Животный мир в творчестве Сергея Есенина
Открытый урок по русской литературе в 7 классе
Учитель: Бродинская С.В.
Тема: Животный мир в творчестве С.А. Есенина.
Цель: 1.Познакомить учащихся с особенностями творчества С.А.Есенина.
2.Расширить знания детей по разделу «Художественные средства выразительности в произведении».
Закрепить полученные знания по теме «Рифма и ее виды», «Композиция произведения», развивать речь учащихся, их художественное воображение, творческое мышление.
3.Формировать у детей чувство сострадания и ответственности по отношению к животному миру.
Ход урока:1. Организационный момент. Приветствие. Оглашение целей. На доске портрет С.Есенина.
(На интерактивной доске идёт показ слайдов, звучит фрагмент романса на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая…»)
2. Знакомство с новой темой - биографией С.Есенина, его творчеством.
Прослушивание романсов на стихи поэта: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери».
Просмотр слайдов о поэте.
3.Знакомство со стихами «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке».
Задание по группам: поработать с учебником. 1 группа стр.200, 2 группа стр.201, 3 группа стр.205,прочитать информацию о животном, составить группой ответ по прочитанному (стратегия «Изображение основной идеи»), нарисовав в виде схем или рисунков.
4.Защита проектов.
5.Чтение стихотворения «Корова». Анализ стиха.
1.Стратегия «Воображение»
Что мы видим.
Что мы слышим.
Какие запахи мы ощущаем.
Работа в тетрадях. Запись числа, темы, названия произведения.
2. Записать образы, встречающиеся в произведении. Найти аллитерацию, для чего она используется автором?
3.Что испытывает читатель, знакомясь с этим произведением, поэт?
Чтение стихотворения «Песнь о собаке».
О чём это произведение? Найти средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, найти в тексте эпитеты (простые).
Стратегия «Свободное письмо». Написать письмо хозяину. Зачитать письма.
Чтение стихотворения «Лисица». Анализ стиха. Определить количество строф. Работа над рифмой (смежная, перекрёстная, кольцевая или опоясанная), мужская, женская, дактилическая, клаузулическая.
Составление сказки со счастливым концом. Учащиеся устно по очереди составляют сказку с героями: лисица, собака, корова, других героев они выбирают сами. Вспомнить строение произведения: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
6. Закрепление. В классе 11 человек. Для каждого придуманы свои задания. Их необходимо найти в классе.
1.Что такое олицетворение?
2.Что называется аллитерацией?
3.Какие образы использовал С.Есенин в своих стихах?
4.Что объединяет эти три стихотворения?
5.Назвать годы жизни С.А.Есенина.
6.На какой слог падает ударение в мужской рифме?
7. На какой слог падает ударение при женской рифме?
8.Перечислить виды рифм.
9. Прочитать 3 строфы стихотворения «Корова».
10. Прочитать 3 строфы стихотворения «Песнь о собаке».
11. Прочитать 3 строфы стихотворения «Лисица».
7. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений по группам: стр. 166, 167, 168. Нарисовать на А – 4 рисунок к произведению.
8. Итог урока, оценки.