Проблемы преемственности обучения между начальной ступенью образования и средней

Выступление на педсовете по теме «Проблемы преемственности обучения между начальной ступенью образования и средней»


На протяжении не одного десятилетия проблема преемственности между ступенями школьного образования ищет своего разрешения. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств. Как минимум, существует три адаптационных периода: в первом, пятом и девятом классах.
В адаптационный период, приходящийся на первый класс, для ребенка все новое: начиная от коллектива, в котором он будет учиться, и заканчивая классно-урочной системой. Нужно заметить, что для решения этого вопроса проводится большая работа. Детские сады активно готовят детей к переходу в школу, при школах открываются подготовительные курсы для будущих первоклассников, в которых дети адаптируются и к учителю, и к режимным моментам, организующим жизнь школьника. К сожалению, при переходе из начальной в среднюю школу вопросам адаптации уделяется гораздо меньше внимания. А ведь образовательная система в 5 классе ставит перед ребенком не менее трудные задачи, чем в первом: надо приспособиться к кабинетной организации учебного процесса, различным стилям педагогической деятельности учителей, их личностным особенностям, самостоятельной организации учебной деятельности, когда «классной мамы» из начальной школы нет, а есть классный руководитель, с которым он видится несколько раз в неделю.
Следующий адаптационный период приходится на девятый класс. В этом вопросе дела обстоят чуть лучше. Активная работа учителей не проходит бесследно, однако наряду с подготовкой по отдельным предметам недостаточное внимание уделяется психологической готовности к сдаче экзаменов.
Мы поговорим конкретно об адаптации к требованиям и условиям обучения в период перехода из начальной в среднюю школу.
Поступление в школу и переход из 1 ступени во 2 ступень – это переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Преемственность между начальной школой и пятым классом предполагает следующие направления:
Образовательные программы;
Организация учебного процесса;
Единые требования к учащимся;
Структура уроков.

Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников.
К ним относятся:
Повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения с учителями-предметниками и пр. Анализ структуры межличностных отношений в 4, 5 классах показывает, что в 4 классе в межличностных отношениях детей нарастают явления эмоциональной напряженности и нестабильности, что проявляется в их дифференциации на отдельные социальные страты («звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «отвергаемые», «изолированные»). Если в младшем школьном возрасте отношения школьников друг к другу регламентированы в основном нормами «взрослой» морали (успешностью в учебе, выполнением требований взрослых), то к концу этого возраста и особенно к началу следующего на первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами «настоящего товарища». Экспериментальные исследования мотивов учебной деятельности показывают, что на смену основному характерному для младшего школьного возраста мотиву учебной деятельности – занимать социальное положение школьника, - в младшем подростковом возрасте приходит еще один важнейший мотив – завоевать определенное положение внутри школьного коллектива. Отношение младшего подростка к учению станет положительным только в том случае, если оно будет способствовать улучшению его положения в коллективе.
Все это свидетельствует о нарастании конфликтности в отношениях со сверстниками при переходе школьников на вторую ступень общего образования.
Для того, чтобы избежать конфликтов между учащимися в пятом классе, на протяжении всех четырех лет обучения учителями начальных классов лицея проводится работа с учащимися по культуре общения со взрослыми людьми, родителями, педагогами, сверстниками: беседы «Ты среди людей», «Делай людям добро», «Слушайся родителей и старших членов семьи», «Кого я могу назвать своим другом», различные внеклассные мероприятия и другие.
Рассматривая второй аспект взаимоотношений (дети-родители), можно сделать вывод, что по мере взросления дети чувствуют недостаток любви и заботы в отношениях с родителями. В отличие от начальной школы родители получают теперь информацию о своих детях от разных учителей, поэтому имеют возможность сопоставить успехи в учебе ребенка, его поведение на разных уроках, в различных ситуациях школьной жизни. Они сравнивают эти удачи и неудачи своих детей в настоящем с теми, которые были в начальной школе, и изменения в худшую сторону, возникающие иногда в 5 классе, часто объясняют неправильным отношением преподавателей, особенно классного руководителя.
В современном обществе в самом бедственном положении оказываются именно дети, а им больше всего на свете нужна любовь. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблемы развития личности ребенка. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи. Казалось бы, учителя и родители всегда могут договориться о том, как контролировать выполнение правил поведения дома и в школе. Однако практика свидетельствует: очень часто виновниками невыполнения учащимися этих правил являются сами родители, которые порой не знают правил проявления вежливости, внимательности. Часто родители бывают недостаточно требовательны к детям или понимают воспитание как функцию исключительно учителей и воспитателей, встречаются и разногласия между отдельными членами семьи. Поэтому учителями начальных классов проводится работа по повышению педагогической культуры родителей, на родительских собраниях обсуждаются вопросы нравственного воспитания в семье и школе.
Следующей гранью взаимоотношений являются взаимоотношения между учителями и учащимися.
Отношения детей начальных классов к учителю можно выразить следующей характеристикой: сочетание активности с неустойчивостью эмоционального состояния, общительность, поиски новых контактов, высокий уровень притязаний и неустойчивость в отношениях. Имеют место идеализация учителя, желание отдавать учителю и получать со стороны его «эмоциональное тепло» в отношениях; стремление к позиции «взрослого».
Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5 классе значимой становится оценка одноклассников, сверстников. Почему? Ведь за летние каникулы (между 4м и5м классом) не происходит серьезных изменений в физиологии ребенка. Значит, дело не в возрастном изменении. Тогда в чем? Многие на уровне интуиции говорят: «Там был один учитель, а здесь их много». Много учителей – это хорошо или плохо? Хорошо, так как они специалисты «сильнее» одного. А получается плохо. В чем тут дело? Попробуем слово «учитель» заменить на слово «оценивающий». Это сразу переводит взаимоотношение из сферы обучающей в плоскость оценивающих действий. И это уже другие по смыслу взаимоотношения. Ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивал всегда один человек. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. Более того, и класс оценивал его также в аналогичном качестве. И вдруг «оценивающие» меняются. Они еще и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят ему подчас суровые или просто другие оценки. В результате возникающие внутренние противоречия склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чем учащиеся находят поддержку и у своих одноклассников (они ведь лучше «знают», какой он еще по предыдущей жизни).
В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят лишь к концу 5го класса. А у многих учащихся отрицательное отношение к школе сохраняется дольше, а то и до конца обучения. Лишь очень небольшой части школьников удается сохранить относительно положительное, комфортное самочувствие в школе.
Также нужно отметить, что в начальный период обучения преобладающим видом внимания у младшего школьника является непроизвольное восприятие и запоминание, то есть лучше запоминается наглядный материал. Опираясь на знания этих особенностей, учитель начальных классов всегда старается разнообразить свой урок играми, загадками, ярким раздаточным материалом, броскими наглядными пособиями. Знают ли об этих особенностях учителя среднего звена? Пожалуй, не всегда. Если классный руководитель в среднем звене работает в тесном контакте с учителями-предметниками и родителями, то успешней будет процесс возрастания естественной любознательности учащихся. Чем раньше мы сформируем у ребят умения и навыки саморегуляции, управление своей волей, вниманием и памятью, тем лучше будет идти у них дальнейшее приобретение качеств, необходимых им в жизни.
Учителя основной школы должны знать и то, что у учащихся 5 класса начинается первый период полового созревания, и происходящие при этом процессы часто отрицательно сказываются на познавательной деятельности детей. Так, пятиклассники медленнее пишут, читают, им требуется больше времени на решение логических задач, несколько снижается объем памяти, внимания. Многие подростки становятся раздражительными, неадекватно реагируют на замечания взрослых, капризничают, проявляют упрямство. Все это учителя и родители часто считают проявлением испорченности ребенка и поэтому начинают его «воспитывать»: спорят, приказывают, наказывают и т.п., что еще больше усугубляют отрицательное поведение подростка. Что же делать? Необходимо постараться понять ребенка, предоставить ему право самому решить проблему, не реагировать бурно на проявления его упрямства и несдержанности.
Итак, как видим, переходный момент в жизни младших школьников требует тщательного внимания и изучения.
Какими же могут быть этапы организации адаптационного периода в школе?
1) принятие классными руководителями идеи адаптационного периода и осознание его смысла.
2) разработка психологом школы варианта программы для каждой группы классов: 1-е, 5-е, 10-е.
3) обеспечение директором школы и его заместителями организационных условий для проведения адаптационного периода.
4) постановка психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса, анализ результатов адаптационного периода психологом, заместителями директора, классными руководителями, учителями.
5) проведение родительского собрания для ознакомления с итогами адаптационного периода.
6) подведение итога на психолого-педагогическом совещании по каждой возрастной группе для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмыслении результатов адаптации.
Все эти этапы так или иначе осуществляются и в нашем лицее, но все же сделать предстоит еще многое.
Рассмотрим три направления, касающиеся преемственности. Первое направление связано с учебным процессом. Необходимо проследить за успеваемостью в нескольких классах на протяжении 4-х лет обучения, рассмотреть взаимосвязь навыков чтения с успеваемостью в старших классах, проследить за тем, как осуществляется преемственность по русскому языку и математике в 5-х классах. Второе направление связано с воспитательным процессом. Необходимо проанализировать, как воспитательная работа помогает развитию личности ребенка, как прививаются навыки сознательной дисциплины и культуры поведения. С этой целью используется специальная программа изучения школьников. Об этом подробнее выступит психолог лицея Габдрахманова И.Ф. Третье направление предполагает работу с родителями. Перед нами ставится задача повышения педагогической культуры семьи, формирования ее педагогического сознания.
Шагом по осуществлению адаптации является план действий по решению этой проблемы в звене начальная школа – средняя школа. План предполагает проведение следующих мероприятий:
совещание учителей 4-5х классов с целью определения путей взаимодействия и взаимопомощи;
входные контрольные работы, позволяющие определить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе;
анализ результатов обучения пятиклассников за первое полугодие каждого учебного года;
психолого-педагогическое сопровождение каждого учащегося 5-х классов.

Эта тема затрагивает каждого из нас, так как кому-то приходится выпускать ребят из начальных классов, кому-то принимать их в среднем звене. В этом вопросе равнодушных быть не должно.
Каковы итоги успеваемости за первое полугодие 2007-08 учебного года? Всего было аттестовано 864 ученика со 2 по 11 класс. В начальной школе – 253 ученика, в среднем звене – 485, в старшем – 122 ученика. Из них не успевают 7 по начальной школе (2в, 4г, 4в, 3г классы), 16 в среднем звене (6в, 6г, 8в, 8г, 9а, 9в, 9г, 8а), 4 – в старшем звене (10а, 11в). Таким образом по лицею всего не успевает 27 учеников (по итогам 1 четверти было 32 ученика среди 2-10 классов).
Процент успеваемости 97.3, 96.6, 96.7 по ступеням образования соответственно. По лицею – 96,8%. Количество отличников стало больше на 11 человек по сравнению с 1 четвертью. В начальной школе 16, в среднем звене – 16 и в старшем 6 учеников. Но по сравнению с предыдущими годами это меньше. На «4» и «5» всего обучаются 374 ученика. 148, 180 и 46 по ступеням обучения соответственно. В начальном звене ударников стало больше на 9 человек, в среднем звене на 17 человек по сравнению с итогами успеваемости за 1 четверть. Качество образования составляет в начальной школе 63%, в среднем звене 40,6% и в старшем – 42,6%. По лицею – 47,6%.
Очень много учеников имеют по итогам 1 полугодия по одной «3». Всего 76 человек. Это очень много. Одной из причин является несвоевременное выставление учителями-предметниками в журнал текущих оценок, из-за чего классные руководители не могут предвидеть картину успеваемости.
Рассмотрим успеваемость по отдельным классам. Среди лицейских классов с низким процентом качества (<50%) можно выделить 7а класс (25%), 8а (26%), 9а (23%). Конечно, по сравнению с 1 четвертью в этих классах качество образования повысилось, но для лицейских классов этого маловато. Среди общеобразовательных классов можно выделить 5г (15%), 6г (3%), 7г (11%), 8в (15%), 9г (8%). Здесь учитывались классы с качеством обучения менее 16%.
15