Разработка урока по литературе по творчеству Сергея Есенина «Чувство родины — основное в моем творчестве»

Урок литературы в 7 классе по творчеству Сергея Есенина
учитель литературы Василенко Лариса Григорьевна
МБОУ «Зональненская СОШ» Томского района

Тема «Чувство родины - основное в моем творчестве». Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая»

Цели урока: познакомить учащихся с биографией С. Есенина и художественным своеобразием его поэзии, совершенствовать навыки связной устной речи; расширять понятийно-терминологический и лексический запас; интерпретация лирического текста через анализ языковых средств.
Наглядность и оборудование: фотографии С. Есенина, презентация о поэте,
Лирические русские народные песни, картины с изображением русских пейзажей, распечатки стихов.
Запись на доске:
Лирический герой
Лирическая ситуация
Развитие лирического сюжета
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Просмотр слайдов презентации.
(Звучит негромко лирическая музыка, клик журавлей, учитель читает вслух стихотворение «Отговорила роща золотая»)
- О чем это стихотворение? (о природе)
- Какие ключевые слова вы услышали, запишите их в тетради и на доске
(роща золотая, березовым языком, один среди равнины, юности веселой, души сиреневая цветь, костер рябины красной)
- Как называются записанные слова? (языковые средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения)
Прочитайте стихотворение самостоятельно. Продолжите запись в тетради средств выразительности, объясните их смысл.
Работа по цепочке (каждый ученик читает по строчке и объясняет, какие средства выразительности встречаются).
- Какое настроение вызывает это стихотворение? Ответы детей (печаль, грусть, одиночество)
- Почему грустно? (Время года – осень, журавли улетают, деревья роняют листья)
- Давайте вспомним стихотворение М. Лермонтова «Тучи» (подготовленный ученик читает вслух стихотворение).
- Что общего в обоих стихотворениях? (сквозные слова «странник», «журавли» и тема одиночества, лирический герой одинок)
- Найдите параллель, связанную с лирическим героем (появляется слово «не жаль»).
- Кому «не жаль» лирическому герою или журавлям? (Лирическому герою)
- Какая исходная лирическая ситуация в стихотворении? (Осень, скоро наступление зимы).
- Кто такой странник? Как вы объясните значение этого слова? Подберите синонимы (паломники, пилигриммы - люди духовные). Каждый человек в душе странник? (появляется мотив духовности, оторванности от своей родины).
- Обратите внимание на развитие лирического сюжета, расширяется время, появляется прошлое. Найдите и запишите эти строки («Я полон дум о юности веселой»).
- Соотнесите циклы природы с циклами жизни человека (весна - лето, осень - зима).
В каком году было написано стихотворение? (1924 году, за год до смерти).
Итог урока:
(Появились новые смыслы, которые наталкивают на новые мысли; у Есенина было языческое понимание природы; интересно, что циклы природы можно сравнить с циклами жизни человека)
Дом. задание: выучить стихотворение наизусть.


15