Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Городской семинар учителей русского языка и литературы (г. Ноябрьск)
Мастер-класс. Учитель Швецова Елена Анатольевна (МАОУСОШ №2УИИЯ)
Тема: «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему».
Добрый день, уважаемы коллеги!
Наблюдения показали, что чаще всего при написании сочинения девятиклассник испытывает трудности в истолковании предложенного тезиса и подборе аргументов.
Причины: незнание назначения разделов науки о языке и функций языковых единиц.
О каких бы ошибках мы ни говорили (орфографических, пунктуационных, лексических, грамматических, речевых…), в центре внимания – слово. Работа пошаговая, рассчитанная, в первую очередь, на слабого ученика.
1 шаг: установка «К слову надо относиться с уважением».
2 шаг: выбор раздела науки о языке (например, «Орфография» и «Пунктуация»).
Несмотря на то, что орфография и пунктуация не рассматриваются самостоятельно, а изучаются совместно с другими разделами (орфография – на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии, а пунктуация – с синтаксисом), уместно будет поговорить о них отдельно при подготовке к написанию сочинения, потому что в этих разделах, на мой взгляд, девятиклассники немного ориентируются и способны вспомнить то или иное правило.3 шаг: выясняем, что собой представляет раздел «Орфография»?
Как скажут дети? (учащиеся не всегда дают объяснение на теоретическом уровне, поэтому учитель должен корректировать ответы).
Это правила написания слов.
Как скажет учитель?
Орфография - раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах разных частей речи, не регулируемых правилами графики, а также сами орфографические правила.
Орфограмма — это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке.
4 шаг: выясняем, что собой представляет раздел «Пунктуация»?
Как скажут дети?
Это знаки препинания.
Как скажет учитель?
Пунктуация – собрание правил постановки знаков препинания. Расстановка знаков препинания в тексте. Это знаки препинания.
5 шаг: возвращаемся к установке.
- Что значит уважение к слову с позиции орфографии и пунктуации?
1. Соблюдение правил орфографии и пунктуации, знание орфограмм.
- К чему может привести несоблюдение данных правил в предложении или тексте? (Обратимся к практике).
6 шаг: практическая работа.
Мать получила от сына письмо. Не медля ни минуты, она помчалась спасать ребенка. Однако мальчик страшно удивился волнению матери и заявил, что она не умеет читать, и наотрез отказался ехать домой.
Задание: помогите матери понять сына как надо: для этого проверьте обоснованность употребления на письме частиц НИ и НЕ и заодно расставьте знаки препинания.
Дорогая мамочка!
Ты спрашиваешь как мне тут живется. Скажу откровенно нельзя ни восхититься живописностью здешней природы ни похвалить персонал лагеря. Что касается развлечений тоже могу сообщить. В плане мероприятий числилось много экскурсий и всюду где нам не удалось побывать и где без сомнения так интересно хотелось бы непременно оказаться в ближайшем будущем много-много раз и всё что не увидели за это время рассмотреть подробнее.
Если ты соберешься оставить меня здесь и на вторую смену то знай не могу не возражать против твоего решения не мечтать о другом месте отдыха потому что все кто ни побывал в этом лагере скажу прямо несчастные люди.
Твой сын Алеша
- Что получилось?
Дорогая мамочка!
Ты спрашиваешь, как мне тут живется. Скажу откровенно: нельзя не восхититься живописностью здешней природы, не похвалить персонал лагеря. Что касается развлечений, тоже могу сообщить. В плане мероприятий числилось много экскурсий, и всюду, где нам ни удалось побывать и где, без сомнения, так интересно, хотелось бы непременно оказаться в ближайшем будущем много-много раз и всё, что ни увидели за это время, рассмотреть подробнее.
Если ты соберешься оставить меня здесь и на вторую смену, то знай: не могу ни возражать против твоего решения, ни мечтать о другом месте отдыха, потому что все, кто не побывал в этом лагере, скажу прямо, несчастные люди. Твой сын Алеша
Возвращаемся к вопросу:
- К чему может привести несоблюдение данных правил в предложении или тексте?
Как скажут дети?
Текст непонятный. Всё наоборот.
Как скажет учитель?
К неправильному выражению мыслей и чувств, к смысловой путанице, к непониманию собеседников.
В процессе работы составляется таблица:
Неуважение к слову все равно что «обращаться с языком кое-как»
С позиции орфографии и пунктуации
Что значит? Результат
Несоблюдение правил орфографии и пунктуации в предложении или тексте. 1. Неправильное выражение мыслей и чувств
2. Смысловая путаница
3. Непонимание собеседников.
Вывод: орфография и пунктуация в тексте играют важную роль, то есть выполняют определенную функцию.
7 шаг: определяем функцию орфографии:
Как скажут дети?
Делает текст понятным.
Как скажет учитель?
Соблюдение орфографических правил не создает путаницу мыслей.
8 шаг: определяем функцию пунктуации:
Как скажут дети?
Разделяют предложения на части.
Как скажет учитель?
Указывают на смысловое и синтаксическое членение речи.
Смысловое. Знаки препинания выполняют смысловую роль, указывают на смысловое членение речи и выражают различные добавочные смысловые оттенки.
Синтаксическое. Знаки препинания отражают синтаксический строй языка, речи, выделяя отдельные предложения и их части.
В процессе работы составляется таблица:
Уважение к слову с позиции орфографии и пунктуации
Соблюдение правил орфографии и пунктуации, знание орфограмм
Орфография Пунктуация
Понятие Функции Понятие Функции
Орфография –
Раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах разных частей речи, не регулируемых правилами графики, а также сами орфографические правила.
Орфограмма — это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке.
Соблюдение орфографических правил не создает путаницу мыслей.
Пунктуация – собрание правил постановки знаков препинания. Расстановка знаков препинания в тексте. Это знаки препинания.
Указывают на смысловое членение речи, интонационное, синтаксическое.
Смысловое. Знаки препинания выполняют смысловую роль, указывают на смысловое членение речи и выражают различные добавочные смысловые оттенки.
Синтаксическое. Знаки препинания отражают синтаксический строй языка, речи, выделяя отдельные предложения и их части.
9 шаг: практическая работа
Задание:
1. Прочтите высказывание А.Н.Толстого: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно».
- Соблюдает ли человек правила орфографии и пунктуации, если обращается «с языком кое-как»?
2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя А.Н. Толстого: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно».
В основе объяснения тезиса – разделы: «Орфография» и «Пунктуация».
В случае затруднений воспользуйтесь таблицами и вопросами к учителю.
(1)Дорогая мамочка!
(2)Ты спрашиваешь, как мне тут живется. (3)Скажу откровенно: нельзя не восхититься живописностью здешней природы, не похвалить персонал лагеря. (4)Что касается развлечений, тоже могу сообщить. (5)В плане мероприятий числилось много экскурсий, и всюду, где нам ни удалось побывать и где, без сомнения, так интересно, хотелось бы непременно оказаться в ближайшем будущем много-много раз и всё, что ни увидели за это время, рассмотреть подробнее.
(6)Если ты соберешься оставить меня здесь и на вторую смену, то знай: не могу ни возражать против твоего решения, ни мечтать о другом месте отдыха, потому что все, кто не побывал в этом лагере, скажу прямо, несчастные люди
Твой сын Алеша
Образец сочинения:
Русский писатель А.Н. Толстой писал: «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно». Я понимаю это высказывание так: неуважение к языку, слову проявляется в незнании, например, правил орфографии и пунктуации, что может привести к искажению мысли текста и непониманию собеседников. Докажу сказанное на материале текста.
Во-первых, все знаки препинания указывают на смысловое членение речи, и тогда словесное произведение при правильном выборе пунктуационного знака воспринимается грамотно и осмысленно (5).
Во-вторых, правильное написание слов, например, с частицами -не и -ни, соответствующее правилам русской орфографии, не создает путаницу мыслей (3).
Таким образом, автор высказывания говорит о том, что язык и мышление органичны, так как одно без другого не существует.
10 шаг: чтение сочинений (что удалось? над чем нужно еще поработать?)
Заключение:
По предложенному принципу следует работа и над другими разделами науки о языке. В течение учебного года обучающиеся приобретают «копилку» с лингвистическим материалом в помощь при подготовке к государственной итоговой аттестации (часть С).