Конспект урока технологии Вязание крючком


Тема урока: «Вязание крючком: традиции и современность».
Цели:
1) познакомить учащихся с новым видом рукоделия - вязания крючком;
2) научить приёмам вязания крючком основных видов петель;
3) развивать координацию движений;
4) содействовать воспитанию художественного вкуса;
5) сформировать навыки по организации рабочего места.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный.
Формы: практическая.
Технологии: здоровьесберегающие.
Оборудование: мультимедийное оборудование; образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи.

Словарь : начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.
Ход урока:
I.Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Изучение нового материала.
- Посмотрите внимательно на картинки. Предметы, изображенные на них сшиты или связаны? (Связаны).
- Они связаны спицами? (Нет. Крючком)
- Сформулируйте тему нашего урока. ( Вязание крючком)
- А как можно сформулировать цель нашего урока? (Научиться вязать крючком.)
Слово учителя.
а) Актуальность вязания крючком.
В современный век научно-технического прогресса, когда очень многие виды деятельности женщины в доме заменили запрограммированные машины, большая редкость – вещи, изготовленные руками самой хозяйки. Ведь женщина – не только хранительница семейного очага, она создаёт в своем жилище уют, красоту, комфорт, тем самым выражая свой неповторимый стиль, подчеркивая яркую индивидуальность своего характера. По интерьеру, по созданному уюту можно судить о самой женщине.

Ребята, а как вы считаете, какими вещами, предметами, изготовленными своими руками, может современная женщина украсить свой дом? ( Салфетка,скатерть,коврик,вязаная вазочка, прихватка и т.д.)
Сейчас рукоделие для женщины стало просто приятным развлечением. У современной женщины отпала необходимость заниматься кройкой и вязанием. Ей проще купить все в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.
Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства – вязание крючком. Вязание крючком просто, многообразно и доступно каждому!
Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше.
Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна. Ни у одного другого человека на всей планете нет такой же.
Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязаные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.
б) Сообщение «История вязания крючком»
Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в соблазнительно облегающих платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными.
В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.
В V веке вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.
После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.
В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев – вязаному берету – уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки.
В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Особенно это относилось к вязанию крючком, потому что, вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия. Начиная с XVI века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли “гулять по Европе”, а в XIX веке это искусство стало поистине ювелирным.
В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30–40-е годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.
Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы – различные геометрические фигуры, цветы.
Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.
Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать.
в) Инструменты и материалы.
Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов . Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.
Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают на хрупкое острие крючка для его защиты.
Крючки для вязания нитками изготавливают также из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, а изготовленные из пластмассы – номера от 2,5 до 15.
Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно – более толстый крючок .
Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком – хлопок. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Из льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.
Вязать крючком можно также из лыка, толстой ковровой пряжи, тесьмы и других материалов
.
г) Оборудование рабочего места и техника безопасности при работе с крючком.
Не кладите крючок в портфель без пенала.
Крючок храните с специальном футляре или шкатулке.
Клубок ниток при вязании положите в ёмкость с ровными краями, чтобы он не укатился.
Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать с левой стороны.
При вязании сидите удобно: откиньтесь на спинку стула, не ставьте локти на стол, не горбитесь.
Делайте перерывы во время вязания, выполняйте упражнения для снятия усталости мышц глаз.
Вяжите без спешки так, чтобы движения были плавными и равномерными. На рабочем месте должен быть порядок.
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи
Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.
д) Основные виды петель.
Положение крючка в руке.
Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш . При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож . При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.
Начальная петля.
Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .
Воздушная петля.
Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.
Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.
Цепочка воздушных петель.
Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.
После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля”), в подсчет не включаются (рисунок ). Если необходимо связать большую начальную цепочку из воздушных петель, легко ошибиться в расчетах, чтобы облегчить себе задачу, воспользуйтесь маленькой хитростью. Начальную цепочку свяжите из ниток с отдельного клубочка, затем аккуратно привяжите новую нить к первой петле начальной цепочки и продолжите вязание по схеме, таким образом, вы легко сможете либо довязать недостающие петли начальной цепочки, либо распустить лишние, не распуская проделанной работы.
3. Практическая работа.
Вязание основных видов петель:
воздушная петля;
цепочка воздушных петель.
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.
4. Закрепление изученного материала.
Вопросы:
Как нужно держать крючок?
Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
Что означает номер крючка?
5. Итог урока.
Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.
Заключение.
- Перед вами образцы вязания. Из них я постаралась сделать маленький домик –счастья. Но мне очень хочется, чтобы вы дополнили мою картину своими работами, сделав из них солнышко с лучами, травку и небо с облачками.(Девочки поочередно выходят и прикрепляют булавками свои работы так, чтобы получилось солнышко, трава, облака.)
- Я рада, что встретилась с вами .И как память о нашей встрече у меня останется эта картина.