Формирование мотивации младших школьников к обучению в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
МАОУ «СОШ№24»
г.Пермь
Формирование мотивации младших школьников к обучению в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Выступление на конференции
Педагогов Пермского края
Шубина В. А.
Главные задачи современной школы –
раскрытие способностей каждого ученика,
воспитание порядочного и патриотичного человека,
личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
конкурентном мире.
Школьное обучение должно быть построено так,
чтобы выпускники могли самостоятельно ставить
и достигать серьёзных целей,
умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Д.Медведев
Ребёнок – активное существо. Ему всё интересно в этом мире. Каждый ребёнок стремится к развитию. Так почему же, придя в школу, одних детей ждёт успех в учебной деятельности, а других разочарование? Почему одним детям нравится учиться в школе, узнавать новое, решать трудные задачки, а для других школьная жизнь превращается в непосильную ношу, очень тяжёлую и неприятную?
Одним из ведущих, основных факторов, которые определяют успешность дидактического процесса, является мотивация учения. Мотив (от лат. movere – двигаю, толкаю) – конкретные побуждения, заставляющие человека поступать определённым образом; удовлетворять свои актуальные потребности. Мотивы изменчивы, разнообразны, подвижны, представляют собой очень сложные образования, которые не всегда осознаются детьми, родителями, учителями. Но именно мотивы оказывают сильнейшее влияние на поведение, деятельность, в том числе и учебную деятельность человека.
Учебная деятельность ребёнка формируется под влиянием потребностей, которые находят отражение в мотивах. Поэтому формирование мотивов учебной деятельности учеников начальных классов является серьезной проблемой. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения.
Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития.
Новая школа - это школа для всех.
Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.
Новая школа - это современная инфраструктура.
Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия УУД «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Задача современной школы - учить учиться. Неграмотным человеком завтра будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. В свою очередь цель учителя заключается в том, чтобы каждый ученик смог реализовать свой личный потенциал в учебной деятельности. В таком обучении отсутствует страх, наблюдается эмоциональная приподнятость, радость, дети счастливы от собственного успеха, им приятно быть понятыми, быть услышанными.
Формированию внутренней мотивации учебной деятельности младших школьников в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» должны способствовать:
- увлечённое, интересное преподавание учителем своего предмета;
- ощущение учеником на учебном занятии своей компетентности;
включение новейших и нетрадиционных форм обучения;
- применение проблемного обучения,
- эвристического обучения,
-технологий организации групповой учебной деятельности младших
школьников,
-технологий развивающего обучения,
-исследовательских технологий,
-информационных компьютерных технологий,
-интерактивных технологий обучения и т.д.;
-организации ситуаций успеха в учебной деятельности;
-ребёнок должен верить в собственные силы;
- создание положительного микроклимата в классе, в школе;
- демонстрация достижений обучаемых;
- демонстрация возможности практического применения знаний в жизни;
- создание атмосферы сотворчества в учебной деятельности;
- создание атмосферы уважения и доверия между учителем и учащимися;
- учёт интересов, желаний, склонностей, намерений учеников;
- использование в учебном процессе мультимедийных систем и т.д.
Немаловажное значение в формировании мотивации у младших школьников к учебной деятельности имеют задания:
1. Задания, которые требуют творческого подхода в их выполнении, задания на обобщение знаний, их систематизацию.
2. Задания, требующие умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, экспериментировать, исследовать.
3. Задания, на выявление, раскрытие противоречий, задания- головоломки, задания парадоксы, задания –загадки, поисковые задания и т.д.
4. Задания, которые в себе содержат скрытый вопрос.
5. Задания повышенной трудности; задания, требующие нестандартных решений и т.д.
Учитель в конечном итоге способен научить своих учеников предъявлять требования, прежде всего к самим себе, учить их настойчивости, целеустремлённости, учить проявлять волю, решительность, ответственность.
Нами было проведено педагогическое исследование младших школьников. На вопросы: «Зачем вы учитесь? Для чего вы ходите в школу?»Первоклассники чаще всего отвечали, что они уже стали большими, взрослыми, они должны ходить в школу. Они хотят получать в тетради «Молодец», радовать родителей. Их привлекает повышенное внимание со стороны взрослых к ним, детям приобретают новые портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, альбомы и т.д. Родители позаботились о новой школьной форме. Дети говорили о том, что в доме появился их учебный уголок, со столом, книжными полками и другими учебными предметами. Дети радуются тому, что изменился их статус. Если раньше они были малышами, которые посещали детские сады, то теперь они стали учениками, т.е. «взрослыми» людьми. Можно сделать вывод, что первоклассников более всего привлекают внешние атрибуты школьной жизни.
Ученики 2 классов наиболее часто отвечали: « Папа и мама хотят, чтобы я учился, получал хорошие оценки»; « Я хожу в школу, потому что я уже взрослый»; «Все дети, когда становятся большими идут в школу»; «Я учусь в школе, чтобы получать только пятерки»; «Я учусь в школе, чтобы меня хвалили»; «Бабушка мне сказала, что если я не буду ходить в школу, то получу хорошие знания и смогу стать хорошим специалистом»
В 3 и 4 классах ответы детей носили следующий характер: «Я учусь, чтобы построить себе красивый, большой дом, когда я вырасту. Папа у меня тоже строитель»;
хорошо учиться, то летом мы все вместе поедем в Италию»; «Я хожу в школу, чтобы много знать, мне нравится узнавать интересные вещи о птицах, зверях, домашних животных, вообще о природе»; «Я больше всего люблю математику, мне
нравится решать задачи, особенно, если есть несколько способов решения, нравится составлять выражения к задаче. Люблю решать уравнения»; «Я хочу стать грамотным, учу правила, правда диктанты не всегда пишу хорошо. Дома меня ругают, если получаю плохие оценки»; «Я всегда выполняю домашние задания, мне нравится учить стихи» . Мы видим, что мотивы у младших школьников со временем поменялись. Чем старше становится ребёнок в начальной школе, тем явственнее проявляются познавательные интересы к конкретным учебным предметам. Ведущим мотивом со временем становится стремление занять достойное место в классе, быть уважаемым среди одноклассников. Но самым главным внутренним мотивом, формируемым учителями начальных классов, а в последствии и другими преподавателями школы, должен стать мотив к постоянному стремлению ребёнка к самосовершенствованию, к самообразованию, стремление его к развитию, поскольку обучение не заканчивается в стенах школы, а только начинается, и будет продолжаться на протяжении всей жизни человека.