Тестовые задания для подготовки обучающихся 11 класса во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии
Тестовые задания для подготовки обучающихся 11 класса во Всероссийской олимпиаде школьников
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Укажите значение ионов калия и натрия в процессах жизнедеятельности клетки:
активизируют энергетический обмен
обеспечивают транспорт веществ в клетку
активизируют пластический обмен
4)обеспечивают электрический разряд на мембранах нервных клеток и нервных волокон 2.Назовите белок, который одним из первых был получен с помощью методов генной инженерии 1)гемоглобин 3)каталаза 2)инсулин 4)фибриноген 3. Для клеток растений НЕ характерен синтез: 1) аминокислот; 3) гликогена; 2) нуклеотидов; 4) фосфолипидов
4.В результате цитокинеза образуются 1) гаметы 3) дочерние хроматиды 2) дочерние клетки 4) дочерние хромосомы
5.При оогенезе отсутствует стадия 1) размножения3) созревания
2) роста 4) формирования
6.Биваленты образуются в 1) интерфазе3) профазе I
2) метафазе I 4) профазе II
7.По рисунку определите тип скрещивания
1) эпистаз 3) плейотропия
2) полимерия 4) комплементарное действие генов
8. Образование гамет одного вида (наиболее древний тип полового размножения):
1) Изогамия;3) Гиногенез;
2) Гетерогамия; 4) Партеногенез
9.Разработал теоретические основы и методы селекции зерновых культур.
Вывел высокопродуктивные сорта кубанской пшеницы: Безостая 1, Аврора, Кавказ
1) П. П. Лукьяненко 3) И. В. Мичурин;
2) Н. В. Цицин; 4) М.Ф.Иванов
10. Соя — дешёвый источник масла и белка. Лецитин для кондитерской промышленности, который используется, как эмульгатор и стабилизатор продукции получен с помощью метода биотехнологии
1) селекции микроорганизмов;3) генной инженерии;
2) клеточной инженерии;4) микробиологического синтеза
11. На схеме буквой Б обозначена схема действия гена при
доминантном эпистазе
рецессивном эпистазе
полимерии
плейотропии
12. На схеме показаны результаты скрещивания барбусов с простой () и золотистой () окраской. Золотистая окраска у барбусов наследуется как
аутосомный рецессивный признак
аутосомный доминантный признак
рецессивный, сцепленный с полом признак
4) доминантный, сцепленный с полом признак
13. Работу сердца усиливают 1) ацетилхолин и адреналин
2)адреналин и симпатический отдел вегетативной нервной системы
3)симпатический отдел вегетативной нервной системы и брадикинин
4) брадикинин и ацетилхолин
14. На рисунке цифрой 3 обозначен (-о)
1) жёлтое тело
2) ооцит (яйцеклетка)
3)растущий фолликул
4)созревший фолликул
15. Укажите сосуды малого круга кровообращения.
лёгочные артерии и вены
плечевые артерии и вены
бедренные артерии и вены
сонные артерии и яремные вены
16. Зачем листьям кочана капусты такие толстые жилки?
для накопления воды и органических веществ
для быстрого переноса веществ в пору формирования кочана или при образовании растения второго года жизни
для лучшего испарения воды
для увеличения скорости фотосинтеза
17. Гомологами волос кошки не являются: 1) панцирь черепахи 2) перья на теле птицы 3) иголки на теле ежа 4)панцирь рака
18. Примером, не иллюстрирующим общую дегенерацию, является 1) пальцев у лошади 2)нервной системы у эхинококка 3)пищеварительной системы у бычьего цепня 4) корней у повилики
19. Галлофилы – это: 1) растения засоленных почв 2) животные засоленных почв 3) влаголюбивые организмы 4) светолюбивые растения
20.Аутосомно-доминантный тип наследования: 1) фенилкетонурия 2) псориаз 3)полидактилия 4) гемофилия
21.Признак, который не относится к синдрому Дауна 1) геномная мутация 2) гетероплоидия 3) цитогенетический метод 4) сибсы
22.Экологическая группа растений, требующая меньше всего влаги в среде их обитания.
1) гидрофиты 2) мезофиты 3) ксерофиты 4) гидатофиты
23.Бестер – это гибрид 1) барана и ослицы 2)бактриана и дромадера 3) белуги и стерляди 4) хорька и норки
24.Какая отрасль биотехнологии позволяет проводить экстракорпоральное оплодотворение и имплантацию зиготы в материнский организм? 1) биоэнергетика 2) генная инженерия 3) клеточная инженерия 4)микробиологический синтез
25.Какой метод используют с целью изучения мутагенных факторов на живой организм ? 1)аутбридинг 2)инбридинг 3) индуцированный мутагенез 4) метод ментора
26. Какой путь эволюционного процесса иллюстрирует рисунок?
1) аллогенез
2) арогенез
ароморфоз
4) катагенез
27. Кофе происходит из .. центра
1)Абиссинского 2) Индийского 3)Средиземноморского 4) Южноазиатского
28. Аналогичными органами у растений являются
корень и корневище
корень и корнеплод
лист и чашелистик
тычинки и пестик
29. На рисунке изображеныаналогичные органы
атавизмы
гомологичные органы
4) Рудименты
30. Редукция гаметофита и преобладание спорофита в жизненном цикле растений происходит путём
ароморфоза
биологического регресса
дегенерации
идиоадаптации
31. Экологическому критерию вида соответствует следующее описание ежа обыкновенного.
Ёж обыкновенный довольно крупный зверёк, массой до 1,5 кг; верхняя сторона тела покрыта твёрдыми иглами, а нижняя — редким волосяным покровом.
Ёж обыкновенный населяет Европейскую часть России, юг Западной Сибири и юг Дальнего Востока.
Основная пища ежа — насекомые, также он поедает мелких грызунов, яйца птиц, птенцов, земноводных и пресмыкающихся, червей и моллюсков.
С понижением ночной температуры зверёк готовится к зимней спячке: собирает сухие листья, траву для утепления своих гнёзд; во время зимней спячки температура тела у ежа падает с 33,7 до 1,8 "С.
32. Для органического мира в докембрийский период характерны такие ароморфозы, как
внутренний скелет из костной ткани
фотосинтез и многоклеточность
четырёхкамерное сердце и теплокровность у животных
4) цветы и семена у растений
33. Какое количество энергии получит консумент II порядка, если в продуцентах содержалось 1000 кДж?
1) 10 кДж2) 100 кДж 3) 1000 кДж 4) 10000 кДж
34. Целлюлозоразрушающие бактерии обитают в желудке и кишечнике травоядных копытных. Это пример:
нейтрализма3) мутуализма
паразитизма4) комменсализма
35. Содержание углерода в растениях в 200 раз больше, чем в земной коре. Это следствие, какой функции живого вещества в первую очередь?
1) энергетической 2)газовой
3)концентрационной 4) окислительно-восстановительной
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1.Укажите гормоны, которые вырабатывает щитовидная железа.
1)гидрокортизон 2)кальцитонин 3)трийодтиронин 4)серотонин 5)тироксин
а) 134 б) 235 в) 1245 г) 2345
2.Какое вещество из перечисленных, регулирующих ритм сердца, не распространяется при помощи крови
1) соли кальция 2) адреналин 3) соли калия 4) нонадреналин 5) ацетилхолин
а) 3 б) 5 в) 13 г) 135
3.Признаки, характерные определению пола у моли : 1) женский ХХ 2) женский ХУ 3) женский ХО 4) мужской ХУ 5) мужской ХХ 6) тип ХО
а) 146 б) 256 в) 346 г) 356
4.Взаимодействие аллельных генов: 1) кодоминирование 2) кооперация 3) плейотропия 4) эпистаз 5) сверхдоминирование 6) множественные аллели а) 256 б) 234 в) 156 г) 1246
5.Предшественнику человека соответствует представитель 1) питекантроп 2) гейдельбергский человек 3) австралопитек 4) плезиантроп 5) презинджантроп 6) синантроп
а) 124 б) 246 в) 345 г) 456
6.Эволюционные изменения голосеменных растений: 1) преобладает гаметофит 2) преобладает спорофит, гаметофитом является заросток 3) существует только спорофит 4) гаметофит редуцировании развивается на спорофите 5) все клетки гаплоидны
а) 15 б) 35 в) 34 г) 345
7.Ароморфозы животных: 1) кожномускульный мешок у плоских червей 2) хитиновый покров 3) распространение семян 4) видоизменения корней 5) трахейное дыхание у насекомых 6) амнион у рептилий
а) 135 б) 345 в) 2346 г) 1256
8.Укажите вещества, которые всасываются в желудке: 1) аминокислоты 2) лекарства 3) витамины 4) глюкоза 5) никотин 6) алкоголь
а) 134 б) 145 в) 245 г) 256
9.Этологические приспособления 1)постройка гнезда 2) брачное поведение 3) чередование на теле темных и светлых полос 4) анабиоз животных 5) выкармливание потомства 6) мимикрия
а) 124 б) 256 в) 345 г) 125
10. Какие отношения между организмами являются положительными?
1) конкуренция
2) хищничество
3) паразитизм
4)мутуализм
5)протокооперация
6)комменсализм
а) 123 б) 345 в) 456 г) 145
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.Гистамин регулирует тонус гладких мышц, выделение желудочного сока, участвует в развитии воспалительных и аллергических реакций
2. Нервная система человека, слона и гидры является производным эктодермы.
3.Из мезодермы образовались железы внутренней секреции
4.Причина синдрома Шерешевского- Тернера – моносомия у женщин по Х хромосоме-45,Х
5.Биогаз – одна установка дает 500м3 биогаза в сутки из 1 т навоза, что эквивалентно 350 л. бензина
6.Многочисленные сорта капусты огородной были получены в результате селекционной работы из исходного вида редьки дикой однолетней
7. Кишечную палочку научили продуцировать человеческий инсулин для лечения сахарного диабета
8. Гормон роста соматотропин ускоряет восстановление тканей, и его используют для лечения карликовости, ожогов, ран, переломов
9. Картофельный и кукурузный крахмал, полученный из трансгенных растений используют при приготовлении майонезов, соусов и кетчупов.
10. Апомиксис - развитие цветковых растений из неоплодотворённой яйцеклетки или из клеток зародышевого мешка.
11. Получен многоплазмидный штамм бактерий, который в качестве источника углерода использует сырую нефть
12. Гликоген - компонент клеточной стенки бактерий
13. Синтетические подсластители, в частности аспартам, В 200 раз слаще сахара.
14. При гиногенезе у круглых червей сперматозоид стимулирует дробление яйцеклетки, но не оплодотворяет её. Возникает новый организм с гаплоидным набором хромосом, имеющий только материнские признаки
15. В селекции животных используют массовый отбор, иногда применяют только индивидуальный отбор
16.По принципу полимерии наследуются количественные признаки, например, яйценоскость.
17.Темная кожа поглощает инфракрасные лучи, белая их отражает.
18. Иммунобиотехнология — создание искусственных гибридов антител.
19. Коловратка развивается с помощью партеногенеза
20. Чипсы известных производителей содержат сырьё из трансгенных растений
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
«да» «нет» Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5 (за правильный ответ 0,5)
1.Установите соответствие между признаком животного и путем эволюции, которому он соответствует.
Признак животного Путь эволюции А) редукция органов зрения у крота 1) арогенез Б) наличие присосок у печеночного сосальщика 2) аллогенез В) возникновение теплокровности Г) возникновение четырехкамерного сердца Д) уплощенное тело камбалы
А Б В Г Д
2.Установите соответствие между животным и основным способом его ориентации в пространстве. Животные Способы ориентации
А) собака 1) эхолокация Б) кошка 2) хеморецепция В) сова Г) дельфин Д) акула
А Б В Г Д
3. Установите соответствие между растениями их экологическими группами.
Растение Экологическая группа
A) алоэ 1) гидрофилы
Б) тростник2) мезофилы
B) клевер 3) ксерофилы Г) саксаулД) лещина
А Б В Г Д
4. Установите соответствие между представителями эволюционных идей и открытиями Открытия Представители А) в основу классификации был положен 1) К.Линней принцип иерархичности таксонов 2) Ж.Б.Ламарк Б) первым поместил человека в отряд приматов 3) Ж.Бюффон В) рассматривал происхождение видов от одного предка под влиянием среды, что изменчивость ограничена Г) создал первую эволюционную теорию Д) животных разделил на беспозвоночных и позвоночных, сгруппировав их в 14 классов
А Б В Г Д
5. Установите соответствие между движущими факторами эволюции и признаками А) естественный отбор 1) направляющие эволюцию Б) мутации 2) не направляющие эволюцию В) дрейф генов г) волны жизни д) изоляция
А Б В Г Д
Ответы
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
4 2 3 2 4 3 2 1 1 3 4 1 2 3 1
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
2 4 1 2 3 4 3 3 3 3 1 1 1 4 1
31 32 33 34 35 3 2 1 3 3 Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
б б г в в в г г г в
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
«да» хххххххххххххх«нет» ххххххЧасть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5 (за правильный ответ 0,5)
1.
А Б В Г Д
2 2 1 1 2
2.
А Б В Г Д
2 1 1 1 2
3.
А Б В Г Д
3 1 2 3 2
4.
А Б В Г Д
1 1 3 2 2
5.
А Б В Г Д
1 2 2 2 2
Список литературы
Александрова В.П. и др. Биология. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 5-10 классы. М.: ВАКО, 2013
Дятлова К.Д., Михалева Т.Г. Разработка педагогических тестов по биологии. М.: ВАКО, 2014.
Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс. Сост. С.Н. Березина. М.: ВАКО, 2015.