Выступление на научно-практическом семинаре директоров общеобразовательных учреждений на тему: Управление инновационными процессами в условиях реализации национальной образовательной инициативы Наша новая школа
Здравствуйте! Я, учитель начальных классов, руководитель научного общества учащихся «Росток», Ваничева Анжела Сергеевна. Своё выступление я хочу начать со слов великого русского математика,
Слайд 2. основоположника современной теории вероятности, Андрея Николаевича Колмогорова, который сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Как известно, детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать - важнейшие черты детского поведения.
Слайд 3-5. В нашей школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Поэтому, для нас очень важно выявить и поддержать одаренных учащихся, развить их интеллектуальные и творческие способности, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, организовать исследовательскую деятельность.
Слайд 6. Для этой цели в нашей школе в 2010 году было создано научное общество учащихся «Искатель», Слайд 7. руководителем которого является Стародубцева Елена Ивановна, учитель технологии. Работы учащихся этого научного общества давно уже вышли за рамки школы. Слайд 8. Их первые научные труды защищали честь родной школы на муниципальном, региональном уровнях.
Но так получилось, что в нашей школе работает ещё одно научное общество учащихся. Слайд 9. Это общество самых маленьких и любознательных почемучек и называется оно – «Росток». Как же оно образовалось и зачем?
Слайд 10. Дело в том, что работа в научном обществе велась в двух структурных подразделениях: «Росток» (1-4 классы) и «Искатель» (5-11 классы). В начальных классах исследовательский метод реализовывался только в рамках классно-урочной системы. Слайд 11-12. Исследовательская деятельность младших школьников заключалась в подборке материалов на определённую тему из различных источников, в подготовке сообщений, докладов. Слайд 13. Мы заметили, что количество учащихся начальных классов, интересующихся исследовательской деятельностью, стало значительно увеличиваться. Слайд 14. И мы решили поддержать этих ребят, так как считаем, что умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Но для успешного осуществления научно-исследовательской деятельности необходима взаимодополняющая деятельность научного руководителя и учащегося не только в рамках классно-урочной системы, но и овладение знаниями по предметам, выходящими за пределы учебной программы.
Слайд 15. Поэтому в 2012 году подразделение «Росток» стало отдельным самостоятельным научным обществом учащихся начальных классов, Слайд 16. руководителем которого я и являюсь.
Слайд 17. Куратором НОУ «Искатель» и НОУ «Росток» является Аверичева Мария Степановна, заместитель директора по учебно – воспитательной работе.
Слайд 18. Заседания научных обществ «Искатель» и «Росток» проводятся 1 раз в четверть, где ребята в доступной форме знакомятся с постановкой цели и задач исследования, с различными методами исследования, учатся оформлять свои работы.
Ежегодное проведение в нашей школе научно-практической конференции стало традицией. На конференции ученики представляют итоги своей увлекательной и довольно длительной исследовательской работы.
Слайд 19. Вот и в этом году, 23 января, в нашей школе прошла научно – практическая конференция «Исток». Почему «Исток»? Это слово собирательное и состоит из двух слов. «Искатель» - название научного общества средних и старших классов и «Росток» - название научного общества младших школьников. Вот и получился «Исток». Слайд 20-21. По итогам 1 тура конкурса проектов, который проходил в каждом классе, на школьную конференцию было представлено 24 проекта. Свои работы ребята защитили достойно.
Слайд 22. Хочется отметить, что в результате подведения итогов конференции, лучшие работы имеются и у членов научного общества «Росток». Эти работы будут представлены на Пятом районном открытом слете ученических научных обществ, который состоится 18 февраля 2014 года.
Слайд 23. Кто же эти члены научного общества «Росток»? Это учащиеся первого уровня, выразившие желание расширить свои знания в различных предметных областях, участники и победители предметных олимпиад, дети, увлеченные исследовательской и проектной деятельностью.
Слайд 24-25. Отрадно среди участников НОУ «Росток» видеть самых маленьких – первоклассников.
Слайд 26-29. Так, победители школьной научно - практической конференции «Шаг в будущее», которая прошла в нашей школе в прошлом году, достойно выступили в конкурсе научно-исследовательских работ и проектов в рамках IV районного открытого слёта ученических научных обществ.
Слайд 30-33. Призёрами стали ученики 1- ых классов, также 2 место занял коллективный проект учащихся 1 В класса. Слайд 34. И конечно же было большой радостью видеть победителей районного конкурса учащихся 4 класса.
Конечно же, отдельно хочется сказать и о родителях наших учеников, которые не остаются в стороне безучастными. Наша позиция такова: для того, чтобы взаимоотношения между школой и родительской общественностью стали шире, прочнее и доверительнее, необходимо участие в проектной деятельности не только учеников и учителя, но и их родителей.
Слайд 35. На родительских собраниях, в индивидуальных и групповых беседах, консультациях мы рассказываем родителям, какова их роль и какую помощь они могут оказать своему ребёнку при работе над проектом.
Слайд 36-45. Подключение родителей обусловлено несколькими причинами: во-первых, в силу своих возрастных особенностей учащиеся младших классов далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах.
Во-вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации широко распространённого сейчас дефицита внутрисемейного общения. Поэтому основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком.
В-третьих, существует разновидность семейных проектов, обладающих огромным развивающим потенциалом, и для их осуществления участие родителей просто необходимо.
И большое им за это спасибо! Особенно неоценима их помощь при создании видеороликов и видеофильмов, то есть в оформительских и технических вопросах. Сейчас один из таких проектов вы увидите. Этот проект занял 1-ое место в конкурсе научно-исследовательских работ и проектов в рамках IV районного открытого слета ученических научных обществ образовательных учреждений Щёлковского муниципального района Московской области в 2013 году.
Слайд 46-48. И в завершении хочу сказать, что исследовательская и проектная работа с учащимися является трудным, кропотливым, затратным по времени для педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Руководители проектов получают не только благодарственные письма за подготовку дипломантов и призёров, но и испытывают огромную радость и гордость за победу ученика. Ведь с ростом ученика растёт и учитель.
Учащиеся начальных классов, перешедшие в среднее звено, продолжают заниматься научной работой. И это радует. Поэтому вести научно-исследовательскую работу среди учащихся младших классов можно и необходимо.
И быть может нынешние члены научных обществ «Искатель» и «Росток», не только будущие победители школьных, районных, областных олимпиад и конференций, победители среди студентов ВУЗов, но и будущие учёные!
Слайд 49. Всем спасибо за внимание!