Презентация «Преемственность в формировании УУД начальной и основной школы: механизмы формирования УУД»


Мастер-класс«Преемственность в формировании УУД начальной и основной школы: механизмы формирования УУД» «Великая цель образования – это не слова, а действия». Герберт Спенсер Диагностический инструментарий:показательность конкретного вида УУД;учёт системного характера;учёт возрастной специфики. Цель мониторинга уровня сформированности УУД:получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД в условиях реализации ФГОС. Система критериев и показателей уровня сформированности УУД:соответствие возрасту; соответствие УУД заранее заданным требованиям; сформированность учебной деятельности. Развитие УУД предполагает:Проведение психолого-педагогической диагностики;Проведение консультационной и просветительской работы с родителями;Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами;Коррекционно-развивающая работа;Аналитическая работа. Универсальные учебные действия (УУД)Основные критерии оцениванияМетодикиПримечаниеЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯСамоопределение:Внутренняя позиция школьника-Положительное отношение к школе.-Чувство необходимости учения. -Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа. -Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома.-Предпочтение социального способа оценки своих знаний -отметки - дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) "Беседа о школе" (модифицированный вариант) (Т А. Нежнова, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер)Беседа по определению "Внутренней позиции школьника"(Н.И.Гуткина)Психолог 1 классПсихолог 1 классКарта психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 класс, в рамках введения ФГОС НОО. Самооценка: а) регулятивный компонент б) когнитивньий компонент а) Регулятивный компонент: - способность адекватно судить о причинах своего успеха, неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием б) Когнитивный компонент: - представленность в Я-концепции социальной роли ученика- рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика-осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» - осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха Методика "Лесенка "Методика "Хороший ученик" (рефлексивная самооценка учебной деятельности) Модификация методики определения самооценки (Т В. Дембо, С.Я. Рубинштейн) Психолог 1-4 классПсихолог 1 классПсихолог 2-4 классПсихолог 4 классСмыслообразование: Мотивация учебной деятельности Сформированность познавательных мотивов: - интерес к новому - интерес к способу решения и общему способу действияСформированность социальных мотивов: - стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществуСформированность учебных мотивов:- стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений"Беседа о школе" (модифицированный ва риант) (Т. А. Нежнова, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер) Методика "Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет" (М Р. Гинзбург) Методика исследования учебной мотивации школьников (М Р. Гинзбург) Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (наблюдение)Психолог 1 класс Психолог 1 класс Психолог 2-4 класс Учитель 1-4 класс Нравственно-этическая ориентацияОтношение к нравственно-этическим нормамМетодика выявления уровня нравственно-этической ориентации (наблюдение) (Л.И.Лейгчук)Задание на норму справедливого распределения по (Ж.Пиаже)Анкета "Оцени поступок"(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в мод. (Е.А.Курганова и О.А.Карабанова)Методика "Что такое хорошо и что такое плохо" адапт. (Н.В. Кулешова)Учитель 1-4 классПсихолог 2 классПсихолог 3 классПсихолог 4 класс РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯУмение учиться и способность к организации своей деятельности: - целеполагание- планирование- прогнозирование- контроль- коррекция- оценка- саморегуляция- Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий - Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик - Осуществление контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона - Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Методика "Выкладывание узора из кубиков"Методика "Образец и правило"(А.Л. Венгер)Методика "Шифровка" (Д.Векслер)Тест Тулуз-ПьеронаМетодика "Изучение саморегуляции" (У. В. Ульенкова)Психолог 1 классПсихолог 1 классПсихолог 1 классПсихолог 4 классПсихолог 1 класс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯОбщеучебные универсальные действияУчитель 1-4 классУниверсальные логические действия- Общая осведомленность- Выполнение инструкций- Сравнение- Анализ- синтез- Обобщение- Классификация- Установление аналогийМетодики из диагностического альбома Н.Я.Семаго, М.М. СемагоМетодика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет (Э.Ф.Замбицявичене)Методика словесных субтестов (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Чупрова)Групповой интеллектуальный тест (Дж.Ванна)Психолог 1 классПсихолог 1 классПсихолог 4 классПсихолог 4 классПостановка и решение проблемы- Формулирование проблемы- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера НаблюдениеОценивает учитель 4 класс КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯКоммуникация как общение- Умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе (экспертная оценка учителя) (Э. М. Александровская) НаблюдениеУчитель 1 классПсихолог, учительКоммуникация как кооперация- Согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности- Учет позиции собеседника либо партнера по деятельности Медодика "Рукавички" (Г. А. Цукерман) "Совместная сортировка" (Г. В. Бурменская) НаблюдениеПсихолог 1 классПсихолог 4 класс Психолог, учительКоммуникация как условие интериоризации • Коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии - Понимание логико-грамматических конструкций.Методика "Последовательные картинки""Дорога к дому" (мод. задание Архитектор-строитель)Методика "Ящик и Бочка"Психолог 1 классПсихолог 4 классПсихолог 1 класс МОДЕЛЬ психолого- педагогического сопровождение обучающихся 5-х классов 1 четверть2 четверть3 четверть4 четвертьДиагностический минимум по адаптацииУглублённая диагностика, коррекционно-развивающая работаконсилиумКоррекционно-развивающая работа по адаптацииконсилиум Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения :- Психологическое просвещение (и образование)Профилактика Диагностика (индивидуальная и групповая) Развивающая работа Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) Консультирование (индивидуальное и групповое) Экспертиза Диагностика уровня сформированности УУДАдминистрацияКлассный руководительПедагог-психолог Учителя- предметники Диагностика, проведённая классными руководителями 5-х классовАнкета мотивации.№ п/пВопросВарианты ответаОтвет1.Как ты чувствуешь себя в школе?а) мне в школе нравится;б) мне в школе не очень нравится;в) мне в школе не нравится2.С каким настроением ты идешь утром в школу?а) с хорошим настроением;б) бывает по-разному;в) чаще хочется остаться дома3.Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?а) пошел бы в школу;б) не знаю;в) остался бы дома4.Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?а) мне не нравится, когда отменяют уроки;б) Бывает по-разному;в) мне нравится, когда отменяют уроки5.Как ты относишься к домашним заданиям?а) я хотел бы, чтобы домашние задания были;б) не знаю, затрудняюсь ответить;в) я хотел бы, чтобы домашних заданий не было №КритерииБаллыПоведенческие индикаторы сформированности критерия1.Критерии эффективности учебной деятельности1.1.Учебная активность1.2.Целеполагание1.3.Самоконтроль1.4.Усвоение знаний, успеваемость2.Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения2.1.Нравственно-этическая готовность2.2.Поведение на уроке2.3.Поведение вне урока3.Успешность социальных контактов3.1.Взаимоотношения с одноклассниками3.2.Отношение к учителю4.Эмоциональное благополучиеСхема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся УУДВысокийуровень (%)Средний уровень (%)Низкий уровень (%)ЛичностныеРегулятивныеПознавательные Коммуникативные ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬАналитический отчет по результатам социально-психологической адаптации учащихся при переходе в среднее звено и уровня сформированности УУД № п/пФ.И. обучающегосяУУДЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативныеГусакова Полина высокийсреднийсреднийсреднийДеркачев Денис высокийвысокийвысокийвысокийДолина Юлия высокийсреднийвысокийвысокийИлюхина Мария среднийсреднийвысокийсреднийКолесникова София высокийсреднийвысокийвысокийКолодяжная Юлия высокийвысокийвысокийвысокийКошелев Никита высокийсреднийнизкийсреднийКривенцев Иван низкийнизкийнизкийнизкийИндивидуальная диагностика уровня сформированности универсальных учебных действийобучающихся 5 «А» классана начало 2015 – 2016 учебного года. Долина Юлия 5 «А» класс Илюхина Мария 5 «А» класс Спасибо за внимание!Успехов в работе!