Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе ОГЭ (15.1) 
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему
Г. Степнанов:  «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают»С 2.1
Требование, сформулированное в задании     Напишите  сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста.     Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему  лексические и грамматические явления ( всего 2 примера).     Приводя примеры, указывай №№ нужных предложений или применяй цитирование.     Объем работы не менее 70 слов.     Рассуждение следует построить на анализе лексических и грамматических явлений.   ?
Задача ученика:1.   Объяснить смысл высказывания лингвиста Г.Степанова, проанализировать явления лексики и грамматики русского языкаПровести лексический анализ высказывания:       (толкование терминов)«СЛОВАРЬ ЯЗЫКА»(словарный состав языка – ЛЕКСИКА, от греч. LEXIS – «слово»  )ГРАММАТИКАвключает в себя 2 раздела науки о языкеМОРФОЛОГИЯСИНТАКСИС
ГрамматикаРаздел науки о языке, в котором изучаются свойства слова, изменение слов, соединение слов в словосочетание и предложениеГрамматический строй языка (построение)Совокупность правил изменения слов, их соединения в словосочетание и предложение
«Свидетельствовать»подтверждатьдоказывать
Дом  -  нет конкретного смысла;Отчий дом – в значении родной домДеревнный дом – конкретизация материала, из чего построен домКакова функция лексики ?	Лексика свидетельствует, о чём думают люди:	что думают люди – это содержание, смысл речи;   	слово выражает смысл. 	Сравни:
Какова функция грамматики ?Сравни:Грамматика свидетельствует: как люди думают,как строят свою речь,Какое выбирают построение речи  для выражения её смысла.(какой?)Деревянный домсогласованиеДом и деревауправление(из чего?)Грамматика выражает отношения и связи слов в словосочетании и предложении, поэтому служит для связи слов.
Выразительные средства лексикиПрямое и переносное значение слов.Тропы:   эпитет, метафора, олицетворение, сравнение…Синонимы.Антонимы.
Роль существительного в тексте.Роль прилагательного в тексте.Роль числительного в тексте.Выразительные средства морфологии
Риторические вопросы.Риторические восклицания.Риторические обращения.Побудительные  предложения.Вопросительные предложения.Однородные члены предложения.Выразительные средства синтаксиса
РАБОТА С ТЕКСТОМ
ПОИСК АРГУМЕНТОВ                     И ОБЪЯСНЕНИЕ ИХ РОЛИ В ТЕКСТЕ
    Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил ее, удивил и обидел.ОЧП -   грамматическое явление языка Это предложение иллюстрирует и лексическое , и грамматическое явления. Автор использует не один глагол, а несколько разных глаголов, тем самым подчеркивая силу переживания героини.   Эти слова (глаголы) автор включает в предложение в качестве однородных членов, что помогает   ему точнее выразить свою мысль.Приём  градации    -   лексическое явление языка
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережнодостала бесценные листочки.Слово «бесценные» (листочки) употребляется в переносном значении и образно выражает авторскую мысль о том, что письмо погибшего сына является для матери самым дорогим.Это слово ( бесценные) соединено со словом «листочки» , вместе они образуют в этом предложении словосочетание, таким образом слова связаны не только по смыслу, но и грамматически:  зависимое слово «бесценные» согласуется с главным «листочки  в грамматических формах: мн.ч. , вин. п. и с помощью окончания  - ЫЕСвязь слов в сл.сочет.  – грамматическое явлениеЭпитет    –      лексическое явление
(53)Письма, пользуясь её  слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и  оглохла не только она, но и её душа…	Наблюдается лексическое явление: одни и те же  глаголы употреблены и в прямом и  переносном  значении (в разных значениях), что позволяет усилить выражение душевного потрясения старого человека, которого обманули.	Интересны не только смысловые отношения слов, но и построение этого предложения. В нем используются повторяющиеся члены предложения: «...вынули из шкатулки…, вынули из её души…», которые подчёркивают авторскую мысль.
образец сочинения С 15.1.  
				Лингвист Г.Степанов утверждает, что «словарь свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».		Лексика и грамматика – главные спутники речи. Лексика – это словарный состав языка, основной единицей которого является слово. А слово называет предметы и явления окружающего мира, поэтому лексика свидетельствует, о чём  думают люди.
		Грамматика изучает разнообразие грамматических форм слов (морфология), а также все связи в словосочетании и предложении (синтаксис). Таким образом, грамматика свидетельствует о том, как люди думают т.е. как они строят свои высказывания.		В предложении (17) есть словосочетание «бесценные листочки», в котором слово «бесценные» употребляется в переносном значении и образно выражает авторскую мысль о том, что письмо погибшего сына является самым дорогим для матери.
		Слово «бесценные» соединено в этом предложении с существительным «листочки», вместе они образуют словосочетание. Таким образом, слова связаны не только по смыслу, но и грамматически: зависимое слово «бесценные» согласуется с главным «листочки» в грамматических формах: мн.ч., вин.п. и с помощью окончания – ЫЕ.		Трудно не согласиться с учёным в том, что «словарь свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».