План-конспект открытого урока физкультуры в 8 классе Тема урока: Опорный прыжок. Игра с элементами гимнастики.
План-конспект открытого урока физкультуры в 8 классе
Тема урока: Опорный прыжок: согнув ноги (м) через козла; прыжок боком через коня с поворотом на 90 (д). Игры с элементами гимнастики.Цели: провести строевые упражнения, общеразвивающие упражнения со скакалками; совершенствовать технику опорного прыжка; развитие координации, силовых качеств.
Задачи:
Образовательная: совершенствование опорного прыжка через гимнастического коня и козла.
Оздоровительная: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем, закаливание организма.
Воспитательная: воспитывать морально-волевые качества, бережное отношение к инвентарю, дисциплинированность на уроке, уважение к товарищам.
Время проведения: 45 мин
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: секундомер, свисток, гимнастический козел, гимнастический конь без ручек, гимнастический мостик, гимнастические маты и скакалки.
Ход урока
I. Вводная часть (15-17 минут)
1.Построение. Объявление темы и целей урока. Рапорт учащихся, приветствие. (1 минута).
Учитель. Сегодня мы с вами продолжим совершенствовать технику выполнения опорного прыжка через гимнастических козла и коня. Напоминаю вам технике безопасного поведения при выполнении опорных прыжков: не начинать выполнение без моей команды и не забывать о самостраховке.
2. Организационные строевые команды: повороты на месте направо, налево, в прыжке кругом. (30 секунд).
Учитель.Внимание класс, прыжком напра-во, нале-во, кру-гом.
3. Ходьба строевым шагом. 1 минута
Учитель.Внимание класс, в обход по залу,строевым шагом, марш!
4. Разминочный бег. (3 минуты).
Учитель.Внимание класс, бегом марш! Внимание, бег с заданиями: бег с высоким подниманием бедра, с захлестом голени, приставными шагами правым и левым боком.После бега перевожу класс на шаг.
5.Учащиеся выполняют упражнения на восстановление дыхания: на 1-2 – руки вверх – вдох, на 3-4 – руки вниз - выдох) (1 минута).
6. Разминка (5-7 минут).
Учитель.Направляющий, на месте… класс, стой раз-два. Напра-во, взяли скакалки. Кру-гом.Влево на вытянутые руки разом-кнись.
Сегодня мы выполним комплекс упражнений с гимнастической скакалкой
И. п. — основная стойка, скакалка сложена вчетверо внизу. На 4 счетакруговые вращения головой вправо, на 4 – влево. Повторить 4 раза в медленном темпе.
И. п. — стойка ноги на ширине плеч, скакалка сложена вчетверо вперед. На счет «раз» — поворот головы направо, поворот скакалки перпендикулярно полу, левая рука вверху; на счет «два» — поворот головы налево, поворот скакалки перпендикулярно полу, правая рука вверху. Повторить 8 раз.
И. п. — основная стойка, скакалка сложена вчетверо вперед. На счет «раз» — правая рука к правому плечу; на счет «два» — вернуться в исходное положение; на счет «три» — левая рука к левому плечу; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
И. п. — стойка ноги на ширине плеч, скакалка сложена вчетверо вперед. На 1-2— поворот туловища вправо, скакалку отвести максимально направо; на счет 3-4 — поворот туловища влево, скакалку отвести максимально налево. Повторить 4-6 раз.
И. п. — стойка ноги на ширине плеч, скакалка сложена вчетверо на плечах (натянута). На счет «раз» — наклон с поворотом туловища направо; на счет «два» — вернуться в исходное положение; на счет «три» — наклон с поворотом туловища налево; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
И. п. — стойка ноги на ширине плеч, скакалка сложена вчетверо внизу. На счет «раз» — руки вверх-назад, прогнуться; на счет «два» — наклон, коснуться пола, три – добавочный, 4 - вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза в медленном темпе.
30 прыжков через скакалку вперед, 30 прыжков назад.
7. После разминки ученики убирают инвентарь.
Молодцы, разминка окончена, дежурный собирает скакалки. (Учащиеся устанавливают козла-коня, гимнастический мост и укладывают гимнастические маты).
II. Основная часть (25-27 минут)
Специальная подготовка.
Учитель.Ребята, сегодня мы с вами продолжим совершенствовать технику опорного прыжка. Но прежде давайте вспомним, что такое прыжок?
Полина.Наиболее рациональным и быстрым способом преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий являются прыжки. Все они имеют одинаковую структуру двигательного акта и в них выделяются четыре фазы:
Разбег;
Толчок;
Полет;
Приземление.
Это правило относитсякак легкоатлетическим, так и гимнастическим прыжкам.
Учитель.Молодец, а на какие две основные группы разделяют прыжки?
Люба. Прыжки бывают опорные и неопорные - простые.
Безопорные прыжки применяются при преодолении нешироких горизонтальных и невысоких вертикальных препятствий и выполняются с приземлением на одну или на обе ноги.
Опорные прыжки применяются при преодолении препятствий, высота которых позволяет за счет толчка ногой вскочить на них и выполняются, наступая на препятствие или с опорой на руку и ногу.
Учитель.Все верно. К безопорным относятся: прыжки на месте на обеих и на одной ноге с различными поворотами и движениями, прыжки в высоту с места и с разбега, в длину с места и с разбега, с высоты или со снарядов, через планку, прыжки со скакалкой.
Ко второй группе относятся опорные прыжки толчком руками о снаряд(через козла, плинт, коня,) поставленные в ширину или в длину, толчком о дальнюю, среднюю, и ближнюю части.
В опорных прыжках выделяют следующие фазы: разбег, толчок ногами, полет до постановки рук на снаряд, толчок руками, полет после толчка руками и приземление.
Учитель.А как опорные прыжки влияют на физическое развитие человека?
Данил.Опорные прыжки способствуют развитию силы мышц, быстроты и координации, а также воспитанию таких важных качеств, как смелость, решительность и настойчивость.
Замечательно, давайте выполним несколько специальных упражнений, которые помогут вам хорошо овладеть техникой прыжков.
Итак, первые упражнения в упоре лежа, которые мы выполним, предназначены для овладения умением правильно разводить и сводить ноги.
Последовательно принять упор присев, упор лежа, соединить ноги. На раз толчком ноги врозь, на два ноги соединить. Упор присев принять – встать (4 раза).
Из упора лежа на раз толчком ног перейти в упор стоя ногиврозь согнулись, на счет два в упор лежа (4 раза).
Из упора лежа на раз толчком ног и толчком рук перейти в стойку ноги врозь руки в стороны, на счет два в упор лежа.
Далее тоже самое, но в стойку ноги врозь полностью выгнуться. Далее из положения упор лежа ноги врозь отталкиваться руками от пола (все выполнить по 4-5 раз).
Упражнение для правильной работы рук и ног при выполнении прыжка через коня. В упоре лежа повернуться плечом назад спиной вправо руку вверх, затем в другую сторону. Выполняем 4 раза на раз-два. Упор присев, встать.
Упражнения для устойчивого приземления.
На раз ноги соединить, согнув в коленях, руки назад-в сторону. На 2 выпрыгнуть вверх, руки вперед – вверх-в сторону. На три руки опустить вперед-в сторону. На 4 опускаем вниз по швам.
Далее тоже самое, но на 4 счет поворот на 90 градусов по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки (по 4 прыжка).
Тот же самый прыжок, но с разворотом на 180 градусов по часовой и против часовой стрелки (по 2 прыжка).
Упражнения для совершенствования наскока на мостик и прыжку вверх прогнувшись с устойчивым приземлением.
Шагом левой ноги делаем раз, прыжок на две ноги в полупресед, руки назад – в стороны –два. Прыжок руки вверх-в стороны – три. Руки вверх, выпрямить ноги – 4. На 5 – руки по швам, 6-7 поворот кругом (2 раза).
Далее наскок на мост и соскок на мат по изученной технике.С поворотом на 90 градусов вправо и влево в обруч. С поворотом на 180 градусов (по 1 разу).
Организация имитации прыжка – наскок в упор присев и соскок прогнувшись.
Упор присев, руки на скамью на счет раз. Упор лежа -2, толчком ног упор присев на скамейке на счет три. Соскок со скамейки прогнувшись – 4. На счет 5 руки вниз по швам, на 6 – поворот кругом.
Упражнения для умения отталкиваться руками от козла, коня.
Стоя на мостике опираясь на козла прямыми руками выполнять подскоки разводя ноги врозь. Учитель поддерживает учеников двумя руками за плече (по 4 раза).
Совершенствование техники опорного прыжка через козла.
(Учитель должен страховать учеников при выполнении этого упражнения особенно внимательно)
Первый круг (по 2-3 раза).
Выполнить опорный прыжок через козла в ширину ноги врозь (выполняют юноши и девушки).
Второй круг (по 2-3 раза).
Выполнить опорный прыжок через козла в длину ноги врозь (выполняют юноши и девушки).
Техника выполнения аналогична предыдущей, только требуется более дальняя постановка рук при напрыгивании.
Страховка: Страхующий стоит на месте приземления сбоку и поддерживает в момент толчка руками под плечо обеими руками (выше локтя).
Третий круг (по 2-3 раза).
Опорный прыжок через козла в длину согнув ноги, высота 110 – 115 см. (выполняют только юноши, девушки ожидают на скамье). Прыжок начинается с разбега и напрыгивания на мостик обеими ногами.
Страховка: Стоя спереди и немного сбоку от места приземления при обучении держать прыгуна двумя руками за руку выше локтя, а когда прыжок изучен одной рукой за предплечье. Другой за плечо или под грудь; при падении вперед держать под грудь при падении назад под спину.
Упражнения для выполнения прыжка боком через коня в ширину.
С небольшого разбега наскок на мостик, ставим обе руки на коня, тело уходит в сторону вес тела быстро перенести на опорную руку. Сначала можно выполнить на козле. Далее наскок, ноги задержать на коне опираясь на одну из рук.
Четвертый круг (по 2-3 раза).
Прыжок «боком» (выполняют только девушки, мальчики страхуют). После толчка ногами, опираясь на коня, энергично поднять согнутое тело вверх и в сторону прыжка. Подавая таз вперёд, разогнуться над снарядом и, оттолкнувшись одной рукой, передать тяжесть тела на другую. В положении боком над конём прогнуться. Когда тело пройдёт над снарядом, оттолкнуться опорной рукой. Приземлиться спиной к снаряду.
Помощь и страховка: стоя за снарядом со стороны опорной руки помощь оказывается двумя рукам за плечо или стоя у мостика одной рукой поддержать за плечо, а другой подталкивать снизу за таз или бедро.
Упражнения для выполнения прыжка боком через коня в ширину.
Шестой круг (по 2-3 раза).
Прыжок «боком» через коня в ширину с поворотом на 90 градусов (высота 110 см) (выполняют только девушки).
Одновременно с толчком ногами о мостик опереться прямыми руками о коня и, поднимая таз, направить ноги в сторону — вверх, перемещая вес тела на опорную руку, при этом туловище находится горизонтально снаряду. Оттолкнуться опорной рукой и приземлиться боком к снаряду развернувшись на 90 градусов.
Помощь и страховка: стоя за снарядом со стороны опорной руки помощь оказывается двумя рукам за плечо или стоя у мостика одной рукой поддержать за плечо, а другой подталкивать снизу за таз или бедро.
Упражнения для выполнения прыжка углом через коня в ширину толчком одной и махом другой с косого разбега.
Постановка дальней от снаряда ноги на мост, постановка одной руки, выполняется мах ближней ногой, в момент пролета над снарядом обе ноги соединяются, тело в положении углом и быстро ставится разноименная рука на опору. Если не поставить руку быстро, то приземление произойдет спиной к снаряду.
Шестой круг (по 2-3 раза).
Прыжок углом через коня в ширину толчком одной и махом другой с косого разбега.
Помощь и страховка:стоять у места приземления лицом к снаряду, правой рукой держать правой рукой за правую руку выше локтя, а левой под таз или под спину.
2. Лазание по канату: юноши без помощи ног, девушки в два приема. (5 – 7 минут – по 1-2 раза).
1).Лазанье в два приёма (девочки и мальчики).
В висе одна рука прямая, другая согнута у груди. Первый приём: поднимая согнутые ноги, захватить ими канат так же, как при лазании в три приёма. Второй приём: разгибая ноги, перехватить канат согнутой рукой вверх, а выпрямленную руку согнуть. Рекомендую выполнять захват каната ногами способом «ступенька».
Игра «Придумай сам» (3 минуты).
Игроки двух команд строятся в шеренги на разных сторонах зала лицом к его середине и рассчитываются по порядку номеров. Руководитель называет любой номер. Игрок должен быстро выбежать на середину зала и показать три разных движения. Затем вызывается игрок из другого отделения. Тот показывает три новых движения, не похожих на прежние. Если одно из упражнений уже было, команде начисляется 1 штрафное очко. Игра продолжается. Итог игры подводится по сумме штрафных очков.
Игра «Оседлай коня» (3 минуты).
Перед игроками, расположенными в колоннах, в 8-10 шагах от них ставят мостик и (продольно) коня без ручек. По общему сигналу начинается игра. Первые игроки выбегают из колонн и, отталкиваясь от мостика, садятся на коня как можно дальше от края. Затем самостоятельно без сигнала руководителя выбегают из колонн и прыгают на коня остальные участники команд. Задача каждой команды – удержаться и не свалиться с коня, даже если на нем трудно разместиться всем игрокам команды. Выигрывает та сторона, где игроки закончили игру быстрее без нарушения правил. Этих правил два: прыгнувший не имеет права сдвигаться с места, и никто (сидя на коне) не должен касаться пола какой-либо частью тела.
Игра «Мостик и кошка» (5 минут).
Игроки двух команд располагаются по одному у линии старта. Перед ними в 5—10 м веревочкой обозначают два круга диаметром 1 м. По сигналу первые номера выбегают вперед и, добежав до первого круга, выполняют мост. Затем вперед устремляются вторые номера, пролезают под мостом и бегут к дальнему кругу, где принимают положение упора стоя согнувшись (выгнув спину, как кошка). Теперь уже первый номер бежит к дальнему кругу и пролезает под игроком, занявшим положение упора стоя согнувшись. После этого оба игрока, взявшись за руки, бегут к своей команде. Как только они пересекут линию старта, вперед выбегают по очереди новые игроки, а прибежавшие встают в конец колонны. Победу одерживает команда, закончившая игру первой.
III. Заключительная часть (4 - 5 минут)
Заканчивают игру за 3—4 мин до конца урока. Инвентарь убирают на место. Проводится построение в одну шеренгу. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения.
Игра на равновесие (1 – 2 минуты).
Ученики расходятся по залу. Закрывают глаза. По первому свистку поднимают правую ногу и покачивают ею вперед-назад, стараясь не сойти с места. По второму свистку – опускают правую ногу. По третьему – поднимают левую ногу и так же покачивают ею вперед-назад.
Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока.
Анализ и самоанализ работы на уроке. Учитель подводит итоги урока – отмечает правильное выполнение и на наиболее типичные ошибки выполнения гимнастических упражнений.
Оценивание работы учащихся.
Желательно похвалить учеников за успехи.
Домашнее задание.
Прочитать текст «Гимнастика» (повторить акробатические элементы) на с. 105—108 учебника В.И.Ляха.
Организованный выход из зала.