Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 класс









Проект урока

Предмет: окружающий мир
Класс: 1-б (1-4)
Тема: Где живут белые медведи?
УМК «Школа России»
Программа: А.А. Плешаков














Выполнил учитель начальных классов
МБОУ СОШ №32 г. Дзержинска
Нижегородской области
Кочукова Ирина Юрьевна
Квалификационная категория высшая
Стаж работы учителем начальных классов 24 г.




г. Дзержинск
2012


Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для изучения данной темы
Дети знают, кто такие животные, чем питаются и как зимуют животные. К моменту проведения урока дети могут рассуждать о пользе животных, об отношении человека к ним.
Ученики любят участвовать в инсценировках диалогов сказочных героев, работать со стихами, учатся видеть природу живой, рассуждать и беседовать с «образами» природы.
Уровень усвоения знаний – применение в знакомой ситуации для детей 2 группы, для детей 1 группы – применение в новой ситуации.
Уровень сформированности умений и навыков – синтетический, встречается и варьирующий (1 группа).

Для данного урока дети разделены на группы так, что в каждой группе есть дети с разным уровнем развития и обучаемости. Работая в парах, группах смешанного состава, через совместную деятельность удаётся вовлечь в работу каждого ученика, сделать его активным участником учебного процесса. Неуверенные дети получают возможность проверить себя, скорректировать свой ответ. Слабым помогают карточки и рабочие пометки (дети могут ими пользоваться даже во время ответа), сильные реализуют себя в более сложной работе с книгой и в оказании помощи слабым. Каждый выбирает то, что ему по силам. Кроме того, каждая группа стремится выполнить работу качественно.





















Тема урока: Где живут белые медведи?
Цели:
Формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли; познакомить детей с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.
Задачи:
1) Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
2) Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
3) Учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся –
усвоят, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида.
показывать на глобусе, карте и называть холодные районы Земли.
устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
приводить примеры животных этих районов.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, ПК;
аудиозаписи песен;
глобус, карта полушарий, изображения представителей животного мира;
учебник Плешаков А.А. «Окружающий мир»;
рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»
Просвещение, Москва, 2011 г.
Форма урока: урок – путешествие
Тип урока: комбинированный














План урока с хронометражем

1
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу.
2 мин.

2
Актуализация знаний
Графический диктант.
Игра «Кто где живет?»
8 мин.

3
Самоопределение к деятельности
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.
2 мин.

4
Работа по теме урока
Практическая работа в парах
Работа по учебнику
11 мин.

5
Физкультминутка
Гимнастика для глаз
«Мишка»
2 мин.

6
Продолжение работы по теме урока
Беседа
Работа в рабочей тетради
10 мин.

7
Рефлексия
Словесная и цветовая оценка урока детьми
5 мин.

8
Подведение итогов урока
Качественная оценка работы на уроке
2 мин.

9
Рекомендации для занятий дома
Задание по желанию учащихся
2 мин.










Конспект урока с теоретическим обоснованием
Содержание урока
Теоретическое
обоснование

Организационный момент –
звучит песня «Как прекрасен этот мир».
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее, –
Начнём скорей урок!
- Доброе утро, ребята. У нас необычный урок. Сегодня мы приоткроем небольшую дверцу в страну знаний.
- Вспомним, какое сегодня число?
- День недели?
- Время года?
- Какой сейчас урок? (Урок окружающего мира)
Наш девиз?
(Красота, доброта – вот в чём суть.
И считай, что недаром прожил жизнь свою,
Если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил!)
Подготовка учащихся к уроку, эмоциональный настрой на работу.
Развитие мотивационного компонента УД (эмоциональной мотивации)



Фронтальная работа


Традиционные слова и девиз в стихотворной форме организуют детей на работу

2. Актуализация знаний
- Начнём наш урок с графического диктанта (работа выполняется на листочках в клетку, подписанные учителем; учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующие знаки – знаки даны на доске)
^ - да,
· - нет,
· - не знаю
Вторник идёт после воскресенья - нет
В году четыре времени года - да
В неделе семь дней - да
Осенью на деревьях распускаются листья - нет
Весна приходит после зимы - да
В понедельник все люди отдыхают - нет
Осенью желтеют и опадают листья - да
Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи - да
Суббота идёт после пятницы - да
Весной самые длинные ночи и самые короткие ночи в году – нет
(В ходе выполнения работы у детей на листочке должен появиться рисунок)





























































































- А теперь поиграем в игру «Кто где живет?» (Учитель показывает картинку с изображением животного, дети отвечают, где он живёт).
Корова - (в коровнике).
Курица – (в курятнике).
Собака – (в будке или в доме).
Золотые рыбки – (в аквариуме).
Бурый медведь – (в лесу).
Свинья – (в свинарнике).
Ёжик – (в лесу).
- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков.
Актуализация знаний детей, подготовка к восприятию новых сведений

Развитие операционного компонента УД - развитие логического мышления

Дифференциация по степени самостоятельности









Операционный компонент – анализ, обобщение

3. Самоопределение к деятельности
- Вспомните, кто помогал нам на каждом уроке окружающего мира узнавать что-то новое, кто задавал нам непростые, но интересные вопросы? (Муравей Вопросик).
- Сегодня муравей Вопросик не смог присутствовать на нашем уроке, но он прислал нам письмо. Давайте его прочитаем.
Хорошо читающий ребёнок читает письмо.
Здравствуйте, ребята! Сегодня я не смогу работать вместе с вами на уроке, т.к. мой друг затеял полезное и очень важное дело, и я должен ему помочь. Однако я хотел бы, чтобы вы не скучали и ответили на мой новый вопрос. Я очень хочу узнать, где живут белые медведи? В добрый путь! Ваш друг - муравей Вопросик.
- Муравьишке Вопросику стало интересно, где живут эти животные.
- Ребята, а вам самим интересно узнать, где живут белые медведи?
- Может кто-то знает? (ответы детей)
- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о животных, которые живут в холодных районах).
- Прочитайте тему урока на странице 12 учебника (Где живут белые медведи?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Постановка учебной задачи

Эмоциональная и познавательная мотивация

Операционный компонент учебной деятельности

Введение игрового момента

Индивидуальная, фронтальная работа




Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

4. Работа по теме урока
Практическая работа в парах.
- Чтобы попасть в нужное нам место, нужно произнести волшебные слова, закрыв глаза:
Сто вопросов - сто ответов,
В них найду я сто секретов,
Все секреты я узнаю,
Глазки быстро открываю.
- Открываем глаза и смотрим внимательно.
(На столе у учителя глобус, на доске – карта полушарий).
Чтоб изучить пустыни, горы
И океанские просторы,
Все острова, материки
И берега большой реки,
Не нужен поезд иль автобус –
Поможет славный школьный глобус.
- Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)
- Покажите на глобусе и на карте Северный Ледовитый океан и Антарктиду (учащиеся показывают, если затрудняются, показывает учитель).
- Что вы знаете об этих районах Земли? (ответы детей)
- Проверьте свои ответы, прочитайте текст на странице 84. (Дети читают текст в парах. После чтения учитель задаёт вопросы по содержанию прочитанного).
- Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
- Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (льдом и снегом)
- Какой полюс расположен в этом районе Земли? (Северный полюс)
- Как называется ещё один холодный район Земли? (Антарктида)
Какой полюс расположен в этом районе? (Южный полюс)
Работа по учебнику.
- Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправляемся в путешествие. Для этого мы разделимся на две группы (работа в парах). Одна группа отправится на Северный полюс, вторая – на Южный полюс.
- Как вы думаете, что понадобится в путешествии? (Тёплая одежда)
- Правильно, и на Северном полюсе, и на Южном очень холодно. Надо взять шапку, куртку, вареж
·ки, могут пригодиться лыжи, аэросани. (Дети имитируют одевание тёплых вещей).
(Далее ученики работают по рисункам в учебнике: первая группа – рисунок стр.12, вторая – рисунок стр.13. Им нужно внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели, по плану).
План:
Где вы побывали?
Что увидели вокруг?
Какие животные, птицы вам встретились?
(Ученикам даётся время. Выслушиваются рассказы обеих групп.)
- Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега, льда)
- Одних и тех же или разных животных можно встретить в этих районах? (разных)
Развитие коммуникативных умений и навыков

Работа в парах, фронтальная работа, групповая работа

Развитие умений работать с учебником, картой и глобусом

Познавательная мотивация
Операционный компонент УД
Регулирующий компонент УД

Частично-поисковый метод

Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль

























Рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов

Физкультминутка
Медведи живут в районе, где много снега и льда. У нас тоже есть снежинки, внимательно посмотрите на экран и выполните разминку для глаз вместе со снежинками.
А теперь
Все дружно встали
И как мишки зашагали,
Будем делать повороты, Выполняйте все с охотой.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
- Молодцы!!!
Смена видов деятельности (минутка двигательной активности)

Активизация познавательной деятельности

Операционный компонент УД – воображение

Эмоциональная мотивация

Фронтальная работа

Продолжение работы по теме урока
Беседа
- Подумайте, как животные приспособились к жизни в холодных районах? (ответы детей)
- Послушайте ребят, которые расскажут вам о белых медведях.
(Заранее подготовленные дети сообщают краткие сведения о белом медведе).
- А какие ещё животные обитают в холодных районах? (ответы детей)
Работа в группах по школьному словарику «Животные России»
1 группа – находят и читают статью о морже
2 группа – о тюлене
3 группа – о пингвинах
- Что узнали о животных? (ответы детей)
Выполнение заданий в рабочей тетради
Стр.11 №1
- Рассмотрите рисунки в первой рамке. Назовите этих животных. Кто лишний? Почему? (пингвин – он не является обитателем Северного Ледовитого океана)
- Назовите животных во второй рамке. Кто лишний? Почему? (белый медведь, не является обитателем Антарктиды)
- Выполните задание.
Стр.11 №2
Работа в парах. Проверка.
Углубление и расширение знаний по теме урока

Развитие познавательной мотивации

Групповая работа
Развитие коммуникативных умений и навыков

Развитие умений работать с учебной литературой

Познавательная мотивация
Операционный компонент УД
Регулирующий компонент УД

Частично-поисковый метод

Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями



Рефлексия
- Какие холодные районы есть на Земле?
- Как найти эти районы на глобусе и карте?
- Назовите животных холодных районов.
Хотите с собой на память взять белого медвежонка (демонстрация аппликации, на партах у детей лежат силуэт медведя для аппликации, резаные шерстяные нитки, клей)? Тогда давайте сделаем его. Приступаем к работе. Не забываем про технику безопасности при работе с клеем.
План работы:
Возьми белые шерстяные нитки.
Намажь медведя клеем ПВА и наложи резаные нитки.
Медведь готов
Выполнение работы учащимися.
- Поднимите свои работы. Какие красивые белые медведи у вас получились! Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных детей. Я очень довольна вами и вашей работой на уроке.

Проверка и обобщение полученных знаний

Смена видов деятельности

Познавательная мотивация

Операционный компонент УД – обобщение

Приводить примеры животных холодных районов

- Оцените свои достижения на уроке (учащиеся достают смайлики и объясняют свой выбор)
у меня всё получилось, я всё понял
мне есть над чем поработать
мне было трудно

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Подведение итогов урока
- Какая задача стояла перед нами на уроке?
- Выполнили мы эту задачу?
- Какое задание сегодня на уроке вам больше всего понравилось?
- Урок окончен! (Спасибо за урок!)
Качественная оценка работы учащихся, поощрения
Познавательная мотивация
Регулирующий компонент УД

Рекомендации для занятий дома (по желанию детей):
- рабочая тетрадь стр.12 №3
- найти дополнительные сведения о жизни животных холодных районов, можно воспользоваться энциклопедиями и школьными справочниками
Углубление и расширение знаний по теме урока
Познавательная мотивация
Инструктаж
Задания по выбору учащихся


























Самоанализ урока

В теме «Где и когда» этот урок третий. По типу урок построен по стратегии «Знаю, но не все, хотел бы узнать – узнал».
На урок была поставлена следующая цель: формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли; познакомить детей с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.
Данная цель реализовывалась через поставленные задачи:
1) Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
2) Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Планируемые достижения учащихся: усвоить, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов;
3) Учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.
На уроке применялось следующее оборудование: мультимедийный проект урока, рабочие тетради, учебники, глобус, карта.
Цели урока определяют логику изучения содержания учебного материала и характер взаимодействия учителя и ученика. Организовано действие учащихся по принятию цели урока. Для этого были использованы словесно-наглядные, практические, частично-поисковые методы обучения, которые способствуют мотивации, обеспечивают диалог в обучении.
Начинается урок с психологического настроя, для того, чтобы собрать внимание учащихся. Проверка знаний прошлых уроков проходит в виде игры, вопросов. На протяжении всего урока дети путешествуют, знакомятся на каждом этапе с Северными районами нашей планеты.
На уроке организованы фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы. Применяемые формы организации познавательной деятельности обеспечивают сотрудничество между школьниками, способствуют включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Для создания проблемной ситуации использованы задания на разных этапах урока.
Подобранные задания на уроке способствуют достижению поставленных целей, обеспечивают эффективность методов обучения и соответствовали содержанию учебного материала.
Смена видов деятельности не позволяет детям чувствовать усталость, напряжение урока снималось через музыкальное восприятие и физкультминутку, различные формы обучения.
Средства обучения обеспечивают усвоение знаний, умений, стимулируют развитие творческих способностей. На уроке прослеживается воспитание у детей самоконтроля за своей деятельностью, дети учатся рефлексировать свои действия.
На уроке реализованы следующие принципы:
Принцип развития реализовывался через все задания и на этапе изучения нового материала.
На уроке прослеживалась связь с темой предыдущего урока.
Ученики осваивали необходимость приобретенного знания.
Создана атмосфера творчества и доверия.
Развивающие и воспитательные задачи решаются в единстве с образовательными.
Считаю, что задачи урока успешно выполнены. Эффективность урока достигнута, так как на протяжении всего урока шло развитие всех трёх компонентов учебной деятельности.
Мотивационный компонент:
- развитие эмоциональной мотивации в начале урока, игровые ситуации
- развитие познавательной мотивации идёт через постановку учебной задачи, введение игровой ситуации, наблюдения за природой, проведение дидактических игр
Операционный компонент:
- развитие воображения – работа со стихотворными формами
- развитие логического мышления (анализ, обобщение)
- развитие творческого мышления на основе наглядной действительности
- развитие произвольного внимания, памяти, восприятия, коммуникативных умений и навыков
Регулирующий компонент:
- развитие рефлексии при проведении итога урока
Положительные результаты урока обеспечили:
- смена одного вида деятельности другим
- разнообразные приёмы, которые поддерживали интерес к учёбе
- доброжелательная обстановка на уроке, постоянная готовность детей помочь друг другу









13PAGE \* MERGEFORMAT141215




15