Работа на пришкольном участке:
- сбор семян цветов и правила их хранения;
- уборка цветников, удаление старых растений, листьев; Октябрь. Кл.рук
Сбор природного материала, осенних листьев для уроков технологии
Составление осенних букетов, поделок из природного материала. Сентябрь. Кл.рук
Составление каталога растений своего класса. Декабрь. Кл.рук
Изготовление костюмов и атрибутов к Празднику Осени, новогодним праздникам. Октябрь, декабрь. Кл.рук
Кл.час «Машины вокруг нас, их значение в жизни человека». Февраль. Кл.рук.
Классный час «Народные промыслы в нашей жизни» Март. Кл.рук.
Экскурсия в столярную (швейную) мастерскую. Знакомство с преподавателями и содержанием оборудования для занятий мальчиков и девочек в 5 классе Март. Кл.рук.
Классный час «Встречают по одежке». Февраль. Кл.рук.
Общешкольная деятельность
Выставка поделок и детского творчества «Великосельская ярмарка», «Золотая волшебница осень», «Мастерская Деда Мороза», «С днем 8 марта, с праздником весенним» В течение года. Кл.рук.
Организация серии трудовых десантов по уборке школьных территорий и оформлению клумб. Весна, лето, осень. Кл.рук., зам.дир.по ВР
Проектная деятельность «Для любимой школы» . В течение года. Кл.рук., зам.дир.по ВР
Работа в рамках проекта «Наш любимый школьный двор»: работа по озеленению школы и школьной территории. В течение года. Кл.рук., зам.дир.по ВР
Организация предметных недель
Изготовление кормушек для птиц, подарков к праздникам для родителей, учителей, ветеранов ВОВ. Конкурсы на лучшее елочное украшение, праздничное оформление кабинета. В течение года. Кл.рук.
Организация досуговой деятельности младших школьников и дополнительного образовательного пространства: студии: «Льняной лоскуток», «Глиняная сказка», «Зеленая планета» . В течение года. Руководители студий.
Внешкольная деятельность
Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством:
– украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы, села;
– расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.);
– занятие народными промыслами;
– работа в творческих и учебно-производственных мастерских;
– отдельные трудовые акции, например «Мой любимый школьный двор» (на исключительно добровольной, сознательной основе);
– краткосрочные работы (по желанию и с согласия родителей) в школьных производственных фирмах и других трудовых объединениях (детских и разновозрастных);
В течение года.
Экскурсия на улицу: знакомство транспортами средствами. Осень. Кл.рук.
Экскурсия «Ознакомление с трудом людей и их профессий в микрорайоне школы» В течение года. Кл.рук.
Знакомство с трудом взрослых в микрорайоне школы (экскурсии на почту, в магазин, библиотеку, Сельский совет) В течение года. Кл.рук.
Каким я вижу себя в будущем (отчет по материалам экскурсий: рисунки, сочинения, поделки) В течение года. Кл.рук.
Изготовление поделок и поздравительных открыток ко Дню матери. Приглашение их в школу, знакомство с их профессиями. Ноябрь, март, кл.рук.
Деятельность родительского коллектива
Лекторий для родителей по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»
Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, направлений внеучебной деятельности. В течение года. Кл.рук.
Встречи учащихся с их родителями – представителями различных профессий В течение года. Кл.рук.
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения В течение года. Кл.рук.
4. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
1 уровень (1 класс)
2 уровень (2,3 класс)
3 уровень (4 класс)
Урочная деятельность
Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей (Слова).
Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.
Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья
Риторика – влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («словом может убить, словом может спасти»).
Технология – правила техники безопасности.
Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы (Дела):
– осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;
– регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п.
– образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), – обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде. В течение года. Кл.рук., учитель-предметник.
1 – 2 классы.
1. Экскурсия «Безопасная дорога в школу». Сентябрь, кл.рук.
2. Беседы во всех классах о правилах поведения в школе, в столовой, во время прогулок и экскурсий. Сентябрь, кл.рук.
3. Беседы во всех классах по технике безопасности при работе с ножницами, иглой, шилом, мелкими деталями конструктора, проволокой. Сентябрь, кл.рук.
4. Проведение два раза в месяц занятий по правилам дорожного движения по плану классного руководителя во всех классах.
5. Проведение Единых уроков по безопасности дорожного движения в рамках Всероссийских профилактических мероприятий. Сентябрь, кл.рук.
6. Правила поведения на водоемах в разное время года. Беседы на уроках окружающего мира 2 – 3 классы. В течение года.
7. Ежедневное проведение на уроках физкультминуток, гимнастики для глаз, кисти рук для снятия усталости и напряжения во всех классах.
8. Ежедневное проведение утренней гимнастики до уроков во всех классах.
Классная деятельность
Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями); В течение года.
– занятия в спортивных секциях; В течение года.
– туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);
(Слова, дела). В течение года.
Утренняя зарядка, физкульминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований
Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса
Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции
Классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.;
В течение года.
Экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье. В течение года.
Тематические беседы, беседы – встречи с работниками ЦРБ, Великосельской поликлиники, школьным фельдшером. Октябрь. Кл.рук. администрация школы.
Встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами. В течение года. Кл.рук.
Организация дежурства учащихся в классе, столовой, в школьных коридорах во время перемен. В течение года. Кл.рук.
Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, проекты «Я и моё здоровье», обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт» В течение года. Кл.рук.
Организация походов выходного дня. В течение года. Кл.рук.
Общешкольная деятельность
Дни здоровья (осень, зима, весна, лето), кл.рук.,администрация школы.
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия «Веселые старты», «Малые олимпийские игры», «Осенний марафон», «Зимние забавы» (осень, зима, весна, лето), кл.рук.,администрация школы.
Шефская работа учащихся старших классов с учащимися начального звена: профилактические беседы, игры, тренинги, упражнения. В течение года. Кл.рук.
Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных секций для учащихся начального звена: футбол, баскетбол, волейбол, лыжи, спортивный час «В здоровом теле – здоровый дух», секция корректирующей гимнастики, ритмика, хореография. Кл.рук.,администрация школы
Организация летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей по программе «Каникулы радости и здоровья». Июнь, администрация школы
Мероприятия, направленные на формирование у детей сознательного отношения к укреплению своего здоровья, навыков санитарно-гигиенической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни, приобщение детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом включают следующее:
а) беседы о спорте и здоровье, принципах здорового образа жизни, гигиене, режиме дня, культуре питания, вредных привычках;
б) часы здоровья, Дни Здоровья, праздники здоровья «Друзья Мойдодыра», «В гостях у Айболита», «Если хочешь быть здоров» и т.д.;
в) знакомство с фитотерапией («Кладовые природы», «Природные врачеватели»). В течение года. Кл.рук.
Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной и внеучебной работы:
– осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;
– регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п.
В течение года. Кл.рук.
Привлечение учащихся 3-4 классов к участию в районных спортивных соревнованиях
Конкурс плакатов и рисунков на темы «Я выбираю жизнь», «Мы выбираем здоровье», «Мы – против!», экологические темы
В течение года. Кл.рук., совет актива школьников.
Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми
Конкурс плакатов и рисунков на темы «Я выбираю жизнь», «Мы выбираем здоровье», «Мы – против!», экологические темы
В течение года. Кл.рук. , совет актива школьников.
Внешкольная деятельность
Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:
– соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
– составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха;
– организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;
– отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;
– противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании.
ЦРБ, Великосельская поликлиника: беседы, встречи учеников с работниками больницы, выступление представителей на родительских собраниях
Спортивные соревнования , совместные праздники, показательные выступления
ПДН: профилактические беседы на темы «Профилактика вредных привычек», выступление школьного инспектора ПДН на родительских собраниях. В течение года. Кл.рук.
Деятельность родительского коллектива
Привлечение родителей к организации и проведению классных и школьных спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных общешкольных мероприятий «Веселые старты», «Малые олимпийские игры», «Осенний марафон», «Зимние забавы» В течение года. Кл.рук., род.комитет.
Санитарно-просветительская работа с родителями, тематические классные и школьные собрания, профилактические беседы. В течение года. Кл.рук.
Поощрение родителей, активно участвующих в спортивной жизни школы. В течение года. Администрация школы.
5. ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ, ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
1 уровень (1 класс)
2 уровень (2,3 класс)
3 уровень (4 класс)
Урочная деятельность
Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил (Слова).
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.
Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы (Дела):
– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п. В течение года. Кл.рук.
Мероприятия, способствующие повышению престижа знаний, развитию познавательной активности и формированию культуры умственного труда: вечера, фестивали, праздники знаний, игры на развитие логики, памяти, внимания, интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Умники и умницы», «Поле чудес», «Слабое звено») и т.п. В течение года. Кл.рук.
1 класс:
1. Очные и заочные путешествия по городу: жилые районы, заводы, фабрики, деловой и научный центры города, зона отдыха.
2. Село, его особенности, труд и жизнь людей села.
3. Экскурсии в природу по временам года:
Осенняя экскурсия
Зимняя экскурсия
Весенняя экскурсия.
В течение года. Кл.рук.
2 класс 1. Экскурсии « Формы земной поверхности», «Растительный мир родного края».
2. Знакомство с Красной книгой.
3. Сообщения детей по темам «Животный и растительный мир родного края», «Материки», «Реки, озера, океаны», «Формы земной поверхности».
3 класс.
1.Экскурсии «Обитатели луга, поля, леса, водоемов».
2. Экскурсии в зоопарк, краеведческий музей по теме «Многообразие растений и животных». В течение года. Кл.рук.
Сообщения детей по теме «Организм человека и его строение». Темы: «Глаз – орган зрения», «Ухо – орган слуха», «Боль – сигнал опасности», «Травмы». В течение года. Кл.рук.
Классная деятельность
Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки, заповедники, видеопутешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира (Слова);
– классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник – праздник для человека и беда для природы?» и т.п.;
– встречи-беседы с учеными, изучающими природу, воздействие человека на неё;
– ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия;
– проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения. В течение года. Кл.рук.
Беседы: «Моя малая Родина», «Россия – родина моя», «Заповедные уголки нашего края», «Красная книга нашего края», «Чем богата земля Ярославская». В течение года. Кл.рук.
Мероприятия, направленные на формирование культуры общения: практикумы «Правила общения», «Правила счастливого человека», «Я – среди людей», «Как понравиться окружающим людям». В течение года. Кл.рук.
Праздники добрых сердец: «Люди в белых халатах», «Спасибо вам, старые люди», «Вера, Надежда, Любовь», «С любовью к вам», «Хвала рукам, что пахнут хлебом», «Мамин праздник», «От всей души». В течение года. Кл.рук.
Общешкольная деятельность
1. Акции милосердия. В течение года. Кл.рук.
2.Конференции, диспуты, беседы по вопросам гуманизма и нравственности. В течение года. Кл.рук.
3. Организация шефской помощи детскому саду, ветеранам. Октябрь, май. Кл.рук.
4. Мероприятия, направленные на воспитание любви и уважения к школе, как второму дому, стремление заботиться о школе, соблюдать правила школьной жизни: экскурсии по школе, изучение правил поведения в школе, прав и обязанностей школьника, составление кодекса школьника, организация школьного самоуправления и дежурства по школе, игра-проект «Банк школьных идей» (по благоустройству школы и школьного двора), конкурс по озеленению школы и кабинетов, трудовые десанты и операции «Уют», «Береги тепло», «Чистота», «Школьный двор», «Чистый стадион». В течение года. Кл.рук.
Беседы и наблюдения «Природа мира», «Окно в природу», «По страницам красной книги», «В мире животных», «По странам и континентам», «Правила взаимоотношений человека с природой», «Мир, из которого мы все пришли». В течение года. Кл.рук.
Знакомство с видеоматериалами о жизни растений и животных. В течение года. Кл.рук.
Конкурсы рисунков «Береги природу», «Природа – наш друг». Осень. Кл.рук.
Конкурсы стихотворений, сочинений, рассказов или сказок на экологическую тему. Зима. Кл.рук.
Устные журналы «Наш дом – планета Земля», «Люди, берегите эту Землю», «Нам этот мир завещано беречь». Весна. Кл.рук.
Конференции «Глобальные экологические проблемы», «Экологические проблемы современности», круглый стол «Я – житель планеты Земля», «Человек и природа». Осень. Кл.рук.
Викторины эколого-биологического содержания. Зима. Кл.рук.
Выпуск экологических плакатов, вестников, листовок. Весна. Кл.рук.
Клуб «Юный патриот»: изучение истории края, быта народов, населяющих край, народных промыслов и ремёсел. В течение года. Рук.клуба
Внешкольная деятельность
Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:
– каждодневная сортировка бытового мусора для облегчения его переработки;
– забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах – домашних и в дикой природе;
– участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.;
– участие в работе экологических организаций, в отдельных проектах – экологические патрули, работа лесничеств и т.п.;
– создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе». В течение года. Кл.рук.
Изучение экологической обстановки на территории посёлка, составление карты-схемы состояния посёлка, поиск путей улучшения экологической ситуации. Апрель-май. Кл.рук.
Изучение влияния деятельности человека на природу. Апрель-май. Кл.рук.
Практическая природоохранная деятельность:
а) работа по благоустройству посёлка (операции: «Чистая улица», «Чистый двор», «Чистота спасёт мир»;
б) работа по благоустройству пришкольной территории (операции: «Школьный двор», «Стадион», «Цвети, наш сад!», «Зеленей, наш сад»). Апрель-май. Кл.рук.
Посещение краеведческих музеев района, области, создание краеведческого уголка. В течение года. Кл.рук.
Игры – путешествия: «Великое моё: игра по станциям», «Путешествие в прошлое края», «Чудеса родной земли». В течение года. Кл.рук.
Фестивали художественной самодеятельности «Край родной, навек любимый», «О Родине я нежно говорю», «Люблю Отчизну я». Сентябрь. Кл.рук.
Конкурсы стихотворений, песен, рисунков, сочинений «Люблю тебя, мой край родной». Сентябрь. Кл.рук.
Традиционные русские народные праздники, праздники других народностей, проживающих в крае. В течение года. Кл.рук.
Экологические турниры, КВН, эрудиционы, брейн-ринги, экологические суды, эко-шоу, интеллектуальные игры эколого-биологического содержания по образцу популярных телепрограмм «Поле Чудес», «Кто хочет стать миллионером?» и т.д. В течение года. Кл.рук.
Экологические экспедиции по изучению флоры, фауны, природных особенностей края, экологического состояния водоёмов, их берегов, прибрежной растительности. В течение года. Кл.рук.
Деятельность родительского коллектива
Лекторий для родителей по теме «Роль семьи в экологическом воспитании детей» Сентябрь. Кл.рук.
Встречи учащихся с их родителями – представителями различных профессий, экологической направленности
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий, походов учащихся на природу, оказание помощи в изучении экологических проблем В течение года. Кл.рук.
Совместные экологические акции: экспедиции «Чистые пруды – чистая совесть», «Муравейник», «Живи, родник», «Помоги деревцу» (очистка молодых лесонасаждений от сухостоя и мусора); Сентябрь, май. Кл.рук.
- операция «Поможем зимующим птицам» (изготовление кормушек, скворечников и организация подкормки зимующих птиц). Ноябрь, декабрь. Кл.рук.
Разработка детьми и родителями экологических проектов, способствующих решению экологических проблем местности и улучшению экологической обстановки. Апрель, май. Кл.рук.
Проведение конкурса «Лучший дом». «Лучшая палисадник» в селе. Сентябрь. Кл.рук.
Конкурсы «Чистая земля - ХХI век» (поделки из бытовых отходов), «Природа и фантазия». Сентябрь. Кл.рук.
6. ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ, ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕАЛАХ И ЦЕННОСТЯХ (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ).
1 уровень (1 класс)
2 уровень (2,3 класс)
3 уровень (4 класс)
Урочная деятельность
Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира (Слова).
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.
Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.
Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
Риторика – красота слова звучащего (коммуникативные и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, красота слова и внутренний мир человека. В течение года. Кл.рук
Получение опыта восприятия искусства и художественного творчества в процессе учебной работы (Дела):
– исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения, снятия стресса, а не для «первых мест на выставках»;
– оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения, процесса исполнения задания. В течение года. Кл.рук.
1. Осенняя экскурсия в природу.
2. Зимняя экскурсия в природу.
3. Весенняя экскурсия в природу.
4. Знакомство с творчеством живописцев К. Брюллова, И. Шишкина, Васнецова.
5. Изготовление сувениров на уроке технологии из разных материалов. В течение года. Кл.рук.
1. Знакомство с творчеством художников Саврасова, Поленова, Левитана.
2. Изготовление сувениров из разных материалов на уроке технологии.
3. Знакомство с искусством народов мира. В течение года. Кл.рук.
Знакомство с творчеством художников Репина, Перова, Айвазовского.
2. Изготовление сувениров из разных материалов на уроках технологии.
3. Знакомство с искусством народов мира.
В течение года. Кл.рук.
Классная деятельность
Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий):
–– посещение театральных представлений, концертов, фестивалей; экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы (художественные музеи, архитектурные и парковые ансамбли, художественные производства и т.п.) с рефлексией по примерным темам: «Что прекрасного ты увидел?; «В каких художественных образах отразилась красота?» (Слова);
– классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;
– занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве;
– встречи-беседы с людьми творческих профессий;
– участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров. В течение года. Кл.рук.
1.Конкурсы рисунков по временам года, к праздникам, другим мероприятиям: «Я выбираю жизнь», «Мы пешеходы» и другие. В течение года. Кл.рук.
2. Изготовление сувениров к праздникам 8 марта, 23 февраля, День пожилого человека. В течение года. Кл.рук.
4. Посещение музея, ТЮЗа,
детской библиотеки. В течение года. Кл.рук.
5. Совместные походы с родителями на природу в разные времена года. В течение года. Кл.рук., род.комитет
1. Участие в предметных неделях: математика, русский язык, английский язык, музыка, ИЗО. В течение года. Кл.рук.
2. Изготовление сувениров для поздравления своих близких. В течение года. Кл.рук.
3.Участие во всех общешкольных праздниках. В течение года. Кл.рук.
4.Поездки в цирк, музеи города Ярославля, музей ямщика. В течение года. Кл.рук.
5. Совместные походы с родителями на природу. В течение года. Кл.рук., род.комитет
1. Участие в предметных неделях. В течение года. Кл.рук.
2. Экскурсии на почту, техникум В течение года. Кл.рук.
3. Посещение исторических мест родного села. Конкурсы рисунков, сочинений. В течение года. Кл.рук.
4. Изготовление сувениров к праздникам. В течение года. Кл.рук., род.комитет
5. Походы по родному краю.
В течение года. Кл.рук., род.комитет
Общешкольная деятельность
Занятия в творческих кружках: «Волшебная глина», «Льняной лоскуток», «Хореографический кружок «Росинка».
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
Работа по эстетическому оформлению школы, совершенствованию культуры поведения и внешнего вида учащихся.
Конкурсы чтецов. Конкурсы тематических газет.
Встречи-беседы с людьми творческих профессий;
Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
Недели творчества. Организация выставок рисунков и детских поделок.
Организация праздничного оформления школы к традиционным праздникам школы.
Написание статей в школьную газету «Наша школьная страна».
Традиционные общешкольные праздники: праздник «Здравствуй, школа!», Урок Знаний, «День учителя», «Золотая волшебница осень», «Мастерская Деда Мороза», Международный женский день, праздник «Салют, Победа!», Последний звонок. В течение года. Кл.рук., администрация школы.
1.Участив в общешкольных праздниках:
Золотая осень, Новый год, 8 Марта,
23 февраля, последний звонок. В течение года. Кл.рук.
2. Украшение школьного коридора к Новому году. Декабрь. Кл.рук.
3. Экскурсия в зоопарк. Март, апрель, май. Кл.рук.
4. Оформление общешкольного стенда «Город мастеров». В течение года. Кл.рук.
1. Участие во всех школьных праздниках.
2.Оформление
общешкольного стенда «Город мастеров». В течение года. Кл.рук.
3. Экскурсии по городам родного края: Ростов, Гаврилов – Ям,.Углич.
В течение года. Кл.рук.
1. Участие во всех школьных праздниках.
2. Предметные недели,
школьные олимпиады. В течение года. Кл.рук.
3.Экскурсии по городам
России. В течение года. Кл.рук.
4. Оформление стенда «Город мастеров. В течение года. Кл.рук.
5. Встречи с ветеранами войны и труда.
Оказание посильной помощи. Октябрь, май. Кл.рук.
Внешкольная деятельность
Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности:
– участие в художественном оформлении помещений, зданий;
– участие в шефстве класса, школы над памятниками культуры;
– опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями. В течение года. Кл.рук.
Сотрудничество с КДЦ: игровые программы, конкурсы рисунков. В течение года. Кл.рук.
Сотрудничество с местным краеведческим музеем: посещение тематических выставок.
Сотрудничество с клубом «Ветеран»: поздравление с праздниками. В течение года. Кл.рук.
Сотрудничество с детской библиотекой: устные журналы по временам года, праздник «Книжкина неделя».
Знакомство с творчеством детских писателей. В течение года. Кл.рук.
Сотрудничество с КДЦ: конкурсы рисунков, чтецов, совместные праздники. В течение года. Кл.рук.
Сотрудничество с местным музеем: проведение краеведческих уроков.
Сотрудничество с клубом «Ветеран»: совместные праздники.
Сотрудничество с детской библиотекой: устные журналы, посвященные юбилея детских писателей.
В течение года. Кл.рук.
Сотрудничество с КДЦ: совместные праздники, постановка спектаклей. В течение года. Кл.рук.
Сотрудничество с музеем: экскурсии по селу, историческим местам. В течение года. Кл.рук.
Сотрудничество с клубом «Ветеран»: встречи с интересными людьми. В течение года. Кл.рук.
Сотрудничество с детской библиотекой: библиотечные уроки. В течение года. Кл.рук.
Деятельность родительского коллектива
Привлечение родителей к ведению кружков, подготовке и проведению классных и школьных праздников , вечеров и других мероприятий. В течение года. Кл.рук., род. актив
Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся. В конце каждой четверти. Кл.рук.
Классные и общешкольные родительские собрания на темы художественно-эстетического развития детей. Родительские вечера. Родительские ринги. В течение года. Кл.рук.
10. Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
· воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;
· эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Слова
– знание главных нравственных правил, норм;
– представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;
– умение отделять оценку поступка от оценки человека;
– различение хороших и плохих поступков;
– умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимопонимание, доброжелательное отношение к собеседнику);
– отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).
Дела
– избегание плохих поступков, капризов;
– признание собственных плохих поступков;
– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;
– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;
– препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности;
– уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;
– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;
– следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА.
Слова
– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);
– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;
– знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;
– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;
– отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеж-дений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой нацио-нальности;
– отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами.
Дела
– осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);
– участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);
– умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);
– препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;
– избегание насилия, препятствование его проявлениям;
– недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;
– умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;
– проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;
– добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);
– самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.
ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)
Слова
– знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования;
– понимание особой роли творчества в жизни людей;
– отрицательная оценка лени и небрежности.
Дела
– уважение в действии к результатам труда других людей;
– стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;
– умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;
– стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;
– стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;
– выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;
– проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);
– соблюдение порядка на рабочем месте.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
Слова
– знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
– знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
– знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;
– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.
Дела
– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;
– подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ, ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
Слова
– начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);
– начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;
– знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;
– отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу;
– умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.
Дела
– самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;
– бережное, заботливое отношение к растениям и животным;
– добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.);
– добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ, ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕАЛАХ И ЦЕННОСТЯХ (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ).
Слова:
– представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;
– умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);
– начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;
– проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;
– различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»;
– отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета.
Дела:
– самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);
– реализация себя в художественном творчестве;
– украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;
– соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15