Семинар №4 Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста


УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
______________Е.Г. Ярандаева
«_____»__________20___г.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
семинарского занятия №4

по МДК «Здоровый человек и его окружение»
(специальность «Сестринское дело», 3 курс)

ТЕМА: «Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста».





















Пояснительная записка

Методическая разработка семинарского занятия по теме: «Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности «Сестринское дело».
В методической разработке семинарского занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формированию у студента общих и профессиональных компетенций.
На семинарском занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес по истории сестринского дела, а так же способность применять теоретические знания в практической деятельности.

Методическая разработка семинарского занятия включает в себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к семинарскому занятию;
дидактический материал по данной теме.

























МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: «Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста».

В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
современные представления о здоровье, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья в «Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста;
принципы рационального и диетического питания.

Цели занятия:
1. Дидактические:
контроль и коррекция знаний по теме: «Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста».
2. Развивающие:
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК4)
3. Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии;
воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды;
воспитывать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку;
Тип занятия: контроль и коррекция знаний
Вид занятия: семинарское занятие
Метод контроля знаний: тестовый опрос, фронтальный, письменный опросы.
Продолжительность занятия: 90 минут.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК

Анатомия и физиология человека
СУРЗ в педиатрии
МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
ОП.09. Психология
ОП.08. Общественное здоровье и здравоохранение
МДК.01.02. Основы профилактики
МДК.01.03. СД в системе медико-санитарной помощи населения

2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК

Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста.
Климактерический период.


Используемая литература:
Для студентов:
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение (электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»).
Для преподавателей:
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение (электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»).

Хронокарта занятия.
Организационный момент 2 минуты
Постановка целей и задач. Создание мотивационного 5 минут
пространства
Актуализация опорных знаний 10 минут
Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы 15 минут
Контроль и коррекция знаний 50 минут
Подведение итогов занятия 5 минуты
Сообщение домашнего задания 3 минута

Характеристика отдельных элементов занятия

Содержание этапов занятия
Методическое обоснование

1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.


2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства
Преподаватель четко называет тему занятия Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста, цель занятия, этапы занятия.
Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что Школьные годы – важнейший период жизни ребенка, который может быть успешным только при соблюдении определенных условий, включающих правильную организацию дня, обеспечение безопасной среды, решение вопросов по адаптации ребенка к школе, адекватное и рациональное питание. При создании мотивационного пространства используются межпредметные связи, показывается значение данной темы при изучении профессиональных модулей.

3. Актуализация опорных знаний
Цель - выявить уровень знаний по теме используя тестовый опрос (приложение № 1 в двух вариантах с эталонами ответов)



4. Контроль и коррекция знаний
1. Проводится фронтальный опрос по теме
1. Назовите анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.
2. Назовите основные потребности ребенка в периоды преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста, способы их удовлетворения.
3. Перечислите проблемы детей преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.
4. Расскажите об адекватном питании детей преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.
5. Расскажите о режиме дня детей преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.
6. Расскажите об особенностях физического, нервно-психического и полового развития детей преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.
7. Перечислите основные принципы закаливания и гимнастики в период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.
8. Перечислите принципы создания безопасной окружающей среды детям преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.


2. Решение ситуационных задач- 15 минут (приложение №2 с эталонами ответов)
3. Тестовый опрос 2 варианта – напишите правильный ответ – 15 минут (приложение № 3 с эталонами ответов)

6. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля.

7. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Климактерический период», дает рекомендации по подготовке к занятию.
Выполнить самостоятельную работу: составить рекомендации по темам:
Питание людей в климактерическом периоде
Режим дня людей в климактерическом периоде
Гигиена человека в климактерическом периоде.

Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов



Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы. Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1)






Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих компетенций
Выявление степени сформированности общих компетенций.

Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций: ОК 5 использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 4 осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
























Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.




Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ТЕМА: «Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста».

В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
современные представления о здоровье, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья в период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста;
принципы рационального и диетического питания.
Цели занятия:
контроль и коррекция знаний по теме «Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста»;
формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.

1. Назовите анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.
2. Перечислите основные потребности ребенка в периоды преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста, способы их удовлетворения.
3. Перечислите проблемы детей преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.
4. Расскажите об адекватном питании детей преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.
5. Расскажите о режиме дня детей преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.
6. Расскажите об особенностях физического, нервно-психического и полового развития детей преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.
7. Перечислите основные принципы закаливания и гимнастики в период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.
8. Перечислите принципы создания безопасной окружающей среды детям преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.


Самостоятельная работа студента при подготовке к занятию.
1.Работа с лекционным материалом.

Литература:
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение (электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»).

Приложение 1
Входной контроль
Тема: «Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста».
I- вариант
Выберите один правильный ответ
1. ЧДД ребенка 2-х лет:
а) 25-30 в 1 мин
б) 40 в 1 мин
в) 16-18 в 1 мин
г) 18-20 в 1 мин
2. Слизистая оболочка дыхательных путей у детей раннего возраста содержит:
а) мало лимфоидной ткани
б) много лимфоидной ткани
в) мало капилляров
г) мало капилляров и мало лимфоидной ткани
3. ЧСС у ребенка 5 лет в 1 мин:
а) 140
б) 70-75
в) 100-110
г) 75-80
4. Формула для определения диастолического давления для ребенка от 1 года до 10 лет
а) АДд=1/3АДс
б) АДд=2/4АДс
в) АДд=1/5АДс
г) АДд=2/3АДс
5. СОЭ у ребенка старше 1 года в мл/ч
а) 4-10
б) 15-20
в) 2-3
г) 14-16
6. Количество лейкоцитов у ребенка старше 1 года в 109/л
а) 10-20
б) 10-30
в) 4-6
г) 6-8
7. Количество лимфоцитов в %
а) 75
б) 80
в) 20
г) 35
8. Суточное количество мочи выделяемое за сутки составляет в % относительно выпитой жидкости
а) 20
б) 60-65
в) 80
г) 10
9. Заметно увеличиваются размеры вилочковой железы в возрасте
а) от 3 до 8 лет
б) от 1 до 2 лет
в) от 2 до 3 лет
г) от 8 до 10 лет
10. Какая железа влияет на рост ребенка
а) надпочечник
б) гипофиз
в) вилочковая железа
г) щитовидная железа
Входной контроль
Тема: «Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста».
II- вариант
Выберите один правильный ответ
1. ЧДД ребенка 5-6 лет:
а) 35-40
б) 25
в) 18-20
г) 16-18
2. Верхние дыхательные пути у детей раннего возраста
а) широкие, короткие
б) широкие, длинные
в) узкие, короткие
г) узкие, длинные
3. ЧСС у ребенка 7 лет в 1 мин
а) 95-100
б) 80
в) 120
г) 80-90
4. Формула для определения диастолического давления для ребенка от 1 года до 10 лет
а) АДс= 90+2п, где п – число лет
б) АДс= 100+2п, где п – число лет
в) АДс= 80+2п, где п – число лет
г) АДс= 80-2п, где п – число лет
5. Количество эритроцитов у ребенка старше 1 года в 1012/л
а) 4,5-5
б) 3,5-4
в) 4,5-7,5
г) 6-8
6. Количество гемоглобина у ребенка старше 1 года в г/л
а) 100-110
б) 120-156
в) 150-200
г) 80-100
7. Количество нейтрофильных гранулоцитов у ребенка старше 1 года в %
а) 30
б) 40
в) 50
г) 60
8. Формула для определения суточного количества мочи у ребенка старше 1 года
а) М=800+100(п-1), где п - возраст
б) М=600-100(п-1), где п - возраст
в) М=100+100(п-1), где п - возраст
г) М=600+100(п-1), где п - возраст
9. Максимальное действие гормона щитовидной железы происходит в возрасте
а) 3 года
б) 5 лет
в) 9 лет
г) 7 лет
10. Процесс дифференциации вилочковой железы начинается в возрасте
а) 6 мес
б) от 3 мес до 8 лет
в) от 8-10 лет
г) от 1 года до 3 лет
Эталоны ответов
Тема: «Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста».


I- вариант
II- вариант

1-а
1-б

2-б
2-а

3-в
3-а

4-а
4-в

5-а
5-б

6-г
6-б

7-г
7-г

8-б
8-а

9-а
9-б

10-б
10-г

Критерии оценок:
«5» - 0 ошибок,
«4» - 1-2 ошибки,
«3» - 3-4 ошибки,
«2» - 5 и более ошибок

Приложение 2
Решите ситуационные задачи.
Тема: «Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста».
Задача №1.
Оценить нервно-психическое развитие ребенка 2-х лет: преодолевает препят-ствия, чередуя шаг, различает предметы по цвету; в игре отмечаются элементы логики; строит предложения из 3-х слов, понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях, умеет частично раздеваться.
Задача №2
Оцените нервно-психическое развитие ребенка 2-х лет 6 мес: подбирает по образцу разнообразные предметы, перешагивает через несколько препятствий, в игре действует взаимосвязано и последовательно, сам одевается, но ещё не умеет застегивать пуговицы. Строит предложения из 3-х и более слов.

Эталоны ответов на ситуационные задачи.
Тема: «Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста».

Задача №1.
Нервно-психическое развитие ребенка соответствует возрасту..

Задача №2.
Нервно-психическое развитие ребенка соответствует возрасту.



Приложение 3.
Выходной контроль
Тема: «Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста».
I- вариант
Выберите один правильный ответ
1. Соотношение белков: жиров: углеводов для детей периода "молочных зубов":
а) 4:4:15
б) 1:3:8
в) 3:3:10
г) 5:5:10
2. Деятельность гонад усиливается в возрасте:
а) 12-13 лет
б) 9-10 лет
в) 8-9 лет
г) 7-8 лет
3. ЧДД в 1 мин у ребенка 2-х лет:
а) 25-30
б) 40
в) 16-18
г) 18-20
4. Поведенческое нарушение в школьном возрасте:
а) рвота
б) повышенный аппетит
в) жидкий стул
г) головная боль
5. Количество лейкоцитов у ребенка старше 1 года в 10 /л:
а) 10-20
б) 10-30
в) 4-6
г) 6-8
6. Социальный фактор, который влияет на учебу ребенка в школе:
а) неполная семья
б) многодетная семья
в) малый доход семьи
г) в семье один ребенок
7. Необходимое условие для посещения ребенка ДДУ:
а) здоровый ребенок без профилактических прививок
б) ребенок в остром периоде заболевания с профилактическими прививками
в) здоровый ребенок с профилактическими прививками
г) здоровый ребенок, но не привитый против туберкулеза
8. После школьных занятий ученику следует:
а) почитать книгу
б) погулять на свежем воздухе
в) быстро приготовить домашнее задание
г) посмотреть телевизор
9. Самостоятельно ребенок одевается в возрасте:
а) 1-2 года
б) 2,5-3 года
в) 4 года
г) 5 лет
10. Перемена предназначена для поддержания работоспособности и отдыха детей с целью профилактики переутомления:
а) да
б) нет

Выходной контроль
Тема: «Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста».
II- вариант
Выберите один правильный ответ
1. Смена молочных зубов на постоянные заканчивается в возрасте:
а) 5-7 лет
б) 7-8 лет
в) 8-9 лет
г) 11-12 лет
2. Сколько раз в день должен принимать пищу ребенок в периоде "молочных зубов":
а) 3 раза
б) 4 раза
в) 5 раз
г) 6 раз
3. Характер детей формируется в возрасте:
а) 3-5 лет
б) 6-7 лет
в) 16-18 лет
г) 7-12 лет
4. ЧСС в 1 мин у ребенка 7 лет:
а) 95-100
б) 80
в) 120
г) 80-90
5. Причина плохой успеваемости в школе со стороны здоровья:
а) сколиоз
б) плоскостопие
в) снижение слуха
г) врожденный вывих бедра
6. Количество гемоглобина у ребенка старше 1 года в г/л:
а) 100-110
б) 126-150
в) 150-200
г) 80-100
7. В результате АФО нервной системы и повышения нагрузок у школьников часто развивается:
а) изменение почерка
б) переутомление и утомление
в) обострение памяти
г) изменение веса
8. При подготовке ребенка к школе осмотр осуществляется:
а) только узкими специалистами
б) только педиатром
в) педиатром и узкими специалистами
г) педиатром, узкими специалистами, с проведением лабораторных исследований
9. Рациональное питание школьников включает в себя следующие моменты:
а) большое содержание клетчатки
б) наличие овощных и молочных блюд
в) 4-х разовое питание
г) наличие горячих завтраков
10. Ежегодная прибавка массы тела со 2-го года жизни:
а) 1 кг
б) 2 кг
в) 3 кг
г) 4 кг

Эталоны ответов
Выходной контроль
Тема: «Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста»

I- вариант
II- вариант

1 – а
1 – г

2 – а
2 – б

3 – б
3 – г

4 – а
4 – г

5 – г
5 – в

6 – а
6 – б

7 – в
7 – б

8 – б
8 – г

9 – б
9 – а

10 – а
10 – б

Критерии оценок:
«5» - 0 ошибок,
«4» - 1-2 ошибки,
«3» - 3-4 ошибки,
«2» - 5 и более ошибок





























Лист регистрации изменений
№ измене-ния
Номера листов (страниц)
Всего листов (страниц) в документе
Вход. № сопроводитель-ного документа и дата
Подпись
ответствен-ного за внесение
Дата


Изменен-ных
Новых
Аннулиро-ванных





























































































Методическая разработка семинарского занятия


Специальность «Сестринское дело», 3 курс


МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение



Версия 1.0 Страница 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715 из 15


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ЦМК ЕМД №2


Методическая разработка семинарского занятия




Должность
Фамилия/Подпись
Дата

Составил
Преподаватель
А.Н. Миронова


Согласовал
Председатель ЦМК
Зав. научно-методическим отделом
М.Н. Афанасьева
М.П. Маркевич


Версия: 1.0


Стр.1из 15





Рисунок 1