Презентация к уроку литературы Христианские мотивы в творчестве Сергея Есенина


Избранный от Небеснаго Царя воспевати о правде Божией народу,В день игумена Радонежского родивыйся, во крещении имя его получивый,иерей бо матере твоея рече: Твой сын отмечен Богом.Мы же тебя воспевати:Радуйся, псаломщиком служивый,Радуйся, обретший жемчужину родного слова,Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче. Доказать, что Есенин чувствовал «Радуницу Божью», что «голубиный дух от Бога» владел его дорогой, не смотря на периоды сатанинских загулов. Доказать, что христианские мотивы в творчестве Есенина – это не литературный прием, а состояние души, содержание его внутреннего мира. Библейские праздники Библейские сказания Библейская лексика Троицыно утро, утренний канон,В роще по березкам белый перезвон. И может быть пройду я мимоИ не замечу в тайный час,Что в елях – крылья Херувима,А под пеньком – голодный Спас. Чую радуницу Божью – Не напрасно я живу,Поклоняюсь придорожью,Припадаю на траву. Голубиный дух от Бога,Словно огненный язык,Завладел моей дорогой,Заглушил мой слабый крик. Мечтатель сельский, я в столицеСтал первокласснейший поэт… Я, гражданин села,Которое лишь тем и будет знаменито,Что здесь когда-то баба родилаРоссийского скандального пиита. Протянусь до незримо города,Млечный прокушу покров.Даже Богу я выщиплю бородуОскалом моих зубов.Ухвачу его за гриву белуюИ скажу ему голосом вьюг:Я иным тебя, Господи, сделаю,Чтобы зрел мой словесный луг. ? «Я – поэт, Анатолий Мариенгоф. Я не верю ни в Бога, ни в черта, я окончательно болен революцией… » Зато теперь: на распеленутой земле нашейТолько Я — человек горд. «…Наша вера – в силе,Наша правда – в нас!» За темной прядью перелесиц,В неколебимой синеве,Ягненочек кудрявый – месяцГуляет в голубой траве.1915 год Если этот месяцДруг их черной силы, -Мы его с лазуриКамнями в затылок.1918 год Подыму свои руки к месяцу,Раскушу его как орех.1918 год "Ты ведь видишь, что небо сероеТак и виснет и липнет к очкам.Ты прости, что я в Бога не верую,Я молюсь ему по ночам.Так мне нужно. И нужно молиться,И, желая чужого тепла,Чтоб душа, как бескрылая птица,От земли улететь не могла". Слушали Иисуса и объясняли вслух: "Да ведь в нём нечистый дух!"; Дрых он ночью и похрапывал днём, Скрёб голову, покрытую вшами и гнидами, И питался диким мёдом и акридами. И всё-таки, когда я в "Правде" прочитал Неправду о Христе блудливого Демьяна, Мне стыдно стало так, как будто я попал В блевотину, низверженную спьяна. …………………………………………….А русский мужичок, читая "Бедноту", Где образцовый блуд печатался дуплетом, Ещё отчаянней потянется к Христу, Тебе же мат пошлёт при этом. Еду на баркасе,Тычусь в берега.Церквами у пряселРыжие стога. Бедные, бедные крестьяне!……………………………..О, если б вы понимали,Что сын ваш в РоссииСамый лучший поэт!Вы ль за жизнь его сердцем не индевели,Когда босые ноги он в лужах осенних макал?А теперь он ходит в цилиндреИ лакированных башмаках.Но живет в нем задор прежней вправкиДеревенского озорника.Каждой корове с вывески мясной лавки Он кланяется издалека.И, встречаясь с извозчиками на площади,Вспоминая запах навоза с родных полей,Он готов нести хвост каждой лошади,Как венчального платья шлейф. К черту я снимаю свой костюм английский.Что же, дайте косу, я вам покажу –Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,Памятью деревни я ль не дорожу?Нипочем мне ямы, нипочем мне кочкиХорошо косою в утренний туманВыводить по долам травяные строчки,Чтобы их читали лошадь и баран.В этих строчках – песня, в строчках – слово.Потому и рад я в думах ни о ком,Что читать их может каждая корова,Отдавая плату теплым молоком.